Вход / Регистрация
18.12.2024, 20:09
"Черный бог" Растафарианов
Растафарианство — одно из молодых религиозных течений. Оно зародилось в 1930-х годах на Ямайке и первоначально имело жёсткую расовую основу — её последователями (растаманами) были только чёрные. Они напоминали всем о том, что именно чёрная раса была на земле первой и от неё произошли все остальные. Из этого выводилась несложная мысль о богоизбранности.
Только для чёрных
Растафарианство зарождалось в условиях, когда расовая сегрегация была ещё в порядке вещей и чёрные в полной мере испытывали притеснения во многих сферах жизни. Поэтому новой вере поначалу был свойственен довольно жёсткий и агрессивный национализм.
Все достижения человечества так или иначе объявлялись достижениями чёрной расы, а белые представали исключительно в роли врагов и злодеев-захватчиков.
Ранние растаманы обвиняли европейцев в искажении религии и мировой истории, которую те якобы переписали в свою пользу. Доходило даже до довольно комичных заявлений о том, что все выдающиеся люди прошлого были чёрными. Включая, например, древнегреческих философов и учёных — Платона и Архимеда.
Будучи христианами, растаманы уверяли, что Иисус Христос с апостолами тоже были чёрными. Ведь Палестина находится совсем рядом с Африкой. Тут стоит заметить, что расхожие представления о внешности Христа как типичного европейца точно так же нелепы, как и эта «африканская» теория. Исторический Иисус был семитом и действительно имел очень смуглый (хотя и не чёрный) оттенок кожи.
Одним из людей, стоявших у самых истоков растафарианства, был Маркус Гарви, основавший в 1914 году на Ямайке Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров. Он активно призывал всех чёрных вернуться на свой родной континент. А также предсказал коронацию «чёрного царя» в Африке. В 1930 году это пророчество неожиданно сбылось — в Эфиопии был коронован император Хайле Селассие I. До того как принять корону, его звали рас (феодальный эфиопский титул) Тэфэри Мэконнын. С тех пор Гарви почитается в растафарианстве как пророк.
Коронация императора была воспринята на Ямайке с восторгом, как знамение того, что грядёт великое освобождение всех чёрных и их возвращение на родину. Хайле Селассие провозгласили мессией и воплощением Бога. А его старое имя и титул использовали для названия новой религии, которая становилась все популярнее. Однако за пределы Ямайки и чёрной культуры она пока что не выходила.
Как зовут Бога?
Следующий взрыв интереса к растафарианству произошёл в 1970-х, благодаря музыке в стиле регги, которая с Ямайки распространилась в США, Великобритании, а потом и в других странах. Бодрые ритмы и тексты о простых радостях жизни увлекали молодёжь разных национальностей и рас. Вслед за этим они начинали интересоваться и культурой чернокожих весёлых певцов с длинными дредами. К этому времени растафарианство уже перестало жёстко привязываться к расовой принадлежности, ставя на первое место духовные качества человека.
Чем дальше, тем больше стало появляться растаманов, не имеющих никаких африканских корней. Но все они одевались в похожем стиле, отличались яркой внешностью и особым складом характера. Растафарианских общин в мире становилось все больше. В них проповедовались самые разные, зачастую даже противоречащие друг другу вещи. Дело в том, что растафарианство никогда не имело жёсткой структуры или иерархии. А потому иногда трудно разобраться, что же именно исповедуют эти люди. Но общие и самые главные моменты все же выделить можно.
Наибольшее влияние на растафарианство оказала Эфиопская православная церковь. Хотя Библию растаманы толкуют весьма вольно. По их версии, Бог в своё время отдал чёрных в рабство белым в наказание за их грехи. Теперь им остаётся лишь ждать, когда Он простит их и снова придёт на Землю, чтобы увести в рай. Который, кстати, будет находиться как раз в Эфиопии, как одной из прародин человечества. Вообще, все явления, связанные с Африкой, трактуются как однозначно положительные.
Бога в растафарианстве называют Джа. Это не придуманное имя, а просто один из вариантов произнесения более привычного нам ветхозаветного Яхве. Такое написание встречается как в древнееврейских текстах, так и, например, в каноническом английском переводе Псалтыри. Император Хайле Селассие считается наравне с Иисусом Христом воплощением Джа на Земле. И, кстати, заодно потомком царицы Савской и царя Соломона. Впрочем, далеко не все общины разделяют эту точку зрения.
Символом всего плохого для растаманов является Вавилон. Под этим словом уже давно не имеется в виду столица древней империи, где томились в плену иудеи. Вавилон — это современная система западного общества, в котором всё продаётся и покупается, где невозможно отличить правду от лжи, а люди сторонятся друг друга. Вавилон испортил всё, в первую очередь — собственно, веру в Бога.
К основным христианским конфессиям (особенно к католицизму) растаманы относятся критически, считая, что они исказили изначальные слова как Бога Отца, так и Иисуса. Ничего удивительного, что в ответ их объявляютто сектантами, то безбожниками, а то даже сатанистами.
Главным для настоящего растамана является по мере сил противостоять Вавилону. То есть относиться ко всем людям, как к братьям, не позволять стягивать себя путами коммерции или пропаганды.
А также радоваться. Только так можно приблизить возвращение Джа на землю.
Секретный пароль
Наиболее скандальную славу растафарианству создало подчёркнуто положительное отношение к употреблению марихуаны. Многие растаманы прямо говорят, что другими путями излечить неправильное понимание мира невозможно. Лёгкие наркотики, по их мнению, позволяют человеку расслабиться, освободить разум от химер, навязанных Вавилоном, и в конечном итоге освободиться самому.
Эти взгляды регулярно приводят растаманов, живущих в тех странах, где марихуана не легализована, к серьёзным проблемам с законом. Но они не собираются идти на компромиссы, искренне полагая, что подобные запреты — это просто влияние Вавилона.
Отсутствие центральной организации приводит к тому, что растаманом может себя называть фактически кто угодно. Последователи растафарианства решительно не одобряют любое проповедование своей религии. По их мнению, обратить человека в веру нельзя, он должен прийти к ней сам. Не требуется от растамана и регулярного участия в каких-либо обрядах. Так что отличить бездельника, любящего марихуану и регги, от того, кто искренне верит в Джа и собирается когда-нибудь вернуться в эфиопский рай, бывает ох как нелегко.
По этим же причинам крайне затруднительно подсчитать численность последователей растафарианства в мире. По крайне приблизительным оценкам, она достигает нескольких миллионов, но точная статистика тут бессильна. Наиболее известными общинами в мире являются «Ньябинги», «Бобо Ашанти» и «12 колен Израилевых». Чтобы отличить религиозных растаманов от обыкновенных тусовщиков, последних обычно коротко называют раста, как и всю молодёжную субкультуру, возникшую вокруг ямайской религии.
В общении между собой настоящие растаманы используют специальный Джа-язык, якобы полностью очищенный от влияния Вавилона. Тремя главными словами в нём являются «Джа», «ай» и «айянай». Если с первым всё понятно, то второе считается «божественным звуком», который придаёт любому слову, в котором содержится, «положительные вибрации». Из-за этого растаманы нередко произносят слова или имена необычно, стремясь вставить в них слог «ай». Например, «Айсус», «аймэн», «айлилуйя» и так далее.
Третье же слово символизирует единство двух «ай» — самого Джа и его последователей по всему миру. Вообще же слов в Джа-языке довольно много, но на нём стараются не разговаривать при посторонних.
Только для чёрных
Растафарианство зарождалось в условиях, когда расовая сегрегация была ещё в порядке вещей и чёрные в полной мере испытывали притеснения во многих сферах жизни. Поэтому новой вере поначалу был свойственен довольно жёсткий и агрессивный национализм.
Все достижения человечества так или иначе объявлялись достижениями чёрной расы, а белые представали исключительно в роли врагов и злодеев-захватчиков.
Ранние растаманы обвиняли европейцев в искажении религии и мировой истории, которую те якобы переписали в свою пользу. Доходило даже до довольно комичных заявлений о том, что все выдающиеся люди прошлого были чёрными. Включая, например, древнегреческих философов и учёных — Платона и Архимеда.
Будучи христианами, растаманы уверяли, что Иисус Христос с апостолами тоже были чёрными. Ведь Палестина находится совсем рядом с Африкой. Тут стоит заметить, что расхожие представления о внешности Христа как типичного европейца точно так же нелепы, как и эта «африканская» теория. Исторический Иисус был семитом и действительно имел очень смуглый (хотя и не чёрный) оттенок кожи.
Одним из людей, стоявших у самых истоков растафарианства, был Маркус Гарви, основавший в 1914 году на Ямайке Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров. Он активно призывал всех чёрных вернуться на свой родной континент. А также предсказал коронацию «чёрного царя» в Африке. В 1930 году это пророчество неожиданно сбылось — в Эфиопии был коронован император Хайле Селассие I. До того как принять корону, его звали рас (феодальный эфиопский титул) Тэфэри Мэконнын. С тех пор Гарви почитается в растафарианстве как пророк.
Коронация императора была воспринята на Ямайке с восторгом, как знамение того, что грядёт великое освобождение всех чёрных и их возвращение на родину. Хайле Селассие провозгласили мессией и воплощением Бога. А его старое имя и титул использовали для названия новой религии, которая становилась все популярнее. Однако за пределы Ямайки и чёрной культуры она пока что не выходила.
Как зовут Бога?
Следующий взрыв интереса к растафарианству произошёл в 1970-х, благодаря музыке в стиле регги, которая с Ямайки распространилась в США, Великобритании, а потом и в других странах. Бодрые ритмы и тексты о простых радостях жизни увлекали молодёжь разных национальностей и рас. Вслед за этим они начинали интересоваться и культурой чернокожих весёлых певцов с длинными дредами. К этому времени растафарианство уже перестало жёстко привязываться к расовой принадлежности, ставя на первое место духовные качества человека.
Чем дальше, тем больше стало появляться растаманов, не имеющих никаких африканских корней. Но все они одевались в похожем стиле, отличались яркой внешностью и особым складом характера. Растафарианских общин в мире становилось все больше. В них проповедовались самые разные, зачастую даже противоречащие друг другу вещи. Дело в том, что растафарианство никогда не имело жёсткой структуры или иерархии. А потому иногда трудно разобраться, что же именно исповедуют эти люди. Но общие и самые главные моменты все же выделить можно.
Наибольшее влияние на растафарианство оказала Эфиопская православная церковь. Хотя Библию растаманы толкуют весьма вольно. По их версии, Бог в своё время отдал чёрных в рабство белым в наказание за их грехи. Теперь им остаётся лишь ждать, когда Он простит их и снова придёт на Землю, чтобы увести в рай. Который, кстати, будет находиться как раз в Эфиопии, как одной из прародин человечества. Вообще, все явления, связанные с Африкой, трактуются как однозначно положительные.
Бога в растафарианстве называют Джа. Это не придуманное имя, а просто один из вариантов произнесения более привычного нам ветхозаветного Яхве. Такое написание встречается как в древнееврейских текстах, так и, например, в каноническом английском переводе Псалтыри. Император Хайле Селассие считается наравне с Иисусом Христом воплощением Джа на Земле. И, кстати, заодно потомком царицы Савской и царя Соломона. Впрочем, далеко не все общины разделяют эту точку зрения.
Символом всего плохого для растаманов является Вавилон. Под этим словом уже давно не имеется в виду столица древней империи, где томились в плену иудеи. Вавилон — это современная система западного общества, в котором всё продаётся и покупается, где невозможно отличить правду от лжи, а люди сторонятся друг друга. Вавилон испортил всё, в первую очередь — собственно, веру в Бога.
К основным христианским конфессиям (особенно к католицизму) растаманы относятся критически, считая, что они исказили изначальные слова как Бога Отца, так и Иисуса. Ничего удивительного, что в ответ их объявляютто сектантами, то безбожниками, а то даже сатанистами.
Главным для настоящего растамана является по мере сил противостоять Вавилону. То есть относиться ко всем людям, как к братьям, не позволять стягивать себя путами коммерции или пропаганды.
А также радоваться. Только так можно приблизить возвращение Джа на землю.
Секретный пароль
Наиболее скандальную славу растафарианству создало подчёркнуто положительное отношение к употреблению марихуаны. Многие растаманы прямо говорят, что другими путями излечить неправильное понимание мира невозможно. Лёгкие наркотики, по их мнению, позволяют человеку расслабиться, освободить разум от химер, навязанных Вавилоном, и в конечном итоге освободиться самому.
Эти взгляды регулярно приводят растаманов, живущих в тех странах, где марихуана не легализована, к серьёзным проблемам с законом. Но они не собираются идти на компромиссы, искренне полагая, что подобные запреты — это просто влияние Вавилона.
Отсутствие центральной организации приводит к тому, что растаманом может себя называть фактически кто угодно. Последователи растафарианства решительно не одобряют любое проповедование своей религии. По их мнению, обратить человека в веру нельзя, он должен прийти к ней сам. Не требуется от растамана и регулярного участия в каких-либо обрядах. Так что отличить бездельника, любящего марихуану и регги, от того, кто искренне верит в Джа и собирается когда-нибудь вернуться в эфиопский рай, бывает ох как нелегко.
По этим же причинам крайне затруднительно подсчитать численность последователей растафарианства в мире. По крайне приблизительным оценкам, она достигает нескольких миллионов, но точная статистика тут бессильна. Наиболее известными общинами в мире являются «Ньябинги», «Бобо Ашанти» и «12 колен Израилевых». Чтобы отличить религиозных растаманов от обыкновенных тусовщиков, последних обычно коротко называют раста, как и всю молодёжную субкультуру, возникшую вокруг ямайской религии.
В общении между собой настоящие растаманы используют специальный Джа-язык, якобы полностью очищенный от влияния Вавилона. Тремя главными словами в нём являются «Джа», «ай» и «айянай». Если с первым всё понятно, то второе считается «божественным звуком», который придаёт любому слову, в котором содержится, «положительные вибрации». Из-за этого растаманы нередко произносят слова или имена необычно, стремясь вставить в них слог «ай». Например, «Айсус», «аймэн», «айлилуйя» и так далее.
Третье же слово символизирует единство двух «ай» — самого Джа и его последователей по всему миру. Вообще же слов в Джа-языке довольно много, но на нём стараются не разговаривать при посторонних.
 
Комментарии 1
0
OxfordVSPscov
16.07.2018 17:25
[Материал]
"...Ямайка, я думаю стоит посетить страну с позитивным настроем
Ямайка, мне кажется светит ярко звезда с Именем Боба Марлея Ямайка, я точно уверен что солнце взойдет мы же с вами не звери..." |