На Марсе нашли следы древних мегацунами
На основе геоморфологических и тепловых изображений каналов оттока (длинных и широких низменностей, вызванных продолжительными наводнениями и эрозией) и Арабской земли на севере планеты ученые показали, что примерно 3,4 миллиарда лет назад на ее поверхность упали два астероид.
После себя они оставили пару ударных кратеров диаметром более 30 километров каждый. Их следы видны до сих пор на Марсе. Проведенное учеными численное моделирование показало, что в результате катастрофических событий на планете возникли две волны цунами высотой около 100 метров каждая.
Первое цунами привело к выбросу на сушу огромных масс жидкой воды с образованием каналов оттока. Из них жидкость вместе с фрагментами грунта спустя некоторое время транспортировалась обратно в океан. Второй астероид упал позже, когда на Марсе существовал замороженный океан. Падение этого небесного тела вызвало волну, в результате чего сформировалась вторая береговая линия (поскольку вода чрезвычайно быстро замерзла и практически не вернулась обратно в океан).
Доказательством теории ученых является обнаружение различий между береговыми линиями океана высотой в 50 метров (по соляным отложениям и деталям рельефа). Это отличие появилось, как показало моделирование, в результате воздействия второго гигантского цунами.
Ученые отмечают, что, хотя они обнаружили явные следы цунами в одном из регионов Марса, такие явления происходили в древности регулярно в других местах планеты (примерно каждые три миллиона лет с Марсом сталкивался крупный астероид).
Считается, что в Гесперийскую эру (3,2-3,7 миллиарда лет назад) Марс имел плотную атмосферу (давление у основания которой сравнимо с существующим сегодня на Земле) и гидросферу (состоящую из жидкой соленой воды). Ученые не исключают, что влажный климат мог способствовать поддержанию жизни на планете.
Комментарии 4
0
andreygolovan
20.05.2016 08:11
[Материал]
Учитывая феноменальную приспособляемость живых существ к изменению окружающей среды, можно предположить, что жизнь на Марсе до сих пор есть, но только в таких формах, которые нас совсем не обрадуют.
|