/ Новости сайта / Космос / Какие рекорды установлены к 55-му Дню космонавтики
12.04.2017

Какие рекорды установлены к 55-му Дню космонавтики

День космонавтики был учреждён в апреле 1962 года — в первую годовщину полёта Юрия Гагарина. С тех пор успела закончиться космическая гонка между Советским Союзом и США, на орбиту Земли запустили бессчётное количество спутников, а Международная космическая станция заменила собой советско-российский «Мир». RT рассказывает, как далеко шагнули космонавтика и покорение околоземной орбиты за прошедшие десятилетия.

Первые на планете

В 1957 году СССР запустил на орбиту Земли первый в истории искусственный спутник (4 октября будет отмечаться 60-летие этого события). Целью запуска было проверить правильность расчётов, провести исследование ионосферы, также спутник должен был передавать сигналы, которые мог услышать любой радиолюбитель. Аппарат успешно справился со своей миссией. В честь первого в мире искусственного спутника Земли назвали Равнину Спутника на Плутоне.

Первый искусственный спутник Земли © Wikimedia

Животные-рекордсмены в космосе — тоже заслуга советских учёных и конструкторов. Первопроходцем стала собака Лайка, отправленная на орбиту 3 ноября 1957 года, и, хотя обратно она не вернулась, спустя годы разработок в 1968 году первый полёт вокруг Луны с возвращением на Землю совершила черепаха.

Аппарат «Венера-1», запущенный в 1961 году, стал первым космическим кораблём, отправленным к другой планете.

«Венера-1» © Wikimedia

Спустя шесть лет «Венера-4» передала первые результаты прямого изучения атмосферы планеты, включая её давление, температуру и химический состав. Первую успешную мягкую посадку на поверхность другой планеты и последующую передачу данных осуществила «Венера-7» в 1970 году. Запущенные с разницей в пять дней советские «Вега-1» и «Вега-2» достигли Венеры летом 1985 года и впервые зафиксировали в её атмосфере грозовые разряды.

Освоение Марса и Луны также начиналось с запуска отечественных аппаратов. 14 сентября 1959 года впервые в истории поверхности спутника Земли достигла автоматическая межпланетная станция «Луна-2».

«Луна-2» © Wikimedia

Первую же попытку мягкой посадки на Красную планету совершил спускаемый аппарат «Марс-2», 27 ноября 1971 года разбившийся о её поверхность. Он стал первым рукотворным объектом на Красной планете.

Наши в космосе

Отечественные космонавты лидируют по числу рекордов на орбите: первый человек в космосе Юрий Гагарин, первый выход в открытый космос Алексея Леонова, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, самый молодой космонавт Герман Титов...

Алексей Леонов

СССР и России принадлежат и рекорды по срокам пребывания на орбите. Геннадий Падалка за пять экспедиций на МКС провёл на орбите 878 дней — почти на год больше, чем любой из американских коллег. Более того, российские космонавты удерживают все места вплоть до четвёртого: Сергей Крикалёв, Юрий Маленченко и Александр Калери пробыли на МКС не менее 700 дней.

Ещё один непобитый рекорд принадлежит Валерию Полякову. Космонавт провёл на орбите без перерыва 437 дней. За полёт, который Поляков совершил в 1994—1995 годах, ему присудили звание Героя Российской Федерации. На орбите он присутствовал как врач и исследователь.

Наш соотечественник удерживает первенство и по числу выходов в космос. Анатолий Соловьёв оказывался за пределами МКС 16 раз. Общее время, которое он провёл в космическом пространстве за пять своих полётов, достигло 82 часов. Этот рекорд был поставлен в 1980—1990-х годах. На втором месте астронавт NASA Майкл Лопес-Алегриа и уже упомянутый Геннадий Падалка, которые выходили за пределы МКС по десять раз.

Выше неба

Человечество уже несколько десятков лет не запускает пилотируемые миссии за пределы околоземной орбиты — в прошлом оптимизма в покорении ближнего космоса, кажется, было больше.

Так, впервые на поверхность другого небесного тела ступили американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин, которые отправились к Луне в 1969 году на корабле «Аполлон-11». После миссии космического корабля «Аполлон-17» в 1972-м к спутнику Земли люди уже не возвращались.

В ту короткую, но насыщенную эпоху был поставлен рекорд и по дальности полёта человека в космос. Это достижение принадлежит команде «Аполлона-13». Джим Лоуэлл, Фред Хейз и Джек Свайгерт отправились на Луну весной 1970 года. 15 апреля в 03:21 мск они оказались на расстоянии более 400 тыс. км от Земли и в 254 км над поверхностью её спутника, на который «Аполлон-13» так и не сел. Этот запуск сопровождался большим количеством технических проблем, включая взрыв одной из батарей. Несмотря на срыв высадки на Луну, миссию сочли успешной: она стала удачным опытом преодоления серьёзных технических трудностей во время космического перелёта.

После миссий на Луну люди больше не ступали на поверхность другого небесного тела.

Космическая женщина

Рекорды США прямо сейчас продолжает устанавливать «космическая женщина» Пегги Уитсон. Она недавно второй раз стала женщиной — командиром миссии на Международной космической станции, и это далеко не первый её рекорд.

Пегги Уитсон globallookpress.com © NASA

В конце марта 2017 года благодаря выходу в открытый космос на шесть с лишним часов Уитсон заняла первое место среди женщин по длительности подобных манёвров. Общее время её пребывания в открытом космосе составило 50 часов 40 минут. Что любопытно, Пегги Уитсон побила собственный предыдущий рекорд. 57-летняя американка ещё и самая опытная среди женщин — астронавтов NASA: впервые она отправилась в космос в 2002 году, а всего, включая текущую миссию, совершила три полёта. Она уже восемь раз выходила в открытый космос — эту планку ни одна женщина-астронавт не преодолела.

В начале апреля нынешнего года американское космическое агентство продлило миссию Пегги Уитсон на три месяца. Это значит, что уже к 24 апреля она побьёт рекорд по общей длительности полётов среди астронавтов NASA. Пока же рекордсменом среди них остаётся Джефф Уилсон, который прожил на МКС в общей сложности 534 дня. К моменту, когда Уитсон вернётся домой вместе с американцем Джеком Фишером и российским коллегой Фёдором Юрчихиным, женщина-астронавт добавит к своему счёту ещё 60 дней.

Рекорды МКС

Международная космическая станция, запущенная на орбиту в ноябре 1998 года, и сама установила несколько рекордов. Уже 22 октября 2010 года она побила рекорд станции «Мир» по непрерывному присутствию экипажа на борту. МКС была обитаема постоянно со 2 ноября 2000 года.

МКС NASA

МКС успела обойти «Мир» по количеству оборотов вокруг Земли. Международная космическая станция совершила 100-тысячный полёт вокруг планеты в конце ноября 2016 года. «Мир», вышедший на орбиту в 1986 году и выведенный из эксплуатации в 2001-м, сделал 86 331 виток.

В апреле 2016 года к МКС пристыковалось одновременно рекордное число кораблей — шесть. 10 апреля до станции добрался грузовой корабль Dragon компании SpaceX. В то же время к МКС был пристыкован другой частный аппарат — Cygnus. Кроме того, у станции находились два российских аппарата серии «Союз», один «Прогресс» и европейский ATV5.

Источник:  https://russian.rt.com

ё-моё 13.04.2017 19:49 [Материал]

Вот он, самый настоящий "рекорд" biggrin
TANAIS 13.04.2017 19:29 [Материал]
Первому всегда тяжелее всех! Вечная память герою космоса Юрию Гагарину!
Спящий 12.04.2017 18:42 [Материал]
С праздником!
Все еще впереди и рекорды и неудачи, никто нам не поможет.
Все будет хорошо!