/ Новости сайта / Археология / Ученые обнаружили в янтаре "мухоморы" времен динозавров
16.03.2017

Ученые обнаружили в янтаре "мухоморы" времен динозавров

Оценка: 0.0    2920 2 Археология
Палеонтологи впервые нашли в Бирме несколько фрагментов янтаря, в которых были заточены плодовые тела нескольких видов грибов, близких родичей мухоморов и сыроежек, и поедавших их жуков, очень похожих на современных насекомых-грибоедов.

"Открытие сразу четырех плодовых тел грибов, обладавших вполне современной формой, говорит о том, что эволюция их формы по каким-то причинам остановилась примерно 120 миллионов лет назад. Похоже, что грибы и насекомые наладили взаимовыгодные отношения еще в меловом периоде и с тех пор они не менялись", — пишет Ченьян Цай (Chenyang Cai) из Института геологии и палеонтологии КАН в Нанкине (Китай) и его коллеги.

Грибы, как рассказывают ученые, существуют на Земле фактически так же долго, как и растения и животные, однако их следы в породах древних времен найти очень сложно, так как отпечатки плодовых тел грибов не сохраняются. Существующие на сегодня однозначные следы грибов в виде спор и следов грибницы датируются серединой каменноугольного периода, когда появился основной источник "еды" для грибов – валежник и прочие останки умерших растений.

Фотографии гриба, найденного внутри куска янтаря времен динозавров

Цаю и его коллегам удалось добавить к их числу пять уникальных находок – полноценные плодовые тела грибов, заточенные в янтаре и дожившие благодаря этому до наших времен в первозданном виде. Все эти кусочки окаменевшей смолы, как рассказывают ученые, были найдены на севере Мьянмы, в долине Хукаванг, где залегают отложения времен середины мелового периода с большим количеством древнего янтаря.

Вместе с грибами, ученым удалось найти в янтаре несколько видов жуков из рода Oxyporus, далекие потомки которых сегодня так же обитают внутри грибов, питаются их плодовыми телами и разносят их споры. Жуки времен динозавров, как и положено существам той эпохи, были заметно крупнее, чем их современные родичи, достигая длины примерно в два сантиметра, что примерно в два раза больше их текущих размеров.

Как отмечают ученые, плодовые тела доисторических грибов были очень похожи по своему устройству на их современных родичей из числа агарикомицетов – представителей большого класса высших грибов, в число которых входят, к примеру, мухоморы, лисички, сыроежки и прочие съедобные или ядовитые грибы. Фактически, как отмечают ученые, форма ножки, шапки, пластинок и прочих частей плодового тела не поменялась за 99 миллионов лет, отделяющих современные грибы от их доисторических родичей.

Насекомые, попавшие в янтарь вместе с грибом

Нечто похожее наблюдалось и среди жуков – несмотря на различия в размерах, форма их тела и устройство жевательного аппарата было идентичным тому, как работают челюсти и как устроена анатомия современных представителей рода Oxyporus. Отсутствие серьезных изменений в анатомии жуков и устройстве плодовых тел, как считают ученые, говорят о том, что и насекомые, и грибы начали мирно "сосуществовать" сотни миллионов лет назад, используя друг друга для выживания и распространения.

Подобный "эволюционный застой", как предполагают палеонтологи, может объяснять то, почему генетические исследования дают крайне странные оценки того, когда разделились предки одноклеточных и высших грибов, расходящиеся с палеонтологическими данными. Вполне возможно, что в последние 100 миллионов лет эволюция многих грибов просто остановилась благодаря сверхэффективному сотрудничеству с насекомыми, позволявшему им процветать почти в любых условиях.

sunstrike 16.03.2017 22:07 [Материал]
Олард Диксон- Мистерии Мухомора , книга будет интересна тем кто хочет взглянуть на применение гриба в шаманской практике коренными народами крайнего севера России, Дальнего Востока и Сибири.
Astron 16.03.2017 20:02 [Материал]