Вход / Регистрация
05.11.2024, 03:17
Таинственный древний город Телль Хазна
На территории Сирии, там, где раньше располагалась Месопотамия, российские археологи нашли уникальный культовый город, возможно, самый древний на Земле. Жители законсервировали его до лучших времен, словно рассчитывая таким образом передать некие ценные знания потомкам.
Междуречье Тигра и Евфрата неизменно привлекало внимание археологов и историков со всего мира. Это не случайно, ведь именно здесь, как считается, примерно 6 тысяч лет назад возникла первая цивилизация: первые города и первые государства, письменность, керамика и пр. К сожалению, большинство исторических памятников, свидетельствующих о жизни древних людей в Месопотамии, дошло до наших дней в сильно поврежденном состоянии. Жесточайшая засуха, пылевые бури и зимние дожди сделали свое губительное дело - города практически не сохранились. Однако удача неожиданно улыбнулась российским археологам. В Северной Месопотамии, в долине сирийской реки Хабур, экспедиция под руководством члена-корреспондента РАН доктора исторических наук Рауфа Мунчаева нашла необычное поселение, прекрасно сохранившееся с давних времен.
Идеальная сохранность
…Бесконечная дорога тянется через месопотамскую степь, которую периодически пересекают русла высохших рек. Невольно оглядываешься по сторонам, и верится с трудом, что когда-то здесь земледельцы возделывали плодородные поля, собирая по несколько урожаев злаковых в год. Там, где сейчас находят свой приют лишь неприхотливые ящерицы и скорпионы, зеленели луга. На них паслись стада домашних животных. И еще кажется менее вероятным, что здесь достаточно комфортно мог жить человек.
О том, что эта земля была когда-то сущим раем на земле, сейчас напоминают лишь возвышающиеся над пустыней холмы, раньше представлявшие собой цветущие города. Старший научный сотрудник Института археологии РАН доктор исторических наук Шахмардан Амиров рассказывает, что холмы, или по-другому телли, формировались здесь на протяжении многих сотен лет. Происходило это так: на одном и том же месте люди строили здания из сырцового кирпича, со временем старые постройки рушились, а на их обломках возводились новые. Один из таких холмов и выбрали для исследований российские археологи. Телль высотой 17 и диаметром 200 метров ученые назвали Хазна по имени расположенной близ деревушки.
Каково же было удивление археологов, когда они обнаружили удивительную вещь: поселение оказалось практически не разрушенным, а словно специально засыпанным до поры до времени. Такая сохранность архитектуры - исключительная редкость для месопотамской археологии. Древние люди для чего-то проделали грандиозную работу по консервации поселения. Они тщательно разобрали деревянные балки крыш и засыпали все строения землей. Таким образом, город оказался нетронутым на многие века, никакие природные катаклизмы не могли уничтожить того, что здесь было возведено. Трепетное отношение древних жителей к своему поселению навело археологов на мысль о его исключительности. Вероятно, оно имело некое особенное значение для жителей округи.
На древних улицах
Тщательно раскапывая закоулки древнего города, археологи не переставали изумляться монументальностью его архитектуры. Поселение окружала массивная обводная стена шириной около двух метров и высотой до шести метров. То, что это был неординарный город, ученые поняли, расчистив более половины телля - а это примерно пять тысяч квадратных метров. Выяснилось, что поселение состояло в значительной степени из культовых зданий.
Планировка Хазны напоминает овал, в который заключены строения, обращенные фасадами на юг. По древней дороге, идущей вдоль русла пересохшей речки, мы прошли мимо древнего же колодца и прекрасно сохранившейся гончарной печи, затем оказываемся за обводной стеной. Около нее расположилось некое подобие алтаря, в которое был вмонтирован череп быка.
Поднимающаяся по наклонному пандусу дорожка ведет внутрь грандиозной культовой (молельной) башни - зиккурата. Археологи полагают, что это первое среди подобных сооружений на севере Месопотамии и один из самых древних зиккуратов в мире. От башни вымощенная мелкой галькой дорожка ведет к центральной части храмового комплекса, где, как предполагают исследователи, могло находиться главное храмовое здание.
Археологи предполагают, что по главной улице в свое время проходили ритуальные процессии, а некие обряды совершались в определенном, сложившемся годами порядке.
Хранилища зерна и знаний
Здания храмового комплекса отличает монументальность. Фасады помещений оформлены пилястрами. Так называемый верхний храм оказался почти доверху засыпан пеплом, среди которого отыскалось множество расколотых глиняных фигурок баранов и быков. Как полагает Шахмардан Амиров, пепел, заполнивший некоторые культовые здания, хранился в качестве материального подтверждения, "отчета" перед богами о принесенных им жертвах. Заметим, что земледельцы Месопотамии не приносили в жертву людей, а вот у кочевых семитов первенец предназначался богу.
В обмен на жертвенные приношения высшие силы, по всей видимости, даровали людям зерно, являвшееся основной пищей в те времена и считавшееся священным.
О главенствующей, культовой роли злаковых в жизни жителей Хазны говорит то, что наряду с храмами и культовыми башнями в городе строились гигантские зернохранилища, имевшие двойственное значение - хозяйственное и религиозное. Башни сохранились на полную высоту - 8 метров, внутри же их глубина достигает 14 метров. И если на поверхности земли раскаленный летний воздух сжигает все живое, то внутри такой башни даже в наши дни зуб на зуб не попадает от холода.
Археологи полагают, что в городе одновременно проживало всего около 120 человек. Скорее всего, в культовом комплексе располагались священнослужители. Исследователи выяснили, что к концу IV - началу III тысячелетия до нашей эры в Северной Месопотамии созрели условия для возникновения государственности. Вероятнее всего, на поселениях типа Хазны зародились некие подобия сословий, представители высшего из сословий относились к субартам - малоизвестному народу. Строительством же занимались простые жители из окрестных селений. О важности Хазны свидетельствует могущество построек. Казалось бы, земледельцы, чья жизнь была полна забот о пропитании, должны все время проводить в полях. Но они находили свободные дни, чтобы не покладая рук трудиться над возведением культового центра. Причем, скорее всего, они делали это добровольно, отдавая дань священному хлебу.
Жрецы занимались в Хазне не только исполнением ритуальных обрядов. Судя по находкам, встречающимся в телле практически на каждом шагу, здесь располагался и своеобразный научный центр. В эпоху, когда природа и космос обожествлялись, их изучение являлось обязанностью, а потому жрец одновременно был и хранителем научных знаний, и пытливым исследователем. Развитие технологий достигло в Хазне на рубеже IV и III тысячелетий необычайных высот. Члены российской экспедиции даже предполагают, что именно здесь изобрели первое колесо, а затем и колесницу. Видимо, осознавая важность открытий, жители Хазны в большом количестве лепили из глины модели своих ноу-хау, надеясь таким образом передать бесценные знания потомкам. Кроме того, именно в Хазне, как считают российские археологи, были изобретены керамика и личные печати. Здесь же закладывались основы математики: при помощи специальных табличек люди производили расчеты. О мудрости обитателей и основоположников Хазны говорит и то, что это самый древний из известных на сегодня городов, построенных по общему архитектурному замыслу. Именно здесь впервые стали строить квадратные дома и появилось такое понятие, которое мы сегодня называем эстетикой форм. Если древние ремесленники делали статуэтки женщин бесформенными, то найденные в Хазне фигурки уже соответствуют современным понятиям о красоте.
В то же время некоторые тайны, оставленные жителями города храмов, пока не разгаданы. Например, совершенно непонятно, почему от центра телля улицы во все стороны расходятся некими лучами, подобными солнечным. Возможно, это зашифрованное послание о строении Вселенной. А вдруг что-то дополнительно зашифровано не только в планировке города, но и в расположении домов, храмов и стен?
Всему приходит конец
Как это нередко случалось с другими цивилизациями, однажды Хазна опустела. Несколько лет засухи истощили запасы зерна, и люди были вынуждены переместиться в другие, более пригодные для земледелия и жизни места. Это произошло примерно в начале третьего тысячелетия до нашей эры. Законсервировав священный город, люди ушли на север. Однако, что поразительно, история Хазны на этом не закончилась. Через некоторое время люди попытались вернуться к родным очагам. Но ненадолго.
Их существование на позднем этапе жизни поселения, как считают археологи, было намного более скудным как в духовном плане, так и в материальном. Они теперь ютились в небольших помещениях и, поправ святыни, использовали даже культовые здания. Видимо, такое неуважительное отношение оказалось не по нраву богам, дающим зерно, и примерно в 2650 году до нашей эры опять разразилась засуха, которая заставила горожан снова заложить Хазну землей и уйти. Теперь уже навсегда.
Междуречье Тигра и Евфрата неизменно привлекало внимание археологов и историков со всего мира. Это не случайно, ведь именно здесь, как считается, примерно 6 тысяч лет назад возникла первая цивилизация: первые города и первые государства, письменность, керамика и пр. К сожалению, большинство исторических памятников, свидетельствующих о жизни древних людей в Месопотамии, дошло до наших дней в сильно поврежденном состоянии. Жесточайшая засуха, пылевые бури и зимние дожди сделали свое губительное дело - города практически не сохранились. Однако удача неожиданно улыбнулась российским археологам. В Северной Месопотамии, в долине сирийской реки Хабур, экспедиция под руководством члена-корреспондента РАН доктора исторических наук Рауфа Мунчаева нашла необычное поселение, прекрасно сохранившееся с давних времен.
Идеальная сохранность
…Бесконечная дорога тянется через месопотамскую степь, которую периодически пересекают русла высохших рек. Невольно оглядываешься по сторонам, и верится с трудом, что когда-то здесь земледельцы возделывали плодородные поля, собирая по несколько урожаев злаковых в год. Там, где сейчас находят свой приют лишь неприхотливые ящерицы и скорпионы, зеленели луга. На них паслись стада домашних животных. И еще кажется менее вероятным, что здесь достаточно комфортно мог жить человек.
О том, что эта земля была когда-то сущим раем на земле, сейчас напоминают лишь возвышающиеся над пустыней холмы, раньше представлявшие собой цветущие города. Старший научный сотрудник Института археологии РАН доктор исторических наук Шахмардан Амиров рассказывает, что холмы, или по-другому телли, формировались здесь на протяжении многих сотен лет. Происходило это так: на одном и том же месте люди строили здания из сырцового кирпича, со временем старые постройки рушились, а на их обломках возводились новые. Один из таких холмов и выбрали для исследований российские археологи. Телль высотой 17 и диаметром 200 метров ученые назвали Хазна по имени расположенной близ деревушки.
Каково же было удивление археологов, когда они обнаружили удивительную вещь: поселение оказалось практически не разрушенным, а словно специально засыпанным до поры до времени. Такая сохранность архитектуры - исключительная редкость для месопотамской археологии. Древние люди для чего-то проделали грандиозную работу по консервации поселения. Они тщательно разобрали деревянные балки крыш и засыпали все строения землей. Таким образом, город оказался нетронутым на многие века, никакие природные катаклизмы не могли уничтожить того, что здесь было возведено. Трепетное отношение древних жителей к своему поселению навело археологов на мысль о его исключительности. Вероятно, оно имело некое особенное значение для жителей округи.
На древних улицах
Тщательно раскапывая закоулки древнего города, археологи не переставали изумляться монументальностью его архитектуры. Поселение окружала массивная обводная стена шириной около двух метров и высотой до шести метров. То, что это был неординарный город, ученые поняли, расчистив более половины телля - а это примерно пять тысяч квадратных метров. Выяснилось, что поселение состояло в значительной степени из культовых зданий.
Планировка Хазны напоминает овал, в который заключены строения, обращенные фасадами на юг. По древней дороге, идущей вдоль русла пересохшей речки, мы прошли мимо древнего же колодца и прекрасно сохранившейся гончарной печи, затем оказываемся за обводной стеной. Около нее расположилось некое подобие алтаря, в которое был вмонтирован череп быка.
Поднимающаяся по наклонному пандусу дорожка ведет внутрь грандиозной культовой (молельной) башни - зиккурата. Археологи полагают, что это первое среди подобных сооружений на севере Месопотамии и один из самых древних зиккуратов в мире. От башни вымощенная мелкой галькой дорожка ведет к центральной части храмового комплекса, где, как предполагают исследователи, могло находиться главное храмовое здание.
Археологи предполагают, что по главной улице в свое время проходили ритуальные процессии, а некие обряды совершались в определенном, сложившемся годами порядке.
Хранилища зерна и знаний
Здания храмового комплекса отличает монументальность. Фасады помещений оформлены пилястрами. Так называемый верхний храм оказался почти доверху засыпан пеплом, среди которого отыскалось множество расколотых глиняных фигурок баранов и быков. Как полагает Шахмардан Амиров, пепел, заполнивший некоторые культовые здания, хранился в качестве материального подтверждения, "отчета" перед богами о принесенных им жертвах. Заметим, что земледельцы Месопотамии не приносили в жертву людей, а вот у кочевых семитов первенец предназначался богу.
В обмен на жертвенные приношения высшие силы, по всей видимости, даровали людям зерно, являвшееся основной пищей в те времена и считавшееся священным.
О главенствующей, культовой роли злаковых в жизни жителей Хазны говорит то, что наряду с храмами и культовыми башнями в городе строились гигантские зернохранилища, имевшие двойственное значение - хозяйственное и религиозное. Башни сохранились на полную высоту - 8 метров, внутри же их глубина достигает 14 метров. И если на поверхности земли раскаленный летний воздух сжигает все живое, то внутри такой башни даже в наши дни зуб на зуб не попадает от холода.
Археологи полагают, что в городе одновременно проживало всего около 120 человек. Скорее всего, в культовом комплексе располагались священнослужители. Исследователи выяснили, что к концу IV - началу III тысячелетия до нашей эры в Северной Месопотамии созрели условия для возникновения государственности. Вероятнее всего, на поселениях типа Хазны зародились некие подобия сословий, представители высшего из сословий относились к субартам - малоизвестному народу. Строительством же занимались простые жители из окрестных селений. О важности Хазны свидетельствует могущество построек. Казалось бы, земледельцы, чья жизнь была полна забот о пропитании, должны все время проводить в полях. Но они находили свободные дни, чтобы не покладая рук трудиться над возведением культового центра. Причем, скорее всего, они делали это добровольно, отдавая дань священному хлебу.
Жрецы занимались в Хазне не только исполнением ритуальных обрядов. Судя по находкам, встречающимся в телле практически на каждом шагу, здесь располагался и своеобразный научный центр. В эпоху, когда природа и космос обожествлялись, их изучение являлось обязанностью, а потому жрец одновременно был и хранителем научных знаний, и пытливым исследователем. Развитие технологий достигло в Хазне на рубеже IV и III тысячелетий необычайных высот. Члены российской экспедиции даже предполагают, что именно здесь изобрели первое колесо, а затем и колесницу. Видимо, осознавая важность открытий, жители Хазны в большом количестве лепили из глины модели своих ноу-хау, надеясь таким образом передать бесценные знания потомкам. Кроме того, именно в Хазне, как считают российские археологи, были изобретены керамика и личные печати. Здесь же закладывались основы математики: при помощи специальных табличек люди производили расчеты. О мудрости обитателей и основоположников Хазны говорит и то, что это самый древний из известных на сегодня городов, построенных по общему архитектурному замыслу. Именно здесь впервые стали строить квадратные дома и появилось такое понятие, которое мы сегодня называем эстетикой форм. Если древние ремесленники делали статуэтки женщин бесформенными, то найденные в Хазне фигурки уже соответствуют современным понятиям о красоте.
В то же время некоторые тайны, оставленные жителями города храмов, пока не разгаданы. Например, совершенно непонятно, почему от центра телля улицы во все стороны расходятся некими лучами, подобными солнечным. Возможно, это зашифрованное послание о строении Вселенной. А вдруг что-то дополнительно зашифровано не только в планировке города, но и в расположении домов, храмов и стен?
Всему приходит конец
Как это нередко случалось с другими цивилизациями, однажды Хазна опустела. Несколько лет засухи истощили запасы зерна, и люди были вынуждены переместиться в другие, более пригодные для земледелия и жизни места. Это произошло примерно в начале третьего тысячелетия до нашей эры. Законсервировав священный город, люди ушли на север. Однако, что поразительно, история Хазны на этом не закончилась. Через некоторое время люди попытались вернуться к родным очагам. Но ненадолго.
Их существование на позднем этапе жизни поселения, как считают археологи, было намного более скудным как в духовном плане, так и в материальном. Они теперь ютились в небольших помещениях и, поправ святыни, использовали даже культовые здания. Видимо, такое неуважительное отношение оказалось не по нраву богам, дающим зерно, и примерно в 2650 году до нашей эры опять разразилась засуха, которая заставила горожан снова заложить Хазну землей и уйти. Теперь уже навсегда.