Вход / Регистрация
19.12.2024, 00:40
Ложные воспоминания или как манипулировать правдой
Судя по всему, Оруэлл был прав: тот, кто управляет настоящим, действительно способен властвовать над прошлым. Как ни страшно это сознавать, в наши дни работа Министерства Правды - не изощренная фантазия, а всего лишь вопрос техники и политической воли.
Наша память живет своей отдельной жизнью, которая не всегда совпадает с реальностью. Кто не ловил себя на мысли, что любая история из прошлого со временем обрастает невероятным количеством деталей, а ее различные версии перестают сходиться? И дело тут не только в нашей природной склонности к хвастовству и кичливости. Отчасти виновницей всего этого безобразия является наша собственная память. По правде говоря, мы даже не можем быть уверены в том, что наши воспоминания действительно принадлежат нам.
Звучит удручающе, но это так. Недавно команда американских ученых опубликовала статью о внедрении ложных воспоминаний. Они провели въедливый мегаанализ, собрав в нем практически всю имеющуюся научную информацию о внесении фальшивых воспоминаний. На выходе получилось грандиозное обобщение восьми независимых обзорных статей, в каждой из которых рассматривались данные множества научных работ.
Результат обескураживает. Почти в половине случаев (в 46,1%) ученым удавалось внедрить ложные воспоминания в память подопытных. Испытуемые в той или иной степени соглашались с рассказами о событиях из их жизни, которые на деле никогда не происходили. А зачастую подопытные даже детально описывали вымышленные ситуации.
Мы привыкли верить, что память - самое постоянное и сокровенное, чем мы владеем. Предметы, лица, события появляются и исчезают. Но мы уверены, что все пережитые моменты будут записаны в памяти, как сцены нашего детства в видеоархиве родителей. Если мы хотим вернуться в прошлое, нам достаточно лишь вспомнить его. Тут-то мы себя и обманываем. На деле «вспомнить» может мало чем отличаться от «придумать», а имплантация фальшивых воспоминаний извне давно уже стала делом техники.
Иллюзия памяти
Вряд ли кто-то в мире знает о феномене ложных воспоминаний больше, чем профессор университета Калифорнии Элизабет Лофтус. Более 40 лет исследований механизмов памяти принесли ей известность ведущего эксперта по ложным воспоминаниям в мире. Захватывающее и яркое описание ее научного пути можно найти здесь.
В одной из своих первых академических работ Лофтус изучала влияние характера вопроса на воспоминания человека о произошедшем. Так, если после просмотра видео с автоаварией у зрителей спрашивали, с какой скорость двигались врезавшиеся (smashed) друг в друга автомобили, то зрители давали большую оценку скорости, по сравнению с теми, кто услышал, что автомобили столкнулись (collided) или ударились (hit). Сама форма того, как мы обращаемся к памяти, влияла на ее воспроизведение.
Примерно в то же время Лофтус начала выступать в качестве эксперта по достоверности свидетельских показаний на судебных заседаниях. На сегодняшний день Лофтус поучаствовала в более чем 250 судебных разбирательствах. В ходе этой непростой работы и проведения параллельных опытов на добровольцах она убедилась в том, что показания очевидцев могут быть подвержены влиянию самых разных обстоятельств. Содержащаяся в памяти информация легко смешивалась, путалась и вытеснялась вновь пришедшей.
Получается, что память динамична, и, влияя на наши решения, она сама легко искажается под действием новых впечатлений и опыта. Даже просто размышляя о прошедшем, мы изменяем нашу память о нем. Впав в высокопарность, можно даже заявить, что она похожа вовсе не на камень с высеченным рельефом (как принято думать), а на мягкую податливую глину, мнущуюся при каждом касании. При этом, как мы только что узнали, одним из самых мощных средств внедрения ложной памяти является наше собственное воображение. Грань между «вспомнить» и «придумать» оказывается исчезающе тонкой.
Пожалуй, наиболее захватывающий этап в карьере профессора Лофтус начался на заре 90-х. В это время ее заинтересовали подозрительно многочисленные случаи судебных исков о сексуальных домогательствах. Зачастую обвиняющей стороной были женщины, внезапно вспомнившие о преступлении, произошедшем в их детстве - многие годы, а то и десятилетия назад.
Самое интересное заключалось в том, что изрядная часть таких воспоминаний происходила на приеме у психотерапевта. Могло ли влияние психотерапии спровоцировать появление ложных воспоминаний? Лофтус начала свое расследование.
Оказалось, что психотерапевты в обязательном порядке спрашивали пациентов о детских травмах, связанных с насилием, а популярные книги по психологии приводили целые списки потенциальных симптомов, характерных для жертв растлителей. Если возможная жертва и не помнила самого факта случившегося, ей предлагалось представить, как и при каких обстоятельствах ее могли домогаться.
Тут и могла скрываться разгадка. Львиная доля воспоминаний о сексуальном насилии просто могла быть имплантирована в память при чтении книг, посещении психотерапевтов или специализированных групп самопомощи. Лофтус оставалось только подтвердить эту догадку экспериментально: попытаться самой внедрить ложное воспоминание в сознание человека.
Архитектор воспоминаний
Уже 5-й день подряд Крис подробно описывает свои детские воспоминания в дневнике. Ему 14, но его записи подробны и кропотливы. Сейчас он пишет о том, как в возрасте 5 лет они семьей, как обычно, поехали за покупками в торговый центр.
Крис отошел от родителей в сторону и потерялся. «Ох, вот я и попал в беду...» - пронеслось в голове. Плача от ужаса, он был уверен, что никогда больше не увидит свою семью. Мальчик стоял в слезах, пока его не нашел пожилой мужчина. Добрый незнакомец был лыс, но выглядел «реально круто»: на нем была синяя фланелевая рубашка, а на носу блестели очки. Старик отвел его к матери, которая уже готовилась задать взбучку непутевому отпрыску.
Нужно ли говорить, что Крис никогда не терялся в торговом центре? А крутого старикана в очках на самом деле не существовало. Но подросток не кривил душой, заполняя вечерами свой дневник. Он искренне верил в то, что описывал. Просто команде Элизабет Лофтус впервые удалось провести эксперимент по имплантации воспоминаний.
Перед проведением ставшего уже классическим опыта исследователи заручились полной поддержкой родственников испытуемых и получили от них всю необходимую информацию. В ходе самого эксперимента, каждому участнику предлагалось несколько правдивых историй и одна ложная - о том, как в возрасте 5 лет он потерялся в торговом центре и был найден пожилым человеком, который отвел его к родителям.
Далее подопытному было необходимо в течение нескольких дней записывать свои воспоминания об упомянутых эпизодах, стараясь воспроизвести произошедшее максимально подробно. В конце каждый участник проходил через собеседование с исследователем. 29% испытуемых ложно вспомнили никогда не случавшийся с ними эпизод в торговом центре.
Кажется, профессор Лофтус пришла к идеальному рецепту внедрения ложного воспоминания. Сначала вы должны получить доступ к личной информации человека, а также заручиться его доверием или помощью тех людей, которым он доверяет. Затем внесите само воспоминание и всячески стимулируйте воображение объекта. Сухой факт сам со временем обрастет подробностями и с большой вероятностью станет воспоминанием. Присмотревшись, можно увидеть, что вся эта схема здорово напоминает хитроумный план героя Ди Каприо из оскароносного блокбастера.
Детское воспоминание о том, как потерялся в торговом центре, в целом нейтрально и обыденно. Но как быть с исключительными и эмоционально неприятными событиями? Оказалось, что они тоже неплохо имплантируются в память, главное - убедить субъект в том, что произошедшее с ним - вполне обыденное явление. В одной из следующих работ Лофтус грамотно подобрала тексты мистического содержания, и целых 18% наивных флорентийских студентов подтвердили, что видели в детстве одержимого демонами.
Но все же самого стенобитного эффекта удалось достичь, используя связку из всех описанных техник и поддельных фотографий. Да, ученые тоже фотошопят! В исследовании 2002 года, проведенном уже без участия профессора Лофтус, группа психологов из Канады и Новой Зеландии убеждала людей в том, что в детстве они катались на воздушном шаре, показывая им поддельные фотографии. 50% подопытных (половина!) так или иначе согласились с фактом своего полета в корзине.
По следам Министерства Правды
Размышляя о теме ложных воспоминаний, просто невозможно пройти мимо вопроса подлинности истории. Не удалось это и уже знакомой нам Элизабет Лофтус. Если даже память о глубоко личных событиях так легко фальсифицируется с помощью фотографий, то что говорить об общественных событиях, воспоминания о которых постоянно перемалываются жерновами массмедиа! Наверняка ложные свидетельства будут легко искажать память об исторических событиях. Впрочем, это еще оставалось доказать.
В своей работе 2007 года Лофтус с коллегами использовала фотографии двух резонансных политических событий: волнений на пекинской площади Тяньаньмэнь 1989 года и римских протестов против иракской войны 2003 года. В первом случае был взят знаменитый снимок одинокого бунтаря, преграждающего путь танковой колонне. Засев за компьютеры, ученые добавили к каноничной сцене толпы демонстрантов, стоящие по обе стороны от техники. На фото же римской мирной демонстрации в толпу вписали пару-тройку радикального вида молодчиков в повязках на лице и противогазах.
44% и 45% опрошенных признали, что видели раньше только что сфабрикованные снимки из Пекина и Рима соответственно. Но ученые не ставили своей целью изучить легковерность подопытных. Главной частью исследования была оценка добровольцами количества восставших на Тяньаньмэнь весной 1989-го и уровня насилия в Риме на митингах 2003-го. В обоих случаях подделки сработали безотказно: люди, просмотревшие фальсифицированные кадры, говорили о большем количестве протестующих в Пекине и необычайном накале противостояния в Риме, относительно тех, кому достались оригинальные фото.
Судя по всему, Оруэлл был прав: тот, кто управляет настоящим, действительно способен властвовать над прошлым. Как ни страшно это сознавать, в наши дни работа Министерства Правды - не изощренная фантазия, а всего лишь вопрос техники и политической воли.
Время непрерывно превращает настоящее в прошлое: галактики разлетаются из центра вселенной, вода течет, дым тает на ветру, человек стареет. Время определяет направление всех физических процессов, и современному человечеству не известны принципы, позволяющие обратить его ход вспять.
Кажется, что лишь одна вещь в мире может хотя бы отчасти противостоять времени. Это наша память. Но, как мы видим, и ее точность не абсолютна и по каким-то причинам зависит от чудовищного количества условий, а главное - от нашего собственного воображения. Но об этом мы поговорим уже в следующий раз.
 
Комментарии 32
+1
Елена
03.04.2017 07:29
[Материал]
интересно, почему ложь в сознание проникает относительно легко, легко можно обмануть, ввести в в ложную память целые народы, не говоря уж о конкретном человеке. а вот в с правдой все сложнее. хотя, есть люди у которых внедряемая ложь просто блокируется . но их единицы.
|
0
Lilu
03.04.2017 14:55
[Материал]
нейролингвистическое Программирование (!), ибо мы аватары живущие в матрице сфер. Именно программирование. Однако академической наукой сие программирование не признается официально, а не официально вовсю используется теми, кто владеет Правдой (информацией) и, соответственно, владеет Властью, в том числе и этой самой академической наукой, ибо она работает на Власть.
|
0
Елена
03.04.2017 18:01
[Материал]
на уровне властей - такое дело понятно. а вот на бытовом уровне. ..
Ложная память. И она есть не только у стариков. наблюдаю ее и у очень молодых людей. А вот конкретная правда куда-то девается. Это уже глубинная психология. Человек видно не хочет что-то вспоминать и идет подмена, или ущербное чувство значимости, за счет ложной памяти идет его усиление. Да много чего. |
0
один_кеше
02.04.2017 14:07
[Материал]
Человеку привыкшему врать легко внедрить несуществующие воспоминания,потомучто тут используется канал созданный собственным мозгом-есть такие вруны которые искренне верят в свою ложь.программирование только задает направление совершенствования,но не дает ложной уверенности что ты уже совершенен в данном напраалении.в частности упомянутая мной память на персоны проистекает из установки что настоящий скотовод знает влицо всех животных округи,из нескольких сот может сказать из чьего стада то или иное животное.так и есть на самом деле,и если армяне искренне удивляются способности пастуха курда пересчитать без ошибки любое стадо на ходу,то среди испокон веков животноводческих народов это считается обязательным качеством.в советское время какой нибудь секретарь обкома проверяя хозяйство и устанавливая проф пригодность зоотехника мог спросить кличку любой коровы,если ответ точный ,совпадает с написанным в документах,человек на своем месте и даже неудачи в работе,например падеж,будут расматриватьсч в ключе: у кого ничего нет у того ничего и не дохнет,а если он и кличку назвать не может такого мошенника под суд.студентами мы пытались внедрить неправильные воспоминания одному профессору.это было на бонитеровке овец.вот отара голов 200-300,из загона овец ловят по одной и подтаскивают к бонитёру-опытному человеку,в данном случае наш профессор,он осматривает и ставит класс это заносят в документы ,а овце на уши метки и пускают бродить рядом.и вот одну уже проверенную овцу спрятали на стадии когда ставят метки,все ведь идет непрерывно и каждый своим делом занят,а потом,перед обедом опять подтащили к бонитёру,он осмотрел,поставил клас, в точности что и накануне,а потом лукаво улыбнывшись сказал: да вы мне её уже подтаскивали.
|
0
Lilu
02.04.2017 13:21
[Материал]
Так как мы живем в Матрице, которая имеет свойство быть программируемой, то есть одним из свойств Материи является информация, то на уровне наших тел-аватар заложить любую программу не проблема. (свет, цвет, звук, символ, вкус, обоняние осязание). Можно внушить человеку никогда не пробовавшему авакадо информацию о том что он знает его вкус, цвет, запах и заставить его "вспомнить", что он само лично собирал его урожай :))
Эффект резонанса – явление резкого возрастания амплитуды собственных колебаний за счёт воздействия колебаний вынуждающей силы. |
+1
selen@
02.04.2017 21:57
[Материал]
насколько мне позволяет понять знание английского, этот человек использовал последовательность числа пи для составления мелодии , играет в ля миноре, каков алгоритм - непонял, позже разберусь.... крутяк! если еще перенастроить пианино из тепмерированного звукоряда в натуральный - резонансы усилятся. а если параллельно ввести тему, основанную на числе е .... это гениально, лилу
|
0
Lilu
03.04.2017 14:12
[Материал]
Согласно учению Пифагора, сама Вселенная представляет собой грандиозный монохорд, чья струна протянулась от земли до небес. Ее верхний финал соединен с абсолютным духом, тогда как нижний - с абсолютной материей. Изучение музыки как точной науки ведет к познанию всех проявлений бытия.
|
0
Lilu
03.04.2017 14:17
[Материал]
Блаватская дает представление о космической октаве пифагорейской музыки сфер: "Именно на числе семь Пифагор основал свою доктрину Гармонии и Музыки Сфер, назвав "тоном" расстояние Луны от Земли; от Луны до Меркурия - полутоном, так же как и от Меркурия до Венеры; от Венеры до Солнца - полтора тона; от Солнца до Марса - тон; от Марса до Юпитера - пол-тона; от Юпитера до Сатурна - пол-тона и от Сатурна до зодиака - один тон; что составляет семь тонов - диапазон гармонии. Вся мелодия Природы заключается в этих тонах и потому называется "Голосом Природы".
|
0
selen@
03.04.2017 19:44
[Материал]
тут есть один ньюанс в фундаментальной части, который, как мне кажется нивелирует всю магию музыки ... на фортепьяно 7 нот в октаве. октава - это диапазон частот, начало диапазона и конец соотносятся как 1:2, допустим нота ля в непомню какой октавы 440 герц(колебаний в секунду) и нота ля следующей октавы в 880 герц. этот диапазон частот делится на 7 нот(тонов) или 12 полутонов(+черные клавиши) - такое деление называется темперированый звукоряд...... есть такое понятие, как обертоны(в электротехнике они называются гармоники). звук чистотго синуса не производит никаких обертонов(звучание камертона), звук какого либо другого инструмента производит обертоны - зависит это от формы сигнала. обертоны можно математически расчитать, увидев форму сигнала ... по этой теме лучше почитать про ряды фурье и вообще про его исследования в этой области. так вот теперь о ключевом моменте - нажимая клавишу ля на фортепьяно мы получаем звук, который состоит из основного тона(это синус) с частотой ноты в данной октаве, допустип 440 герц и целый набор обертонов свойственных данному инструменту. гармоники так же кратны основной частоте и друг другу и соотносятся по частоте как 1 к 2 , 1 к 3, 1 к 4 и т.д., т.е основной тон 440гц, второй обертон 880гц, третий обертон 1320гц и т.д. наличие или отсутствие определенных гармоник и их амплитуды определяют уникальное звучание различных инструментов. резонанс(скорее красота и сила звуков) в трезвучии(аккорде) будет гораздо сильнее, если делить октаву не на 7 а на 8 нот и кратно гармоникам - это натуральный звукоряд, встречающийся повсеместно в природе. раньше наверное так и настраивали музыкальные инструменты, так как обозначение английских нот cdefgh(b)a. в различных книгах ноты h & b означают одну и ту же ноту, и само слово октава переводится как 8
|
0
Lilu
03.04.2017 14:21
[Материал]
Исследователь феномена пифагорейства А. В. Волошинов пишет по этому поводу:
"Ключ к Платонову гептахорду спрятан в числах 1, 2, 3(а у нас если брать второй вариант числовых значений рун есть именно такое деление 1, 2 и 3 сомножитель в грудных - прим.моё) , а именно в пифагорейском понимании единицы как символа неделимого начала, двойки- как символа неопределенной бесконечности и тройки - как символа определенности. Но для Платона это слишком просто, и в качестве символа беспредельного он берет куб со стороной 2 площадью грани 4 и объемом 8. А в качестве символа определенности - куб со стороной 3 и параметрами 3, 9, 27. Тогда взаимное переплетение этих двух троек чисел плюс начало всего - единица - и дают то единство "беспредельного и определяющих начал", о котором говорил Филолай". В дальнейшем теория пифагорейцев о музыке сфер получила свое развитие в трудах знаменитого ученого астронома Иоганна Кеплера. |
0
Lilu
03.04.2017 14:37
[Материал]
В левой части, схема получения минорных трезвучий, в правой мажорных. Алгоритм построения минорных трезвучий прост. Выбираем любую ноту, допустим C (1) отсчитываем 3 ноту по счёту по часовой стрелке, получим Ре диез D#(4), далее 4 ноту по счёту в том же направлении получим Соль G ("8"). Получили аккорд C минор (C, D#, G). Причём по кругу от начальной ноты До C осталось пять нот. Так как 3+4+5=12. Таким образом можно построить минорное трезвучие от любой ноты по схеме 3,4. Правый рисунок получения мажорных трезвучий. Схема другая 4,3. И вот где начинается магия чисел. Полное количество нот для получения всех трезвучий необходимо 19, так как последняя нота Си (B), и чтобы построить от неё трезвучие необходимо уйти в верхнюю, следующую октаву. Аккорд (12,3,7). Последняя нота F# следующей октавы. Так вот Луна ровно через 19 лет находится в том же положении и в тот же календарный день и час (отличие в минутах). Полностью генетический код ДНК выстраивается на 19 витке спирали.
|
+1
один_кеше
02.04.2017 11:55
[Материал]
Я знаю людей которые прекрасно ориентируются и запоминают любой маршрут в деталях на всю жизнь.декан нашего факультета знал всех студентов по имени отчеству с первого курса,500 -600человек во время обучения,но недавно один одногрупник позвонил ему,а емк уже около 90 лет,т.е. декану.не надеясь на то что его вспомнят,просто поздороваться и пообщаться,но декан вспомнил по имени и фамилии его отчество и откуда он и детали процесса обучения-как лишал его стипендии на пол года,хотя сколько выпусков прошло после нашего... В такое сознание ничего не внедришь.
|
0
alex56top
02.04.2017 16:22
[Материал]
Тоже был подобный препод и во время моей учёбы в далёких 80-х. Знал данные не только "своих" студентов, но многих и с других курсов. Преподавал электротехнику. Считал, что на 5 знает бог, на 4 он, а остальное для учащихся. Очень прям и правдив, видимо не ужился в коллективе преподавателей или что то в жизни не так. Было ему за 50, когда через рубильник намотал на руки два провода и включил. Светлая ему память...
|
0
один_кеше
02.04.2017 11:37
[Материал]
Память связана с воображением,это так,но искажается память внедренными стереотипами.все что негативно воспринимается «идеалом» вытесняется,вплоть до потери воспоминаний,а позитивно воспринимаемое развивается.если изначально знать что мир враждебен,информация мира не будет иметь силы влияющей на личность.если вы знаете что сми врут вы не будете верить никаким фото.манипуляторы внедряют страхи и страхи формируют сознание.если приучать видеть то что есть(например старушка протягивающая яблоко это просто старушка которая хочет тебя угостить,а не колдунья,которая хочет отравить) и не искать подоплеки,вы получите адекватного человкека,но они нужны?
|