/ Новости сайта / Космос / На спутнике Юпитера Ио обнаружен новый тип мощных извержений
31.12.2017

На спутнике Юпитера Ио обнаружен новый тип мощных извержений

Ио — небольшая луна с самой высокой вулканической активностью в Солнечной системе. Изучая данные ее анализа, полученные Galileo еще в конце 90-х годов, астрономы внезапно наткнулись на кое-что интересное.

Ио, луна Юпитера, является космическим объектом с самым высоким уровнем вулканической активности в Солнечной системе. Ученые полагают, что смогли обнаружить среди сотен вулканов и лавовых озер новый, мощный тип извержения. Это выяснилось в процессе расшифровки данных, полученных от космического аппарата NASA Galileo, который исследовал систему Юпитера с 1995 по 2003 год. Несмотря на то, что Галилео сгорел в атмосфере Юпитера 14 лет назад, его инфракрасный спектрометр (NIMS) отправил нам столько данных, что ученые все еще анализируют их.

Во время изучения распределения минералов на поверхности Ио и морфологии облаков на Юпитере, NIMS засек нечто, что ученый NASA-JPL Эшли Дэвис описала на совещании Fall AGU как «очень короткое, изменчивое, мощное тепловое событие». Просматривая данные NIMS, Дэвис и ее коллеги заметили высокотемпературный сигнал, мощность которого в 4−10 раз превышала уровень фона. Через минуту мощность сигнала внезапно спала примерно на 20%. Прошла еще минута, и сигнал спал еще на 75%. А спустя 23 минуты тепловой сигнал вернулся к фоновому уровню.

Это было похоже на извержение вулкана стромболианского типа на Земле. Они получили свое название от острова Стромболи с одноименным вулканом и производят сравнительно слабые извержения. Как ни странно, они приводят к зрелищным, мощным выбросам, когда фрагменты раскаленной лавы взмывают в воздух без образования единого потока. Выглядит это так:

Но если на Земле это относительно слабые извержения, то на Ио они считаются достаточно мощными, поскольку ее диаметр составляет всего 3642 км. Массы крошечных частиц, которые стромболианский вулкан посылает в воздух, охлаждаются довольно быстро, и это значительно влияет на формирование состава пород, составляющих поверхность луны. «Вместо того, чтобы быть покрытой полностью жидким океаном магмы, Ио, скорее всего, похожа на огромную губку с 20% силикатным расплавом в матрице медленно деформирующейся породы», поясняет Кристофер Гамильтон, планетарный вулканолог, который не принимал участия в исследовании.