Вход / Регистрация
17.11.2024, 20:23
Огромное сердце голубого кита превратили в экспонат
Сотрудники Королевского музея Онтарио (ROM) обнаружили во льдах близ Ньюфаундленда мертвого голубого кита. Самой значимой частью находки стало огромное 180-кг сердце, которое практически не подверглось разложению. Биолог Жаклин Миллер и ее команда неустанно работали над тем, чтобы переправить огромный орган в музей — и их работа наконец увенчалась успехом.
Мертвые киты обычно идут ко дну, а потому изучение тканей этих великолепных животных затруднительно, поскольку те моментально подвергаются гниению и становятся добычей сапрофитов. В 2014 году из-за аномальных морозов прибрежные воды неожиданно обледенели, и целых 9 китов были найдены погибшими из-за морозов. 7 из них затонули, но телам двоих удалось сохранить плавучесть, и течение вынесло их на берег Ньюфаундленда. Многие органы все равно пострадали от воздействия среды, но анатомия китов предоставляет сердцу дополнительную защиту. Вот что об этом говорит сама Миллер:
«Само по себе сердце лучше защищено от распада, чем прочие органы, поскольку находится в так называемом перикардиальном мешке, расположенном в грудной полости. Таким образом, этот слой тканей предохраняет сердце от контакта с бактериальной средой»
Тем не менее, кит продолжал разлагаться на берегу в течение нескольких месяцев, а потому ученым приходилось особенно торопиться. Четыре человека извлекли огромный орган, поместили его в мешок для строительного мусора и на рефрежираторном грузовике отвезли в лабораторию. Встал вопрос о том, как законсервировать сердце. Для тех, кто не знаком с процессом консервации тканей, поясняем: простого помещения в пластиковый мешок недостаточно, необходима так называемая «пластификация» — максимальное удаление из сердца жиров и воды, а также частичная пропитка тканей органа пластиком, чтобы оно могло служить в качестве наглядного анатомического пособия для студентов и ученых.
Так выглядит результат годовой работы специалистов
На обезвоживание и растапливание жира ушло без малого шесть месяцев. До того, как пластифицированное сердце полностью затвердело, команда расчленила его и придала необходимую форму. Работа, безусловно, стоила потраченного времени: по словам Миллер, это пособие может храниться до тысячи лет.