Вход / Регистрация
21.11.2024, 20:17
Привидения Лиепаи — Руцавчанка, Черный человек и Белая дама
В Лиепае, как и в любом городе с более-менее солидной историей, живут не только люди, но и привидения. Среди них есть и известные, и те, о ком могут рассказать только знающие люди. Характер у лиепайских потусторонних сущностей разный — кто-то и напугать может. В Лиепае даже «Дерево призраков» есть, рассказывает программа «Домская площадь» Латвийского радио-4.
Скажем сразу — «Дерево призраков» не воет и не бродит по ночам, хотя в темноте светится. И вообще, оно — объект среды и место встреч. Сплетенное из металла раскидистое шестиметровое Spoku koks находится рядом с летней эстрадой Pūt, vējiņi! в Приморском парке, и названо так в честь одной из известных песен знаменитой группы Līvi. Есть ли тут, в старинном парке, и настоящие призраки, неизвестно.
Охотникам за привидениями» есть смысл заглянуть в Лиепайский театр, где обитает Белая дама. Но и кроме нее в Лиепае немало потусторонних сущностей, а потому берем курс на Торговый канал. В одном из отелей на набережной несколько лет назад стало происходить странное...
«Владелец одной из гостиниц несколько лет назад купил хорошую классику, картину Лудорфа Либертса Rucaviete, или Tautu meita, написана в 1936-1937-м году. Купил эту картину — она большая, на ней женщина в национальном руцавском костюме. Сначала владелец новый повесил ее в своем кабинете.
На четвертый или пятый день смотрю — он сидит снаружи, на табуреточке и перебирает бумаги. Я говорю: «У тебя ж кабинет!». Он говорит: «Я не могу выдержать ее, Rucaviete»,
— рассказал магистр истории Гунар Силакактиньш.
Картину владелец из кабинета убрал, а когда гостиницу открывали, Rucaviete повесили на видном месте, неподалеку от входа в ресторан отеля. И вскоре охранник отеля рассказал, что героиня картины ее покидает. Историк не поверил, но через пару дней к нему снова подошел охранник.
«Он говорит: “Ну, точно, эту ночь я уже проследил. Сначала какой-то легкий свежий ветерок подул. Я делаю обход. Вроде всё закрыто, все нормально, смотрю — Rucaviete, рама только, нету ее самой, и лифт уходит наверх. Я так взволновался, вернулся в свою каморку, чаю попил.
Чувствую — опять какой-то сквознячок. Иду смотреть — да, она тут стоит, как ни в чем не бывало, в раме, и улыбается”»,
— добавил Силакактиньш.
Загадочная картина кисти Лудорфа Либертса и сейчас висит в отеле, на том же самом месте. Продолжает ли руцавчанка ночные прогулки — как знать... Если пройти дальше по набережной Торгового канала, можно познакомиться еще с одним привидением Лиепаи. Здание на Веца остмала 24 — там сейчас Лиепайское отделение Управления гражданства и миграции — когда-то было пакгаузом, и с 1871 года там хранили зерно, которое по железной дороге привозилось из Украины. Качество зерна определяли браковщики.
Одним из самых опытных был немец Розеншнецер, хромой старик лет 70. Профессионал он был потрясающий, ему буквально взгляда хватало, чтобы определить влажность зерна, его сортность и прочее.
«Завезли украинское зерно, это в ноябре было. И он, несчастный, на третьем этаже где-то там оказался, и рухнуло всё это перекрытие. Он оказался на первом этаже, засыпан зерном, и задохнулся. Но, наверное, от испуга тоже прихватило сердце. И так до сих пор он время от времени там ходит, кашляет, и главное, своей больной левой ногой немного прихрамывает и пошаркивает», — добавил историк.
Некоторым довелось видеть в окнах и прихрамывающую тень... И сотрудникам лиепайской городской газеты Kurzemes Vārds — редакция находится на узкой пешеходной улице Паста — приходилось сталкиваться с неким призраком. Об одной такой встрече Гунару Силакактиньшу рассказал почетный редактор издания Анджил Ремесс.
— Как-то он проходил мимо — и стоит он, то ли в черном пальто, то ли в шляпе, то ли без шляпы.
— Что он делает? Просто стоит?
— Просто стоит. Но я слышал, что однажды он попытался своими руками туда затащить какую-то барышню. Там очень узкая площадка внутри.
Когда кто-то осмеливался остановиться, он исчезает, без звука, без шипения, вообще, без ничего.
Черного человека с улицы Паста обычно видят возле темной арки, ведущей в глухой двор. Некоторые очевидцы болтают, что видели там огромного черного кота, а спустя миг — высокого мужчину в черном. Говорят, его убили в этой арке больше ста лет назад.
Одно время в Лиепае был весьма популярен туристический маршрут по местам обитания потусторонних сил. Конечно, роли привидений исполняли живые люди. Случались и казусы. Историк Юрис Ракис невольно стал участником одного из них — работал тогда в редакции Kurzemes Vārds. В один из прохладных осенних дней он купил себе дивные тапки — мягкие, в черно-оранжевую полоску, с тремя огромными когтями. Пришел на работу замерзшим, сразу обновку надел, и благополучно об этом забыл. Тем временем на улице в той самой арке уже поджидал туристов высокий парень в черном, который в тот день был привидением улицы Паста.
«И заходит бабка старая. И, знаешь, такая взволнованная. И вот она мне тут начинает:
— Вы знаете, вот сейчас иду, а там в подворотне черный мужик какой-то, с капюшоном!
А я знаю, что там этот маршрут проходит! Ну, я к этой бабке поворачиваюсь, и говорю:
— Ну, знаю.
— И вам не страшно?
— Что там страшного?
— И вы не боитесь?»
— Нет. Не боюсь, я их не трогаю, и они меня не трогают.
Ну так, знаешь, шутка. И вдруг, смотрю, эта бабка побледнела, глаза вниз опустила, а у меня-то эти когти надетые! Потом так назад и, наверное, хвост увидела. Встала, и вот так «пшшш» и бабки нет. Как я хохотал! Она думала:
— Куда я попала!»
Юриса Ракиса многие знают по знаменитому туристическому объекту Каросты — гауптвахте Военного городка. Именно там обитает один из самых известных призраков Лиепаи — ее, как и театральную коллегу, называют Белой дамой. Сотрудники гауптвахты относятся к ней с большим уважением.
«Самое главное, что надо запомнить — ее никак нельзя называть привидением. Она там... живет — это не будет совсем точным выражением, она там присутствует.
И мы лично, те, кто там работает, мы никогда не говорим «привидение», тем более, находясь в самом здании, и никогда не говорим, что там привидение, что там мерещится. Она присутствует. И опять же — надо с ней вежливо обращаться, и она не будет трогать. Никого», — подчеркнул Ракис.
Призрак невысокой девушки в белом с длинной рыжей косой появился в здании гауптвахты в конце войны. Немцы держали там дезертиров и шпионов, там же и судили, кого-то и расстреливали в соснах напротив. Узники, чтобы дать знать родным, где они находятся, выкидывали на улицу записочки, в надежде, что прохожие найдут и передадут адресату. Некий добрый человек передал записку парня, скорей всего, дезертира из немецкой армии, его невесте. Говорят, что эта девушка была беженкой из Видземе.
«Ну, она приехала, как она уговорила эту охрану – это неизвестно. Но суть, что ее вечером, когда уже никаких офицеров не было, охранник за какие-то услуги провел в этот коридор и провел в эту камеру, где должен был находиться этот молодой парень. Ну, и как я понял, охранник пошел сам спрятать, чтоб мало ли, никто не увидел, и пошел выяснять. И пока этот охранник отошел, она читала надписи на этих стенах.
Оказывается, записочка там, мол, прощай, родная-дорогая, в эту ночь, и число какое-то там снизу, меня расстреляют. И подпись. Вот таким образом она узнала, что ее жених, парень, расстрелян в этих соснах.
Ну, и когда охранник вернулся, то нашел он ее, когда она уже наложила на себя руки. С тех пор она там и присутствует, с тех пор она иногда там и гуляет. Иногда ходит, иногда заводит, вроде заталкивает в камеру. Но то, что она двери открывает-закрывает — регулярно! — это уже ни для кого не удивительно. И то же самое, что лампочки выкручивает — регулярно — мы, кто там работает, вообще не удивлены», — указал Ракис.
Он и сам не раз видел призрачную девушку, перед ее появлением обычно холодно становится, до озноба. Даже говорит она что-то, но языка не разобрать. Она не любит шума, и терпеть не может немцев — зная ее историю, удивляться нечему. Приехали как-то раз корреспонденты из журнала Stern. Фотограф снимал без остановки, в какой-то момент все развеселились, и стали громко между собой на немецком разговаривать.
Юрис им сказал, что на гауптвахте не следует говорить по-немецки, парни лишь посмеялись. И вдруг отказала фотокамера. Стоило выйти на улицу — сразу снова заработала.
Но все отснятые кадры оказались испорченными. Историй о призрачной девушке множество. Здание гауптвахты использовалось по прямому назначению при всех властях — и функционировало до 1997 года.
«И при новой уже Латвийской армии, когда уже использовали только второй этаж, кабинет начальника был на первом этаже, и начальнику иногда приходилось там ночевать. И эта девушка разбушевалась. Там вообще было довольно-таки странно, потому что если на гауптвахте произвольно открываются камеры, ты представляешь, что это такое?! И как-то начальник гауптвахты заснул и чувствует посредине ночи, сам он рассказывал:
«Открываю глаза, стоит белая девушка, что-то говорит, и вот прямо из кровати выталкивает. Мол, нечего тебе тут ночевать, я здесь хозяйка».
Реакция вообще, не знаю, это трагикомически, но, представляешь, она регулярно присутствовала. Бедный начальник гауптвахты пишет рапорт своему командиру со словами “Прошу меня перевести на другое место службы ввиду того, что меня посещает Белая дама”», — рассказал Ракис.
Вышестоящее начальство не прониклось и посоветовало начальнику гауптвахты перестать злоупотреблять спиртными напитками...
Если отправитесь в Каросту, чтобы увидеть призрачную хозяйку гауптвахты — ведите себя уважительно.
Вообще, привидений в Лиепае немало, но в целом они существа беззлобные. Цепями не гремят, в полнолуние не стонут, по ночам никого не душат... Хотя прохожих в темноте напугать могут.
Скажем сразу — «Дерево призраков» не воет и не бродит по ночам, хотя в темноте светится. И вообще, оно — объект среды и место встреч. Сплетенное из металла раскидистое шестиметровое Spoku koks находится рядом с летней эстрадой Pūt, vējiņi! в Приморском парке, и названо так в честь одной из известных песен знаменитой группы Līvi. Есть ли тут, в старинном парке, и настоящие призраки, неизвестно.
Охотникам за привидениями» есть смысл заглянуть в Лиепайский театр, где обитает Белая дама. Но и кроме нее в Лиепае немало потусторонних сущностей, а потому берем курс на Торговый канал. В одном из отелей на набережной несколько лет назад стало происходить странное...
«Владелец одной из гостиниц несколько лет назад купил хорошую классику, картину Лудорфа Либертса Rucaviete, или Tautu meita, написана в 1936-1937-м году. Купил эту картину — она большая, на ней женщина в национальном руцавском костюме. Сначала владелец новый повесил ее в своем кабинете.
На четвертый или пятый день смотрю — он сидит снаружи, на табуреточке и перебирает бумаги. Я говорю: «У тебя ж кабинет!». Он говорит: «Я не могу выдержать ее, Rucaviete»,
— рассказал магистр истории Гунар Силакактиньш.
Картину владелец из кабинета убрал, а когда гостиницу открывали, Rucaviete повесили на видном месте, неподалеку от входа в ресторан отеля. И вскоре охранник отеля рассказал, что героиня картины ее покидает. Историк не поверил, но через пару дней к нему снова подошел охранник.
«Он говорит: “Ну, точно, эту ночь я уже проследил. Сначала какой-то легкий свежий ветерок подул. Я делаю обход. Вроде всё закрыто, все нормально, смотрю — Rucaviete, рама только, нету ее самой, и лифт уходит наверх. Я так взволновался, вернулся в свою каморку, чаю попил.
Чувствую — опять какой-то сквознячок. Иду смотреть — да, она тут стоит, как ни в чем не бывало, в раме, и улыбается”»,
— добавил Силакактиньш.
Загадочная картина кисти Лудорфа Либертса и сейчас висит в отеле, на том же самом месте. Продолжает ли руцавчанка ночные прогулки — как знать... Если пройти дальше по набережной Торгового канала, можно познакомиться еще с одним привидением Лиепаи. Здание на Веца остмала 24 — там сейчас Лиепайское отделение Управления гражданства и миграции — когда-то было пакгаузом, и с 1871 года там хранили зерно, которое по железной дороге привозилось из Украины. Качество зерна определяли браковщики.
Одним из самых опытных был немец Розеншнецер, хромой старик лет 70. Профессионал он был потрясающий, ему буквально взгляда хватало, чтобы определить влажность зерна, его сортность и прочее.
«Завезли украинское зерно, это в ноябре было. И он, несчастный, на третьем этаже где-то там оказался, и рухнуло всё это перекрытие. Он оказался на первом этаже, засыпан зерном, и задохнулся. Но, наверное, от испуга тоже прихватило сердце. И так до сих пор он время от времени там ходит, кашляет, и главное, своей больной левой ногой немного прихрамывает и пошаркивает», — добавил историк.
Некоторым довелось видеть в окнах и прихрамывающую тень... И сотрудникам лиепайской городской газеты Kurzemes Vārds — редакция находится на узкой пешеходной улице Паста — приходилось сталкиваться с неким призраком. Об одной такой встрече Гунару Силакактиньшу рассказал почетный редактор издания Анджил Ремесс.
— Как-то он проходил мимо — и стоит он, то ли в черном пальто, то ли в шляпе, то ли без шляпы.
— Что он делает? Просто стоит?
— Просто стоит. Но я слышал, что однажды он попытался своими руками туда затащить какую-то барышню. Там очень узкая площадка внутри.
Когда кто-то осмеливался остановиться, он исчезает, без звука, без шипения, вообще, без ничего.
Черного человека с улицы Паста обычно видят возле темной арки, ведущей в глухой двор. Некоторые очевидцы болтают, что видели там огромного черного кота, а спустя миг — высокого мужчину в черном. Говорят, его убили в этой арке больше ста лет назад.
Одно время в Лиепае был весьма популярен туристический маршрут по местам обитания потусторонних сил. Конечно, роли привидений исполняли живые люди. Случались и казусы. Историк Юрис Ракис невольно стал участником одного из них — работал тогда в редакции Kurzemes Vārds. В один из прохладных осенних дней он купил себе дивные тапки — мягкие, в черно-оранжевую полоску, с тремя огромными когтями. Пришел на работу замерзшим, сразу обновку надел, и благополучно об этом забыл. Тем временем на улице в той самой арке уже поджидал туристов высокий парень в черном, который в тот день был привидением улицы Паста.
«И заходит бабка старая. И, знаешь, такая взволнованная. И вот она мне тут начинает:
— Вы знаете, вот сейчас иду, а там в подворотне черный мужик какой-то, с капюшоном!
А я знаю, что там этот маршрут проходит! Ну, я к этой бабке поворачиваюсь, и говорю:
— Ну, знаю.
— И вам не страшно?
— Что там страшного?
— И вы не боитесь?»
— Нет. Не боюсь, я их не трогаю, и они меня не трогают.
Ну так, знаешь, шутка. И вдруг, смотрю, эта бабка побледнела, глаза вниз опустила, а у меня-то эти когти надетые! Потом так назад и, наверное, хвост увидела. Встала, и вот так «пшшш» и бабки нет. Как я хохотал! Она думала:
— Куда я попала!»
Юриса Ракиса многие знают по знаменитому туристическому объекту Каросты — гауптвахте Военного городка. Именно там обитает один из самых известных призраков Лиепаи — ее, как и театральную коллегу, называют Белой дамой. Сотрудники гауптвахты относятся к ней с большим уважением.
«Самое главное, что надо запомнить — ее никак нельзя называть привидением. Она там... живет — это не будет совсем точным выражением, она там присутствует.
И мы лично, те, кто там работает, мы никогда не говорим «привидение», тем более, находясь в самом здании, и никогда не говорим, что там привидение, что там мерещится. Она присутствует. И опять же — надо с ней вежливо обращаться, и она не будет трогать. Никого», — подчеркнул Ракис.
Призрак невысокой девушки в белом с длинной рыжей косой появился в здании гауптвахты в конце войны. Немцы держали там дезертиров и шпионов, там же и судили, кого-то и расстреливали в соснах напротив. Узники, чтобы дать знать родным, где они находятся, выкидывали на улицу записочки, в надежде, что прохожие найдут и передадут адресату. Некий добрый человек передал записку парня, скорей всего, дезертира из немецкой армии, его невесте. Говорят, что эта девушка была беженкой из Видземе.
«Ну, она приехала, как она уговорила эту охрану – это неизвестно. Но суть, что ее вечером, когда уже никаких офицеров не было, охранник за какие-то услуги провел в этот коридор и провел в эту камеру, где должен был находиться этот молодой парень. Ну, и как я понял, охранник пошел сам спрятать, чтоб мало ли, никто не увидел, и пошел выяснять. И пока этот охранник отошел, она читала надписи на этих стенах.
Оказывается, записочка там, мол, прощай, родная-дорогая, в эту ночь, и число какое-то там снизу, меня расстреляют. И подпись. Вот таким образом она узнала, что ее жених, парень, расстрелян в этих соснах.
Ну, и когда охранник вернулся, то нашел он ее, когда она уже наложила на себя руки. С тех пор она там и присутствует, с тех пор она иногда там и гуляет. Иногда ходит, иногда заводит, вроде заталкивает в камеру. Но то, что она двери открывает-закрывает — регулярно! — это уже ни для кого не удивительно. И то же самое, что лампочки выкручивает — регулярно — мы, кто там работает, вообще не удивлены», — указал Ракис.
Он и сам не раз видел призрачную девушку, перед ее появлением обычно холодно становится, до озноба. Даже говорит она что-то, но языка не разобрать. Она не любит шума, и терпеть не может немцев — зная ее историю, удивляться нечему. Приехали как-то раз корреспонденты из журнала Stern. Фотограф снимал без остановки, в какой-то момент все развеселились, и стали громко между собой на немецком разговаривать.
Юрис им сказал, что на гауптвахте не следует говорить по-немецки, парни лишь посмеялись. И вдруг отказала фотокамера. Стоило выйти на улицу — сразу снова заработала.
Но все отснятые кадры оказались испорченными. Историй о призрачной девушке множество. Здание гауптвахты использовалось по прямому назначению при всех властях — и функционировало до 1997 года.
«И при новой уже Латвийской армии, когда уже использовали только второй этаж, кабинет начальника был на первом этаже, и начальнику иногда приходилось там ночевать. И эта девушка разбушевалась. Там вообще было довольно-таки странно, потому что если на гауптвахте произвольно открываются камеры, ты представляешь, что это такое?! И как-то начальник гауптвахты заснул и чувствует посредине ночи, сам он рассказывал:
«Открываю глаза, стоит белая девушка, что-то говорит, и вот прямо из кровати выталкивает. Мол, нечего тебе тут ночевать, я здесь хозяйка».
Реакция вообще, не знаю, это трагикомически, но, представляешь, она регулярно присутствовала. Бедный начальник гауптвахты пишет рапорт своему командиру со словами “Прошу меня перевести на другое место службы ввиду того, что меня посещает Белая дама”», — рассказал Ракис.
Вышестоящее начальство не прониклось и посоветовало начальнику гауптвахты перестать злоупотреблять спиртными напитками...
Если отправитесь в Каросту, чтобы увидеть призрачную хозяйку гауптвахты — ведите себя уважительно.
Вообще, привидений в Лиепае немало, но в целом они существа беззлобные. Цепями не гремят, в полнолуние не стонут, по ночам никого не душат... Хотя прохожих в темноте напугать могут.