/ Новости сайта / Космос / На Церере могут находиться криовулканы
03.02.2017

На Церере могут находиться криовулканы

Недавно открытый одиноко стоящий ледяной вулкан на поверхности карликовой планеты Цереры может иметь несколько «старших братьев», говорят ученые, которые изучили механизм, посредством которого такие горы изо льда – называемые криовулканами – могут исчезнуть с поверхности небесного тела в течение миллионов лет.

Космический аппарат НАСА Dawn открыл на Церере криовулкан Ahuna Mons высотой 4 километра в 2015 г. Другие ледяные миры нашей Солнечной системы, такие как Плутон, Европа, Тритон, Харон и Титан, также могут иметь на своей поверхности криовулканы, однако Церера отличается от них тем, что на поверхности этой планеты криовулкан Ahuna Mons возвышается в «гордом одиночестве». Кроме того, эта карликовая планета лежит существенно ближе к Солнцу, чем другие планетные тела, на поверхности которых были обнаружены криовулканы.

Церера не имеет атмосферы, поэтому, если на её поверхности когда-то существовали иные криовулканы, помимо криовулкана Ahuna Mons, то они не могли быть стерты с лица карликовой планеты за счет ветровой эрозии. В новом исследовании ученые во главе с Майклом Сори (Michael Sori) из Лаборатории Луны и планет Аризонского университета в Тусоне, США, показывают при помощи численного моделирования, что механизм, способный объяснить исчезновение этих гипотетических криовулканов с поверхности Цереры схож с механизмом движения ледников на планете Земля и объясняется текучестью водяного льда. Согласно предложенной исследователями модели, древние криовулканы «стекали» со временем с поверхности Цереры со скоростью порядка нескольких десятков метров за один миллион лет. Криовулкан Ahuna Mons является сравнительно молодым геологическим образованием – его возраст оценивается примерно в 200 миллионов лет - поэтому он попросту не успел «растечься» по поверхности Цереры, заключают авторы работы.