Вход / Регистрация
19.12.2024, 04:22
Астрономия доисторических времен
На Британских островах и в северной Франции, на Мальте и восточном побережье США находятся загадочные сооружения древности - величественные каменные руины, чье происхождение теряется в глубинах времен. Массивные каменные гробницы и огромные стоячие камни, установленные кругами или рядами, эти чудеса доисторического мира были созданы в период между 4500 и 1500 гг. до н.э. Мегалиты (от гр. "большие камни") поражают своими размерами, свидетельствуют о достижениях древних народов в области инженерного строительства и организации труда.
Но уже более ста лет не прекращаются споры о том, являются ли они религиозными сооружениями или делом рук жрецов-астрономов, высшей касты древнего общества, строившей обсерватории и использовавшей невероятно точные математические расчеты?
Если последняя гипотеза найдет свое подтверждение, то она опрокинет многие традиционные представления о "примитивных" обществах и заставит по-новому взглянуть на прошлое человечества.
Некоторые ученые убеждены, что уровень знаний древних был значительно выше, чем принято считать. Так, например, доктор Юэн Маккай из Хантерианского музея в Глазго в 1981 г. предположил, что хенджи, или большие круги, огороженные стоячими камнями, - это система доисторических обсерваторий и астрономических университетов: "Хенджи были местами, где жили и работали ученые сообщества, состоявшие из мудрых людей и жрецов-астрономов. Результаты их деятельности сохранились лишь в виде стоячих камней и каменных кругов".
С мегалитической астрономией связано много догадок, которые пока не нашли подтверждения и нуждаются в тщательной оценке.
Пожалуй, все началось с Нормана Локайра, директора обсерватории солнечной физики в Лондоне и основателя ведущего научного журнала "Тайм". В 1890 г. он посетил Грецию и Египет и заинтересовался географической ориентацией тамошних храмов. Зная о том, что христианские церкви традиционно ориентировались на восток, Локайр задался вопросом, существовала ли сходная традиция в Древнем мире.
Даже самые поверхностные исследования убедили его в том, что египетские храмы ориентировались как по солнцу, так и по звездам.
Более того, из-за видимого движения небосвода по отношению к Земле в связи с прецессией земной оси этими ориентировками можно было пользоваться для датировки сооружения мегалитов. Результаты египетских исследований Локайра, опубликованные в книге "Рассвет астрономии" (1894), не были поддержаны египтологами.
Однако когда Локайр обратил внимание на доисторические памятники Британии, он получил еще более четкие доказательства. Следующие несколько лет он посвятил систематическому поиску возможных соответствий между небесными телами и рядами стоячих камней, линиями входных коридоров мегалитических гробниц, а также центрами каменных кругов.
И после ряда высокоточных измерений пришел к выводу, что многие из этих мегалитов служили не для погребальных или ритуальных целей, а для календарных наблюдений.
Согласно Локайру, сооружения типа Стоунхенджа сооружались с целью включения визуальных линий (к восходу, закату и подъему некоторых звезд в поворотные дни года) в сводный календарь, впоследствии использованный кельтами, которые делили год на 8 частей.
По мнению Локайра, во всех местах, где он проводил исследования, использовался один и тот же календарь. Это привело его к выводу о существовании касты друидов- астрономов, которая "играла ведущую роль во всех областях жизни доисторического общества - не только в религии, но и в экономике, медицине и общественном устройстве".
Локайр нашел поддержку в научном сообществе, но археологи в целом отнеслись к его теории враждебно или, в лучшем случае, равнодушно.
Его идеи были неприемлемы для них, т.к. не вписывались в традиционные представления о "варварском" периоде доисторического развития общества.
Лишь после изобретения компьютера появилась возможность выполнить огромный объем расчетов, необходимых для оценки всех потенциальных астрономических соответствий, создаваемых кругом, состоящим, к примеру, из 12 камней.
В 1963 г. астроном из Бостонского университета доктор Джеральд Хоукинс опубликовал в журнале "Нейчур" теорию, согласно которой возможность случайного возникновения астрономических соответствий, определенных им с помощью компьютера, составляла менее 0,0000001, и это привело его к выводу, что "Стоунхендж, несомненно, является древней обсерваторией".
Утверждения Хоукинса мало кого воодушевили. Но появился более серьезный труд по археологической астрономии Александра Тома, профессора инженерии Оксфордского университета, - результат 20-летних исследование около 500 каменных кругов, рядов и отдельных камней.
По мнению Тома, мегалитические конструкции проектировались с использованием стандартной меры длины - примерно 83 см, которую он назвал "мегалитическим ярдом".
Но как такая степень точности могла поддерживаться во всей стране? Если представить эталон в виде шеста длиной 83 см, с которого последовательно снимались копии, то со временем погрешность измерений должна была неизбежно возрастать.
Том осознавал это и предположил, что "где-то существовал центральный пункт, где изготовлялись стандартные шесты для измерений".
Том обратил внимание на одно обстоятельство: в то время как некоторые круги имели форму окружности, другие тяготели к более сложным формам, включая овалы. Несколько кругов было даже образовано соединением целого ряда широких дуг.
Том считал, что строители мегалитов первоначально достигли больших успехов в теоретической геометрии, включая пифагорейские, или прямоугольные, треугольники, почти за 2000 лет до древнегреческих математиков.
Мегалиты не только обнаруживают глубокое понимание геометрии; в них есть последовательные соответствия с солнечными и лунными феноменами. Том серьезно отнесся к версии Локайра о восьмеричном солнечном календаре, но, по его мнению, календарь был сложнее: с шестнадцатеричным делением года.
Он сделал далеко идущее предположение, что мегалиты вдоль Атлантического побережья от Шетландских островов до Бретани (северная Франция) были установлены для точных наблюдений за движениями Луны в течение столетий с целью предсказания затмений.
Археолог Юэн Маккай попытался определить местонахождение "штаб-квартиры" жрецов-астрономов. Он обратился за возможными аналогиями к индейцам майя, следуя интерпретации городов майя как ритуальных центров, населенных лишь элитой жрецов-астрономов.
В поисках чего-то похожего в доисторической эпохе Маккай изучал хенджи позднего неолита (2800-2200 гг. до н.э.). Хотя Стоунхендж является наиболее известным из них, есть другие, более крупные, например, Даррингтон-уоллс (2 мили от Стоунхенджа).
В 60-х во время археологических раскопок внутри нескольких хенджей в Южной Англии были обнаружены деревянные круги, которые посчитали остатками храмовых строений, и большое количество гончарных изделий с плоским дном, известных под общим названием "рифленая посуда".
Маккай эти "мега-хенджи" принял за искомые "центры астрономической подготовки" - деревянные круги были остатками жилых помещений, а "рифленая посуда" рассматривалась как особая принадлежность общественной элиты.
В тех областях страны, где "мега-хенджи" отсутствовали, предположил он, для древних ученых были построены целые поселки с каменными домами.
В подтверждение своей аналогии с Центральной Америкой Маккай задался вопросом: не могут ли каменные круги быть архитектурно более грубыми, но в ритуальном отношении такими же сложными эквивалентами храмов майя?
Основную часть теорий Тома и Маккая составляют астрономические и археологические аргументы. Существовала ли на самом деле сеть мегалитических солнечных и лунных обсерваторий, укомплектованная жрецами-астрономами? С достаточной уверенностью можно сказать одно: доисторические европейцы интересовались движением Солнца и Луны, хотя гипотеза о научном сообществе жрецов-астрономов пока не подтверждается.
Как, в таком случае, поживает археологическая теория Маккая? Ей определенно не пошел на пользу прорыв в изучении языка майя, когда стало ясно, что хотя астрономия играла важную роль в их культуре, каста ученых-жрецов вовсе не занимала главенствующее положение.
Общество майя было преимущественно светским; оно сосредоточивалось в городах и в этом отношении было совершенно непохожим на общинный уклад жизни в доисторической Британии.
Относительно "мега-хенджев" большинство археологов придерживается мнения, что деревянные круги были не роскошными жилищами, а деревянными аналогами мегалитов, сооружаемых для определенных ритуалов.
Было обнаружено еще много поселений, где жили создатели "рифленой посуды", но ничто не указывает на их принадлежность к жреческому сословию. Даже любимое место Маккая - каменный поселок Скара-Брай на Оркнейских островах, ныне лишь один из нескольких, известных археологам.
Сохранится ли идея о доисторической астрономии в Европе, если мы откажемся от таких крайностей, как теории Тома и Маккая? Конечно, сохранится.
Астрономические соответствия наблюдаются во многих древних погребениях на территории Европы; предположительно, цикл движения Солнца и Луны считался связанным с циклом человеческой жизни от рождения до смерти - и, возможно, возрождения, если древние европейцы верили в реинкарнацию.
Наиболее знаменитым считается местечко Ньюгрейндж в долине Бойн (Ирландия) - массивная каменная гробница с внутренним покоем, сооруженная около 3500 г. до н.э. Длинный коридор ведет из центрального помещения к дверному проему на склоне кургана, у подножия которого установлен большой валун, покрытый резными спиралями.
Над этим входом находится необычный элемент конструкции, названный "чердачной щелью". Это узкое отверстие открылось лишь после долгих раскопок, проведенных Майклом и Клэр О'Келли из Коркского университета.
Оно было забито крупными кусками кварца, впоследствии тщательно удаленными. Когда реставрировали входной коридор, то заметили, что в день зимнего солнцестояния лучи проникают в "чердачную щель", освещают коридор, а затем попадают и в погребальный чертог, расположенный в центре кургана.
Своеобразными лунными обсерваториями могли быть группы каменных кругов в Шотландии, объединенных одной необычной чертой: один из камней в круге был специально положен набок, а стоячие камни по обе стороны от него образовывали нижнюю половину "окна".
Эти лежачие камни всегда находятся на южной стороне круга; они обычно размещены там, где открывается хороший обзор во все стороны до горизонта.
При такой ориентировке Луна регулярно проходит над лежачим камнем, а каждые 18,5 года, когда завершается полный астрономический цикл ее движения, она словно опускается вниз и оказывается вписанной в оправу каменного "окна".
Это опять-таки не имеет никакого отношения к точным астрономическим измерениям или предсказанию затмений, но здесь есть явная связь небесных тел с похоронными церемониями, поскольку в кругах часто находят кремированные человеческие кости и куски мелочно-белого кварца, традиционно символизирующие призрачный лунный свет.
Становится понятным, что древние жители Европы пристально наблюдали за небосводом более 5000 лет назад, но их астрономия имела свой тайный смысл, не доступный пониманию современных исследователей.
Но уже более ста лет не прекращаются споры о том, являются ли они религиозными сооружениями или делом рук жрецов-астрономов, высшей касты древнего общества, строившей обсерватории и использовавшей невероятно точные математические расчеты?
Если последняя гипотеза найдет свое подтверждение, то она опрокинет многие традиционные представления о "примитивных" обществах и заставит по-новому взглянуть на прошлое человечества.
Некоторые ученые убеждены, что уровень знаний древних был значительно выше, чем принято считать. Так, например, доктор Юэн Маккай из Хантерианского музея в Глазго в 1981 г. предположил, что хенджи, или большие круги, огороженные стоячими камнями, - это система доисторических обсерваторий и астрономических университетов: "Хенджи были местами, где жили и работали ученые сообщества, состоявшие из мудрых людей и жрецов-астрономов. Результаты их деятельности сохранились лишь в виде стоячих камней и каменных кругов".
С мегалитической астрономией связано много догадок, которые пока не нашли подтверждения и нуждаются в тщательной оценке.
Пожалуй, все началось с Нормана Локайра, директора обсерватории солнечной физики в Лондоне и основателя ведущего научного журнала "Тайм". В 1890 г. он посетил Грецию и Египет и заинтересовался географической ориентацией тамошних храмов. Зная о том, что христианские церкви традиционно ориентировались на восток, Локайр задался вопросом, существовала ли сходная традиция в Древнем мире.
Даже самые поверхностные исследования убедили его в том, что египетские храмы ориентировались как по солнцу, так и по звездам.
Более того, из-за видимого движения небосвода по отношению к Земле в связи с прецессией земной оси этими ориентировками можно было пользоваться для датировки сооружения мегалитов. Результаты египетских исследований Локайра, опубликованные в книге "Рассвет астрономии" (1894), не были поддержаны египтологами.
Однако когда Локайр обратил внимание на доисторические памятники Британии, он получил еще более четкие доказательства. Следующие несколько лет он посвятил систематическому поиску возможных соответствий между небесными телами и рядами стоячих камней, линиями входных коридоров мегалитических гробниц, а также центрами каменных кругов.
И после ряда высокоточных измерений пришел к выводу, что многие из этих мегалитов служили не для погребальных или ритуальных целей, а для календарных наблюдений.
Согласно Локайру, сооружения типа Стоунхенджа сооружались с целью включения визуальных линий (к восходу, закату и подъему некоторых звезд в поворотные дни года) в сводный календарь, впоследствии использованный кельтами, которые делили год на 8 частей.
По мнению Локайра, во всех местах, где он проводил исследования, использовался один и тот же календарь. Это привело его к выводу о существовании касты друидов- астрономов, которая "играла ведущую роль во всех областях жизни доисторического общества - не только в религии, но и в экономике, медицине и общественном устройстве".
Локайр нашел поддержку в научном сообществе, но археологи в целом отнеслись к его теории враждебно или, в лучшем случае, равнодушно.
Его идеи были неприемлемы для них, т.к. не вписывались в традиционные представления о "варварском" периоде доисторического развития общества.
Лишь после изобретения компьютера появилась возможность выполнить огромный объем расчетов, необходимых для оценки всех потенциальных астрономических соответствий, создаваемых кругом, состоящим, к примеру, из 12 камней.
В 1963 г. астроном из Бостонского университета доктор Джеральд Хоукинс опубликовал в журнале "Нейчур" теорию, согласно которой возможность случайного возникновения астрономических соответствий, определенных им с помощью компьютера, составляла менее 0,0000001, и это привело его к выводу, что "Стоунхендж, несомненно, является древней обсерваторией".
Утверждения Хоукинса мало кого воодушевили. Но появился более серьезный труд по археологической астрономии Александра Тома, профессора инженерии Оксфордского университета, - результат 20-летних исследование около 500 каменных кругов, рядов и отдельных камней.
По мнению Тома, мегалитические конструкции проектировались с использованием стандартной меры длины - примерно 83 см, которую он назвал "мегалитическим ярдом".
Но как такая степень точности могла поддерживаться во всей стране? Если представить эталон в виде шеста длиной 83 см, с которого последовательно снимались копии, то со временем погрешность измерений должна была неизбежно возрастать.
Том осознавал это и предположил, что "где-то существовал центральный пункт, где изготовлялись стандартные шесты для измерений".
Том обратил внимание на одно обстоятельство: в то время как некоторые круги имели форму окружности, другие тяготели к более сложным формам, включая овалы. Несколько кругов было даже образовано соединением целого ряда широких дуг.
Том считал, что строители мегалитов первоначально достигли больших успехов в теоретической геометрии, включая пифагорейские, или прямоугольные, треугольники, почти за 2000 лет до древнегреческих математиков.
Мегалиты не только обнаруживают глубокое понимание геометрии; в них есть последовательные соответствия с солнечными и лунными феноменами. Том серьезно отнесся к версии Локайра о восьмеричном солнечном календаре, но, по его мнению, календарь был сложнее: с шестнадцатеричным делением года.
Он сделал далеко идущее предположение, что мегалиты вдоль Атлантического побережья от Шетландских островов до Бретани (северная Франция) были установлены для точных наблюдений за движениями Луны в течение столетий с целью предсказания затмений.
Археолог Юэн Маккай попытался определить местонахождение "штаб-квартиры" жрецов-астрономов. Он обратился за возможными аналогиями к индейцам майя, следуя интерпретации городов майя как ритуальных центров, населенных лишь элитой жрецов-астрономов.
В поисках чего-то похожего в доисторической эпохе Маккай изучал хенджи позднего неолита (2800-2200 гг. до н.э.). Хотя Стоунхендж является наиболее известным из них, есть другие, более крупные, например, Даррингтон-уоллс (2 мили от Стоунхенджа).
В 60-х во время археологических раскопок внутри нескольких хенджей в Южной Англии были обнаружены деревянные круги, которые посчитали остатками храмовых строений, и большое количество гончарных изделий с плоским дном, известных под общим названием "рифленая посуда".
Маккай эти "мега-хенджи" принял за искомые "центры астрономической подготовки" - деревянные круги были остатками жилых помещений, а "рифленая посуда" рассматривалась как особая принадлежность общественной элиты.
В тех областях страны, где "мега-хенджи" отсутствовали, предположил он, для древних ученых были построены целые поселки с каменными домами.
В подтверждение своей аналогии с Центральной Америкой Маккай задался вопросом: не могут ли каменные круги быть архитектурно более грубыми, но в ритуальном отношении такими же сложными эквивалентами храмов майя?
Основную часть теорий Тома и Маккая составляют астрономические и археологические аргументы. Существовала ли на самом деле сеть мегалитических солнечных и лунных обсерваторий, укомплектованная жрецами-астрономами? С достаточной уверенностью можно сказать одно: доисторические европейцы интересовались движением Солнца и Луны, хотя гипотеза о научном сообществе жрецов-астрономов пока не подтверждается.
Как, в таком случае, поживает археологическая теория Маккая? Ей определенно не пошел на пользу прорыв в изучении языка майя, когда стало ясно, что хотя астрономия играла важную роль в их культуре, каста ученых-жрецов вовсе не занимала главенствующее положение.
Общество майя было преимущественно светским; оно сосредоточивалось в городах и в этом отношении было совершенно непохожим на общинный уклад жизни в доисторической Британии.
Относительно "мега-хенджев" большинство археологов придерживается мнения, что деревянные круги были не роскошными жилищами, а деревянными аналогами мегалитов, сооружаемых для определенных ритуалов.
Было обнаружено еще много поселений, где жили создатели "рифленой посуды", но ничто не указывает на их принадлежность к жреческому сословию. Даже любимое место Маккая - каменный поселок Скара-Брай на Оркнейских островах, ныне лишь один из нескольких, известных археологам.
Сохранится ли идея о доисторической астрономии в Европе, если мы откажемся от таких крайностей, как теории Тома и Маккая? Конечно, сохранится.
Астрономические соответствия наблюдаются во многих древних погребениях на территории Европы; предположительно, цикл движения Солнца и Луны считался связанным с циклом человеческой жизни от рождения до смерти - и, возможно, возрождения, если древние европейцы верили в реинкарнацию.
Наиболее знаменитым считается местечко Ньюгрейндж в долине Бойн (Ирландия) - массивная каменная гробница с внутренним покоем, сооруженная около 3500 г. до н.э. Длинный коридор ведет из центрального помещения к дверному проему на склоне кургана, у подножия которого установлен большой валун, покрытый резными спиралями.
Над этим входом находится необычный элемент конструкции, названный "чердачной щелью". Это узкое отверстие открылось лишь после долгих раскопок, проведенных Майклом и Клэр О'Келли из Коркского университета.
Оно было забито крупными кусками кварца, впоследствии тщательно удаленными. Когда реставрировали входной коридор, то заметили, что в день зимнего солнцестояния лучи проникают в "чердачную щель", освещают коридор, а затем попадают и в погребальный чертог, расположенный в центре кургана.
Своеобразными лунными обсерваториями могли быть группы каменных кругов в Шотландии, объединенных одной необычной чертой: один из камней в круге был специально положен набок, а стоячие камни по обе стороны от него образовывали нижнюю половину "окна".
Эти лежачие камни всегда находятся на южной стороне круга; они обычно размещены там, где открывается хороший обзор во все стороны до горизонта.
При такой ориентировке Луна регулярно проходит над лежачим камнем, а каждые 18,5 года, когда завершается полный астрономический цикл ее движения, она словно опускается вниз и оказывается вписанной в оправу каменного "окна".
Это опять-таки не имеет никакого отношения к точным астрономическим измерениям или предсказанию затмений, но здесь есть явная связь небесных тел с похоронными церемониями, поскольку в кругах часто находят кремированные человеческие кости и куски мелочно-белого кварца, традиционно символизирующие призрачный лунный свет.
Становится понятным, что древние жители Европы пристально наблюдали за небосводом более 5000 лет назад, но их астрономия имела свой тайный смысл, не доступный пониманию современных исследователей.