Выбор фона:
/ Новости сайта / Археология / Археологи раскрыли тайну постройки истуканов с острова Пасхи
04.06.2018

Археологи раскрыли тайну постройки истуканов с острова Пасхи

Оценка: 5.0    5111 7 Археология
15:03
Гигантские 13-тонные каменные "шляпы", окрашенные в красный цвет, появились на головах истуканов на острове Пасхи благодаря примерно такой же системе настилов и строп, которыми европейцы пользовались для поднятия затонувших кораблей, заявляют ученые в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science.

"Нам впервые удалось систематически использовать все возможные намеки и свидетельства на то, как эти гигантские головные уборы могли оказаться на голове еще более тяжелых статуй. Все это стало возможным благодаря объединению методов археологии, физики и компьютерного моделирования", — заявил Карл Липо (Carl Lipo), антрополог из Университета Бингхэмтона (США).

Смотрящие в вечность

Остров Пасхи — одно из самых загадочных мест на Земле, где примерно два тысячелетия назад существовала причудливая цивилизация полинезийцев, оставившая после себя многочисленные следы в виде гигантских истуканов-моаи, которые, как сегодня считают ученые, представляют собой обожествленные фигуры предков и родичей древних жителей острова.

Эта цивилизация фактически исчезла с лица острова Пасхи еще до прибытия туда европейцев, причинами чего считаются две вещи — истощение ресурсов в результате хищнического истребления лесов и животных полинезийцами и связанная с этим война между разными племенами аборигенов.

Полное исчезновение культуры моаи и носителей ее языка не позволяет археологам решить одну из самых интересных тайн этого острова: как на головах некоторых истуканов, не тронутых вандалами и временем, появились гигантские каменные шляпы, так называемые пукао, чей вес нередко достигает полутора десятков тонн?

Эту загадку дополнительно осложняет то, что сами истуканы и их "головные уборы" изготовлены из разных вулканических пород. Их залежи расположены фактически на диаметрально противоположных концах острова, удаленных друг от друга, а также от берегов, где установлены ныне существующие моаи, на десятки километров. Поэтому и доставка материалов к месту строительства истуканов, и их соединение были очень сложными задачами.

Липо и его коллеги нашли ответ на этот вопрос, указывающий на достаточно большую "продвинутость" жителей острова Пасхи, анализируя артефакты, найденные в окрестностях истуканов и карьеров, где были добыты их "тела" и "шляпы", а также трехмерные модели самих статуй.

Как рассказывает Липо, его команда обратила внимание на то, что манера транспортировки и самих статуй, и их головных уборов на столь большие расстояния должна была отражаться в том, какие повреждения присутствуют на их поверхности. К примеру, если бы статуи волокли по мягкому грунту или везли на "подпорках", то на их нижней части или на спине должны были остаться характерные царапины и потертости.

С другой стороны, сами "постаменты" истуканов и окружающая их местность тоже должны сохранять в себе или следы обработки шляп и статуй, если их изготавливали на месте, или указывать на то, как именно первые оказывались на головах вторых. Проанализировав все возможные свидетельства подобного рода, археологи нашли ответ на эту загадку, не требующий массовых вырубок лесов и участия всего населения острова в постройке одной статуи.

Архимеды Тихого океана
Как заметили ученые, статуи были вырублены из породы таким образом, что они сами по себе выпрямлялись, если их наклоняли на небольшой угол. Это позволяло перемещать их "шажками", подобно тому, как обладатели холодильников или тяжелых тумб передвигают их на новое место. Подобное "выгуливание" истуканов позволяло жителям острова Пасхи двигать их на большие расстояния, не тратя никаких ресурсов, кроме собственных сил.

Судя по рисунку царапин, шляпы статуй перемещались к месту их "сборки" в частично готовом виде, что позволяло древним художникам в буквальном смысле "катить" их со склона горы, где расположена каменоломня. Когда заготовка пукао доезжала до истукана, мастера доделывали ее и водружали на голову статуи, используя остроумную, но простую систему подъема.

Она состояла из пологой горки, сложенной из песка и щебня, и веревки, которую древние жители острова Пасхи оборачивали вокруг шляпы истукана и привязывали к голове статуи. Вытягивая свободный конец, они постепенно поднимали десятитонный пукао к вершине горки, где шляпу поворачивали на бок и усаживали на основную часть монумента.

В пользу этого, как отмечают Липо и его коллеги, говорит сразу много вещей — следы подобных горок у ряда упавших статуй, а также выемка необычной формы на "шляпе", не позволявшая ей соскальзывать с головы истуканов.

Вдобавок ученые заметили, что все статуи изначально стояли не прямо, а были наклонены под определенным углом по отношению к поверхности Земли. Это позволяло древним мастерам закатывать пукао на голову моаи, не повреждая обе части статуи, и затем "выравнивать" готовый истукан, убрав часть камней из задней части пьедестала.

Все это, по словам ученых, говорит о том, что для успешного завершения монументальных "строек эпохи деспотизма" необязательно было иметь бесчисленные армии рабов, рабочих и огромные ресурсы, как в Древнем Египте или Китае, как считали многие историки раньше. Горстка жителей острова Пасхи смогла увековечить свое имя, используя ум, законы физики и скудные минеральные ресурсы острова.

 
Источник:  https://ria.ru


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 7

0  
Оляна 05.06.2018 01:06 [Материал]
Самая краткая Библия.
+2  
icq-dead 04.06.2018 20:36 [Материал]
Впервые после столетнего перерыва один из великанов острова Пасхи снова занял свое место на аху. Приехали на джипе губернатор с семьей, патер и монахини, около лагеря стучали копыта: все, кто только мог, спешили в Анакену посмотреть на работу своих односельчан. Гордые «длинноухие» разобрали башню, и бургомистр с достоинством грелся в лучах собственной славы. Он доказал, что знает ответ на одну из старейших загадок острова Пасхи. И разве могло быть иначе? Что ни говори, дон Педро Атан — старый мудрец, бургомистр острова, старший из всех «длинноухих»! Только заплатите, он на всех аху установит статуи, и все будет, как в старые, добрые времена. Деньги, полученные в этот раз, он поделил со своими помощниками, но если ему доведется попасть с военным кораблем в Чили, он самого президента уговорит раскошелиться, чтобы встали все статуи. С одиннадцатью помощниками, действуя двумя бревнами, он поднял этого истукана за восемнадцать дней. То ли еще будет, если ему прибавят людей и времени!

Я отвел бургомистра в сторонку и, положив ему руки на плечи, строго посмотрел ему в лицо. Он стоял с видом прилежного школьника и выжидающе глядел на меня.

— Дон Педро бургомистр, может быть, теперь ты расскажешь мне, как твои предки переправляли статуи в разные концы острова? — спросил я.

— Они сами шли, пешком, — отчеканил он.
https://www.skeptik.net/history/akuaku.htm
Тур Хейердал
0  
kvantic 04.06.2018 21:38 [Материал]
Вот так...!
0  
Lefail 04.06.2018 23:21 [Материал]
Насчет острова Пасхи есть свое мнение,но я его озвучить тут не могу.Будет слишком много негатива.
+2  
icq-dead 04.06.2018 20:26 [Материал]
На другой день работа продолжалась. Обливаясь потом, пасхальцы рубили камень. На третий день на скале вырисовались контуры истукана. Длинноухие сначала высекали параллельные борозды, потом принимались скалывать выступ между ними. Все стучали и стучали, сбрызгивая камень водой. И без конца меняли рубила, потому что острие быстро становилось круглым и тупым. Прежде исследователи считали, что затупившиеся рубила просто выкидывали, потому-де в каменоломне валяется такое множество рубил. Оказалось, что они ошибаются. Бургомистр собирал затупившиеся рубила и бил, словно дубинкой, одним по другому, так что осколки летели. Смотришь, рубило уже опять острое, и было это на вид так же просто, как чертежнику заточить карандаш
https://www.skeptik.net/history/akuaku.htm
Тур Хейердал
+2  
icq-dead 04.06.2018 20:21 [Материал]
— Кто сделал большие статуи?

— Длинноухие, сеньор! — последовал уверенный ответ.

— А некоторые пасхальцы говорили мне, что короткоухие.

— Это ложь, они хотят присвоить себе честь, которую заслужили мои предки. Все сделано длинноухими. Разве ты не заметил, сеньор, что у статуй длинные уши? Неужели думаешь, что короткоухие вытесывали изображения длинноухих? Эти статуи — памятники вождям длинноухих.

От волнения он часто дышал, тонкие губы дрожали.

— Я считаю, что статуи сделаны длинноухими, — сказал я. — И хочу, чтобы мне высекли такое изваяние, прячем эту работу должны выполнить только длинноухие. Как ты думаешь, справитесь?

Бургомистр на минуту окаменел, только губы шевелились, потом всколыхнулся:

— Будет сделано, сеньор, будет сделано! А какой величины?

— Да не слишком большую, метров пять-шесть.

— Тогда нужно шесть человек. Нас всего четверо братьев, но есть много длинноухих по матери — подойдет?
https://www.skeptik.net/history/akuaku.htm
Тур Хейердал 1957 год ))
0  
Astron 04.06.2018 18:15 [Материал]
Археологи раскрыли тайну постройки истуканов с острова Пасхи

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Американские ученые добились бессмертия для мухи
На 139 тысяч нейронов 54 миллиона синапсов, не слишком ли много? (от Snork)
Любовь и предательство: драма Наполеона и Жозефины
Цитата Кориона "Жозефина была постоянно под градусами , впрочем и сам Наполеон тоже. Так что сл (от Катенька)
Любовь и предательство: драма Наполеона и Жозефины
И где тут мужененавистничество? Просто реальность. Лично я всем мужчинам, которые были со мной рядом (от Koriona)
Московские археологи нашли 400-летние изразцы с изображением кошки
Возможно в то время это уже была и кошка ,но всё идёт из Анатолии, всё начиналось с Чатал Гуюка. Кру (от Везунчик)