/ Новости сайта / Космос / Астрономы нашли странные пятна на нескольких сотнях звезд Плеяд
17.08.2016

Астрономы нашли странные пятна на нескольких сотнях звезд Плеяд

Международная группа астрономов измерила скорости вращения 750 звезд, входящих в рассеянное скопление Плеяды. Для этого ученые с помощью космического телескопа «Кеплер» наблюдали за колебаниями яркости светил, вызванными наличием пятен на их поверхности. Авторы выяснили, что массивные молодые звезды вращаются со скоростью около одного оборота в 2-11 дней, а их меньшие «собратья» — меньше чем за сутки. Исследование принято к публикации в Astronomical Journal (препринт в трех частях: 1,2 и 3), кратко о нем сообщает NASA.

Ученые вели наблюдения за скоплением в течение 72 дней. С помощью своего основного инструмента, фотометра, «Кеплер» регистрировал изменения яркости более тысячи звезд Плеяд. Поскольку на этих звездах, как и на Солнце, существуют пятна, астрономы сопоставляли колебания яркости с появлением и исчезновением пятен за лимбом светил. Небольшой возраст Плеяд (125 миллионов лет) позволяет предположить, что размеры звездных пятен на них существенно больше, чем на Солнце.

В результате анализа авторы выделили закономерности, связывающие скорости вращения и массы звезд. Так, массивные звезды, с массами немного больше или немного меньше солнечной, как правило имели период вращения от двух до 11 суток. Менее массивные, с массами вплоть до одной десятой солнечной, завершали свой оборот менее чем за сутки. Для сравнения, скорость вращения Солнца — около 26 дней на один оборот, при возрасте 4,57 миллиарда лет. Суммарно из выборки в 750 звезд около 500 относились к категории малых объектов, недоступных для наблюдений с Земли.

Подобные наблюдения помогут ученым проверить существующие модели строения звезд. Как отмечают авторы, то, является ли звезда полностью конвективной или нет, влияет на скорость вращения внешней оболочки как и многие другие факторы. Плеяды — сравнительно молодое скопление, его возраст насчитывает около 125 миллионов лет. Сейчас астрономы заняты обработкой аналогичных данных о Яслях, рассеянном звездном скоплении в созвездии Рака. Его возраст в шесть раз больше, чем у Плеяд — 750 миллионов лет.

Наблюдения за скоплениями велись в рамках миссии К2 телескопа «Кеплер». В 2013 году основная миссия аппарата подошла к концу, что связано с поломкой гироскопов, позволявших удерживать его положение в пространстве постоянным. Если первые четыре года телескоп был направлен на один и тот же участок неба рядом с созвездием Лебедя, то сейчас астрономы переключают его внимание между разными объектами.

На счету «Кеплера» свыше тысячи открытых экзопланет, часть из которых были обнаружены и подтверждены в рамках миссии К2. Основной инструмент телескопа — сверхчувствительный фотометр. Это 95-мегапиксельная ПЗС-матрица, предназначенная для отслеживания малейших отклонений в яркости звезд.

Источник:  https://nplus1.ru