Вход / Регистрация
22.12.2024, 10:11
Чечня. Город мёртвых Цой-Педе
В 40 км к юго-западу от селения Итум-Кале (Чечня), ледниковая речка Меши-Хи впадает в реку Аргун, образуя на стыке слияния мыс, абсолютно недоступный с трех сторон. Четвёртая — северная сторона упирается в каменные скалы подножия хребта Коре-Лам, создавая длинный острогорбый перешеек.
В этой исторической области Мелхиста, что по-чеченски означает «Страна Солнца», на территории мыса расположен один из крупнейших средневековых некрополей на Северном Кавказе — Цой-Педе. Каждый погребённый в этом «городе мертвых» считался равным божеству, ибо Цой-Педе переводится как «Поселение божества».
Поклонение солнцу у древних вайнахов было одним из основных религиозных культов, который сохранился даже после исламизации Чечни. По свидетельству советского исследователя В.И. Марковина (1922-2008), еще сравнительно недавно клятва солнцем у вайнахов-мусульман приравнивалась к клятве на Коране.
В «мёртвом городе» имеется два языческих жертвенника-столпа, защитные свастики, кресты и солярные спирали на стенах, охраняющие вход в некрополь. За ними разбросаны 42 солнечные могилы-склепа (малх-кешнаш), которые датируются XIV веком. Они покрыты двухскатной сланцевой кровлей, и у многих перед лазом устроены довольно глубокие ниши.
Древние вайнахи были убеждены, что при жизни члены рода нуждаются в башне, а после смерти — в склепе, поэтому солнечные склепы раньше были неотъемлемым элементом вайнахской культуры. Горцы верили, что когда солнце заходит для живых, оно светит мертвым.
Склепы были многоярусными, в них погребали достаточно большое количество умерших. Так, на площади 2х3 метра могли быть останки от 100 до 200 человек. Дело в том, что хоронили их там не всех сразу, а в течение столетий – 300, а, может быть, даже и 400 лет.
Люди сами приходили умирать в это место. Кто-то, чувствуя приближение смерти, а кто-то из-за болезни или во время эпидемий. Человек карабкался на склон, выбирал склеп, забирался в специальное окошко, ложился на свободные каменные нары и ждал смерти. Если там лежало чье-то мёртвое тело, он его просто сбрасывал вниз и занимал освободившееся место, пока самого однажды кто-то не сбросит вниз. Кости умерших людей лежат в этих склепах и по сей день.
Над склепами возвышается боевая башня Каш бIов, украшенная мозаикой: по серому фону стены светлыми камнями выложена примитивная фигура человека с распростёртыми руками и расставленными ногами. Есть предположение, что это святой Георгий — православные миссионеры из соседней Грузии до монгольского нашествия были у вайнахов частыми гостями.
За заградительной стеной, пристроенной к башне, некогда находился аул, на южной окраине которого, у самого обрыва, стоит вторая боевая башня, контролировавшая проход в Аргунское ущелье со стороны Грузии. На стенах башен и на многих склепах присутствуют загадочные петроглифы, смысл которых неясен.
Не так далеко от Цой-Педе (тоже в верховьях Аргуна) находится второй, не менее крупный некрополь — Васеркел. В восточных районах горной Чечни, например, в Ичкерии и Чеберлое, которые приняли ислам раньше мелхистинцев, подобных сооружений не сохранилось.
В этой исторической области Мелхиста, что по-чеченски означает «Страна Солнца», на территории мыса расположен один из крупнейших средневековых некрополей на Северном Кавказе — Цой-Педе. Каждый погребённый в этом «городе мертвых» считался равным божеству, ибо Цой-Педе переводится как «Поселение божества».
Поклонение солнцу у древних вайнахов было одним из основных религиозных культов, который сохранился даже после исламизации Чечни. По свидетельству советского исследователя В.И. Марковина (1922-2008), еще сравнительно недавно клятва солнцем у вайнахов-мусульман приравнивалась к клятве на Коране.
В «мёртвом городе» имеется два языческих жертвенника-столпа, защитные свастики, кресты и солярные спирали на стенах, охраняющие вход в некрополь. За ними разбросаны 42 солнечные могилы-склепа (малх-кешнаш), которые датируются XIV веком. Они покрыты двухскатной сланцевой кровлей, и у многих перед лазом устроены довольно глубокие ниши.
Древние вайнахи были убеждены, что при жизни члены рода нуждаются в башне, а после смерти — в склепе, поэтому солнечные склепы раньше были неотъемлемым элементом вайнахской культуры. Горцы верили, что когда солнце заходит для живых, оно светит мертвым.
Склепы были многоярусными, в них погребали достаточно большое количество умерших. Так, на площади 2х3 метра могли быть останки от 100 до 200 человек. Дело в том, что хоронили их там не всех сразу, а в течение столетий – 300, а, может быть, даже и 400 лет.
Люди сами приходили умирать в это место. Кто-то, чувствуя приближение смерти, а кто-то из-за болезни или во время эпидемий. Человек карабкался на склон, выбирал склеп, забирался в специальное окошко, ложился на свободные каменные нары и ждал смерти. Если там лежало чье-то мёртвое тело, он его просто сбрасывал вниз и занимал освободившееся место, пока самого однажды кто-то не сбросит вниз. Кости умерших людей лежат в этих склепах и по сей день.
Над склепами возвышается боевая башня Каш бIов, украшенная мозаикой: по серому фону стены светлыми камнями выложена примитивная фигура человека с распростёртыми руками и расставленными ногами. Есть предположение, что это святой Георгий — православные миссионеры из соседней Грузии до монгольского нашествия были у вайнахов частыми гостями.
За заградительной стеной, пристроенной к башне, некогда находился аул, на южной окраине которого, у самого обрыва, стоит вторая боевая башня, контролировавшая проход в Аргунское ущелье со стороны Грузии. На стенах башен и на многих склепах присутствуют загадочные петроглифы, смысл которых неясен.
Не так далеко от Цой-Педе (тоже в верховьях Аргуна) находится второй, не менее крупный некрополь — Васеркел. В восточных районах горной Чечни, например, в Ичкерии и Чеберлое, которые приняли ислам раньше мелхистинцев, подобных сооружений не сохранилось.