Вход / Регистрация
23.11.2024, 00:22
Растения способны обучаться
Могут ли обыкновенные растения учиться, формируя ассоциации? На этот совершенно удивительный вопрос исследователи из Университета Западной Австралии ответили положительно.
Недавно учёные впервые показали, что растения могут связывать между собой события, чтобы узнать больше об окружающей обстановке, и использовать полученные ассоциации, чтобы улучшить свои шансы на выживание. Ранее считалось, что такая способность характерна исключительно для животных.
Специалисты сосредоточились в своём исследовании на посевном горохе Pisum sativum. Посадочный материал они поместили у основания Y-образного лабиринта.
Затем в серии экспериментов исследователи ставили вентилятор и источник света в конце либо одной ветви лабиринта, либо на противоположных концах Y-образной "головоломки".
Учёные установили, что рассада стала "охотиться" за ценным светом, научившись связывать ветер от вентилятора с местоположением искусственного солнца. Горох рос по направлению к "месту силы" даже тогда, когда свет уже был убран.
Результаты показали, что посадочный материал научился выбирать лучшее направление роста для выживания с помощью прогнозирования, в каком месте появится свет после его устранения.
Способность рассады гороха предусматривать два фактора – появление света (когда) и его направление (где) — в зависимости от наличия и положения вентилятора указывает на то, что растения способны каким-то образом кодировать временную и пространственную информацию (формировать память о ней). Кроме того, благодаря такой способности растения могут менять и своё поведение с помощью сигналов, исходящих от окружающей среды, отмечают исследователи.
Австралийские специалисты предполагают, что тип обучения, продемонстрированный горохом, не следуют считать исключительным. Результаты показывают, что ассоциативное обучение является важным компонентом поведения растений. Они заключают, что этот тип обучения представляет собой универсальный адаптивный механизм, который есть и у животных, и у растений.
"Поскольку наши результаты несколько неожиданные, то мы рассчитываем, что наша научная работа станет предметом интересной дискуссии о возникновении и свойствах памяти, обучении и, в конечном счёте, разумном поведении в биологических системах", — говорит автор исследования Моника Гальяно (Monica Gagliano).
Исследователи отдельно отмечают, что на проведение своей работы их вдохновили работы об условных реакциях собак знаменитого русского учёного Ивана Павлова.
Недавно учёные впервые показали, что растения могут связывать между собой события, чтобы узнать больше об окружающей обстановке, и использовать полученные ассоциации, чтобы улучшить свои шансы на выживание. Ранее считалось, что такая способность характерна исключительно для животных.
Специалисты сосредоточились в своём исследовании на посевном горохе Pisum sativum. Посадочный материал они поместили у основания Y-образного лабиринта.
Затем в серии экспериментов исследователи ставили вентилятор и источник света в конце либо одной ветви лабиринта, либо на противоположных концах Y-образной "головоломки".
Учёные установили, что рассада стала "охотиться" за ценным светом, научившись связывать ветер от вентилятора с местоположением искусственного солнца. Горох рос по направлению к "месту силы" даже тогда, когда свет уже был убран.
Результаты показали, что посадочный материал научился выбирать лучшее направление роста для выживания с помощью прогнозирования, в каком месте появится свет после его устранения.
Способность рассады гороха предусматривать два фактора – появление света (когда) и его направление (где) — в зависимости от наличия и положения вентилятора указывает на то, что растения способны каким-то образом кодировать временную и пространственную информацию (формировать память о ней). Кроме того, благодаря такой способности растения могут менять и своё поведение с помощью сигналов, исходящих от окружающей среды, отмечают исследователи.
Австралийские специалисты предполагают, что тип обучения, продемонстрированный горохом, не следуют считать исключительным. Результаты показывают, что ассоциативное обучение является важным компонентом поведения растений. Они заключают, что этот тип обучения представляет собой универсальный адаптивный механизм, который есть и у животных, и у растений.
"Поскольку наши результаты несколько неожиданные, то мы рассчитываем, что наша научная работа станет предметом интересной дискуссии о возникновении и свойствах памяти, обучении и, в конечном счёте, разумном поведении в биологических системах", — говорит автор исследования Моника Гальяно (Monica Gagliano).
Исследователи отдельно отмечают, что на проведение своей работы их вдохновили работы об условных реакциях собак знаменитого русского учёного Ивана Павлова.