Вход / Регистрация
18.11.2024, 09:22
Кузнецы - Говорящие с металлом
Изделиями из металла люди пользуются с незапамятных времён. Первобытные кузнецы, удивляя своих соплеменников, при помощи огня превращали неказистые куски железной руды в оружие для охоты и земледелия, а также в украшения.
Постепенно кузнечное ремесло совершенствовалось, и у мастеров накапливались свои тайны, появлялись ритуалы и традиции. То, что работа кузница была делом необычным и чудесным, подтверждают многочисленные сказания, мифы и легенды. И недаром единственной «божественной» профессией была именно профессия кузнеца.
У славян этим почётным делом занимался Сварог, у греков – хромой Гефест, у этрусков - Сефлакс, у кельтов – Гоибниу и т.д. Однако отношение к кузнецам в большей мере было осторожным, чем восторженным. Сотрудничество с одной из стихий, с огнём, в постоянном железном лязге и грохоте – всё это постепенно ставило границы между обычными людьми-земледельцами и кузнецами. Из-за опасности возникновения пожара кузнецы жили на отшибе, и это придавало мастерам ещё больший налёт таинственности.
В более ранние периоды на обучение кузнечному делу отправляли мальчиков, которые имели физические недостатки, например, хромоту. Такие подростки не могли быть воинами, и поэтому со временем становились кузнецами. Может именно в связи с этим во многих легендах в роли кузнецов выступают гномы и карлики, тролли и эльфы. В некоторых племенах своих же умельцев - мастеров нарочно калечили, чтобы они не могли уйти из селения, и работать на чужих. Со временем они становились своеобразными «жрецами», которые были обладателями не только профессиональных, но и религиозных знаний. У разных народов отношения к мастерам наковальни было неодинаковым. Например, в африканских племенах можно наблюдать в этом отношении глобальные различия. Некоторые племена Чёрного континента окружают кузнецов всяческим уважением, почти как жрецов. Именно кузнецы здесь имеют право изготавливать деньги, воспитывать молодое поколение, выступают в качестве политических вождей. Тем не менее, многие племена африканцев и сегодня считают кузнецов колдунами, презирают, но, в то же время, и боятся их. В таких селениях кузнец является своего рода парией, и помимо оскорблений, ему приходиться ещё и опасаться за свою жизнь, причём такие убийства остаются безнаказанными.
На Руси в подручные, а то и в наставники кузнецам «давали» нечистую силу – чёрта. Считалось, что именно благодаря подсказкам этого злокозненного существа мастера получают ценные секреты своего ремесла. Даже такие слова как «коварный» или «коварство» происходят от глагола «ковать». Был у русских кузнецов и свой особый день – Кузьмы и Демьяна. В этот день мастера раздавали милостыню нищим. Крестьяне верили, что в этот день к кузнецам может приехать сам чёрт, чтобы подковать свою лошадь. Причём под личиной лошадей были скрыты самоубийцы или утопленники, поэтому кузнецы в этот день не работали - боялись. Также существовало поверье, что если «клиент» ушёл из кузни молча, не поблагодарил и не расплатился, то это был вовсе не человек, а опять-таки черт. Вообще само железо отождествлялось с нечистой силой, недаром у фольклорной нечисти (русалок, чертей) некоторые части тела были железными. Поэтому и кузнецы, работавшие с металлом, считались пособниками нечистой силы. Но вот сами металлические изделия нередко служили в качестве обязательных оберегов, а жители Русского Севера верили, что тонущему человеку нужно перечислять металлические предметы – таким образом отпугивали водяного, чтобы не утащил на дно.
Народы севера наделяли кузнецов почти той же магической властью, что и шаманов. Считалось, что кузнец способен даже сжечь душу шамана, а вот свою собственную он хранит в огне. Кузнецы, как и шаманы, могут исцелять или предсказывать будущее.
Согласно верованиям бурятов, некогда основателями первых кузнечных династий стали девять сыновей небесного кузнеца Бошинтоя, которые спустились к людям. Поэтому любой желающий бурят не может стать кузнецом – для этого нужно иметь подходящую родословную, доказывающую, что предком нынешнего мастера был сын Бушинтоя. У бурятских мастеров есть и свои особые обряды, иногда очень напоминающие шаманские. Например, духам-покровителям и богам приносится в жертву конь, при этом у жертвенного животного вырывают сердце. Некоторые из кузнецов во время проведения определенных ритуалов натирают себе лицо сажей. Буряты называют их «черными кузнецами» и боятся их.
У якутов с посвящением в кузнецы тоже не так всё просто. Если человек изъявил желание работать с металлом, он покупал нужные инструменты и приступал к работе. Если, проходя мимо кузни, ночью людям слышался стук молота или шум кузнечного меха, значит, у нового мастера появился свой дух-покровитель, и такой человек мог стать настоящим кузнецом. Однако бывало и так, что спустя 2-3 года работы кузнецом человек заболевал особой болезнью: на конечностях появлялись нарывы, болела спина. Считалось, что это происходит с теми, у кого в роду не было кузнецов, или же они были, но кузнечным ремеслом почему-то никто долго не занимался. В этом случае опять-таки помогало жертвоприношение, но уже черного бычка-трехлетка при участии шамана.
Вообще, жертвоприношения покровителям кузнечного ремесла были делом распространенным. Этот метод практиковали и в Индии, и на Руси, и в Абхазии (даже ещё в прошлом веке). Как ритуальные пожертвования использовалось и специально изготовленное оружие – обычно его бросали в реку или озеро.
Особыми магическими свойствами обладало оружие и изделия, выкованное из «небесного металла» - из железных метеоритов. Один такой метеорит весом в 34 тонны был найден на севере Гренландии. Местные эскимосы на протяжении многих лет делали из него гарпунные наконечники, ножи и т.д. «Небесный» металл отличается высоким содержанием никеля, и поэтому его достаточно легко вычислить. Многие эпические герои и полководцы наделялись таким волшебным оружием. Король Артур, Тамерлан, Атилла – древние предания говорят о том, что оружие и доспехи этих воителей имели именно «небесное» происхождение. Любимый перстень царя Соломона и корона Александра Македонского тоже были изготовлены из «звезды» - из метеорита. Из метеорита был сделан и кинжал фараона Тутанхамона, найденный в его гробнице.
Так же, как и северные народы, славяне придавали кузнецам «колдовские» полномочия. Он мог врачевать, мог отогнать от селения нечистую силу, проводить свадебные обряды. Хороший кузнец должен был уметь справиться с самой норовистой лошадью, и действительно, некоторые обладали особым умением укрощения животных. Один крестьянин рассказывал, как его дядя водил подковать лошадь к трем кузнецам, но взять её за ногу не могли – дикая. И только четвёртый смог справиться с животным. После того, как кузнец провел рукой от головы лошади до её ног, она успокоилась, и дала себя подковать. Видимо, мастер обладал какими-то знаниями. (Похожий случай описан в одном из рассказов ветеринара Д. Хэрриота, где пленный итальянец заставил стоять строптивого вола спокойно, просто закрутив ему ухо. Ветеринары, присутствовавшие при этом, неоднократно пробовали самостоятельно повторить этот же тот трюк с другими волами - но безрезультатно).
У работающих в кузне людей существовали свои обычаи и поверья. Так, нельзя было самовольно брать инструменты кузнеца, плевать в огонь, садиться на наковальню или доделывать чужую работу. Перед работой у наковальни мастер должен был протереть лицо.
Подводя итог можно сказать, что у разных народах традиции кузнечного дела свои, и отношение к кузнецам также складывалось не совсем обычное. Однако, несмотря на это, в большинстве своём кузнецы были почитаемыми и зажиточными людьми, да к тому же владеющими особыми знаниями и тайнами заговора.
Постепенно кузнечное ремесло совершенствовалось, и у мастеров накапливались свои тайны, появлялись ритуалы и традиции. То, что работа кузница была делом необычным и чудесным, подтверждают многочисленные сказания, мифы и легенды. И недаром единственной «божественной» профессией была именно профессия кузнеца.
У славян этим почётным делом занимался Сварог, у греков – хромой Гефест, у этрусков - Сефлакс, у кельтов – Гоибниу и т.д. Однако отношение к кузнецам в большей мере было осторожным, чем восторженным. Сотрудничество с одной из стихий, с огнём, в постоянном железном лязге и грохоте – всё это постепенно ставило границы между обычными людьми-земледельцами и кузнецами. Из-за опасности возникновения пожара кузнецы жили на отшибе, и это придавало мастерам ещё больший налёт таинственности.
В более ранние периоды на обучение кузнечному делу отправляли мальчиков, которые имели физические недостатки, например, хромоту. Такие подростки не могли быть воинами, и поэтому со временем становились кузнецами. Может именно в связи с этим во многих легендах в роли кузнецов выступают гномы и карлики, тролли и эльфы. В некоторых племенах своих же умельцев - мастеров нарочно калечили, чтобы они не могли уйти из селения, и работать на чужих. Со временем они становились своеобразными «жрецами», которые были обладателями не только профессиональных, но и религиозных знаний. У разных народов отношения к мастерам наковальни было неодинаковым. Например, в африканских племенах можно наблюдать в этом отношении глобальные различия. Некоторые племена Чёрного континента окружают кузнецов всяческим уважением, почти как жрецов. Именно кузнецы здесь имеют право изготавливать деньги, воспитывать молодое поколение, выступают в качестве политических вождей. Тем не менее, многие племена африканцев и сегодня считают кузнецов колдунами, презирают, но, в то же время, и боятся их. В таких селениях кузнец является своего рода парией, и помимо оскорблений, ему приходиться ещё и опасаться за свою жизнь, причём такие убийства остаются безнаказанными.
На Руси в подручные, а то и в наставники кузнецам «давали» нечистую силу – чёрта. Считалось, что именно благодаря подсказкам этого злокозненного существа мастера получают ценные секреты своего ремесла. Даже такие слова как «коварный» или «коварство» происходят от глагола «ковать». Был у русских кузнецов и свой особый день – Кузьмы и Демьяна. В этот день мастера раздавали милостыню нищим. Крестьяне верили, что в этот день к кузнецам может приехать сам чёрт, чтобы подковать свою лошадь. Причём под личиной лошадей были скрыты самоубийцы или утопленники, поэтому кузнецы в этот день не работали - боялись. Также существовало поверье, что если «клиент» ушёл из кузни молча, не поблагодарил и не расплатился, то это был вовсе не человек, а опять-таки черт. Вообще само железо отождествлялось с нечистой силой, недаром у фольклорной нечисти (русалок, чертей) некоторые части тела были железными. Поэтому и кузнецы, работавшие с металлом, считались пособниками нечистой силы. Но вот сами металлические изделия нередко служили в качестве обязательных оберегов, а жители Русского Севера верили, что тонущему человеку нужно перечислять металлические предметы – таким образом отпугивали водяного, чтобы не утащил на дно.
Народы севера наделяли кузнецов почти той же магической властью, что и шаманов. Считалось, что кузнец способен даже сжечь душу шамана, а вот свою собственную он хранит в огне. Кузнецы, как и шаманы, могут исцелять или предсказывать будущее.
Согласно верованиям бурятов, некогда основателями первых кузнечных династий стали девять сыновей небесного кузнеца Бошинтоя, которые спустились к людям. Поэтому любой желающий бурят не может стать кузнецом – для этого нужно иметь подходящую родословную, доказывающую, что предком нынешнего мастера был сын Бушинтоя. У бурятских мастеров есть и свои особые обряды, иногда очень напоминающие шаманские. Например, духам-покровителям и богам приносится в жертву конь, при этом у жертвенного животного вырывают сердце. Некоторые из кузнецов во время проведения определенных ритуалов натирают себе лицо сажей. Буряты называют их «черными кузнецами» и боятся их.
У якутов с посвящением в кузнецы тоже не так всё просто. Если человек изъявил желание работать с металлом, он покупал нужные инструменты и приступал к работе. Если, проходя мимо кузни, ночью людям слышался стук молота или шум кузнечного меха, значит, у нового мастера появился свой дух-покровитель, и такой человек мог стать настоящим кузнецом. Однако бывало и так, что спустя 2-3 года работы кузнецом человек заболевал особой болезнью: на конечностях появлялись нарывы, болела спина. Считалось, что это происходит с теми, у кого в роду не было кузнецов, или же они были, но кузнечным ремеслом почему-то никто долго не занимался. В этом случае опять-таки помогало жертвоприношение, но уже черного бычка-трехлетка при участии шамана.
Вообще, жертвоприношения покровителям кузнечного ремесла были делом распространенным. Этот метод практиковали и в Индии, и на Руси, и в Абхазии (даже ещё в прошлом веке). Как ритуальные пожертвования использовалось и специально изготовленное оружие – обычно его бросали в реку или озеро.
Особыми магическими свойствами обладало оружие и изделия, выкованное из «небесного металла» - из железных метеоритов. Один такой метеорит весом в 34 тонны был найден на севере Гренландии. Местные эскимосы на протяжении многих лет делали из него гарпунные наконечники, ножи и т.д. «Небесный» металл отличается высоким содержанием никеля, и поэтому его достаточно легко вычислить. Многие эпические герои и полководцы наделялись таким волшебным оружием. Король Артур, Тамерлан, Атилла – древние предания говорят о том, что оружие и доспехи этих воителей имели именно «небесное» происхождение. Любимый перстень царя Соломона и корона Александра Македонского тоже были изготовлены из «звезды» - из метеорита. Из метеорита был сделан и кинжал фараона Тутанхамона, найденный в его гробнице.
Так же, как и северные народы, славяне придавали кузнецам «колдовские» полномочия. Он мог врачевать, мог отогнать от селения нечистую силу, проводить свадебные обряды. Хороший кузнец должен был уметь справиться с самой норовистой лошадью, и действительно, некоторые обладали особым умением укрощения животных. Один крестьянин рассказывал, как его дядя водил подковать лошадь к трем кузнецам, но взять её за ногу не могли – дикая. И только четвёртый смог справиться с животным. После того, как кузнец провел рукой от головы лошади до её ног, она успокоилась, и дала себя подковать. Видимо, мастер обладал какими-то знаниями. (Похожий случай описан в одном из рассказов ветеринара Д. Хэрриота, где пленный итальянец заставил стоять строптивого вола спокойно, просто закрутив ему ухо. Ветеринары, присутствовавшие при этом, неоднократно пробовали самостоятельно повторить этот же тот трюк с другими волами - но безрезультатно).
У работающих в кузне людей существовали свои обычаи и поверья. Так, нельзя было самовольно брать инструменты кузнеца, плевать в огонь, садиться на наковальню или доделывать чужую работу. Перед работой у наковальни мастер должен был протереть лицо.
Подводя итог можно сказать, что у разных народах традиции кузнечного дела свои, и отношение к кузнецам также складывалось не совсем обычное. Однако, несмотря на это, в большинстве своём кузнецы были почитаемыми и зажиточными людьми, да к тому же владеющими особыми знаниями и тайнами заговора.
 
Источник: https://earth-chronicles.ru