Вход / Регистрация
18.12.2024, 21:12
Гроза античных морей - Триера
Древнегреческая триера имела длину от 37 до 45 метров, ширину 5-6 метров, грузоподъёмность около 45 тонн, осадку примерно 1-2 метра. По свидетельствам древних историков, корабль мог развивать скорость 7-8 узлов и поддерживать её в течение 18 часов. Команда достигала 200 человек.
Разгром персов
Именно здесь впервые появилась уключина, служащая упором для весла. Изобретение приписывают коринфскому судостроителю Аминоклу. Весла выходили из борта через круглые, диаметром полметра отверстия и специальные кожаные манжеты, которые не позволяли воде проникать внутрь корабля.
Большинство исследователей полагают, что гребцы сидели на банках, расположенных в три яруса. На верхнем ярусе находилось у каждого борта по 31 гребцу, на среднем — по 20-27. В закрытых помещениях над трюмом размещались гребцы нижнего яруса — по 27 человек на борт. Рулевой находился на корме в крытом помещении с двумя широкими рулевыми вёслами.
Киль корабля в носовой части переходил в таран, снабжённый острым железным или бронзовым наконечником. Над тараном параллельно килю крепилась балка, окованная железом. С её помощью, совершив искусный манёвр, можно было сломать весла вражеского корабля.
Иногда на триерах устанавливали съёмную мачту, на которой при попутном ветре поднимали прямоугольный парус. На носу могла быть ещё одна небольшая мачта, установленная с наклоном по ходу корабля. Но парус был всего лишь вспомогательным средством, которым пользовались при длительных переходах. В бою корабль приводился в движение всеми 170 вёслами. Также на борту находилось около 30 матросов и воинов.
Триеры прославились во время морских сражений между греками и персами в конце V века до нашей эры. Сражение при Саламине, произошедшее в конце сентября 480 года до нашей эры, — одно из самых известных в морской истории. Флот персов насчитывал около 600 кораблей. Им противостояло 200 греческих триер, которые заняли выгодную позицию в узком Саламинском проливе.
Небольшая ширина пролива не позволила персам воспользоваться своим преимуществом в численности. Опасаясь, что флот врага может ускользнуть, персы в ночь накануне боя направили часть кораблей к острову Пситталея, блокировав выход из Саламинского пролива на восток. Остальные выстроились в три линии посередине пролива. Греки разместили свои триеры в две линии так, что фланги их упирались в береговые отмели.
В сражении сразу выявилось преимущество триер. Тяжёлые корабли персов пытались сблизиться с ними для абордажа, но подвижные греческие корабли уклонялись и, искусно маневрируя, таранили их. Это и решило исход сражения — персидский флот потерпел поражение.
Новый опыт
В 1987 году после двухтысячелетнего перерыва на просторы Средиземного моря вновь вышла греческая триера. Современная копия корабля, получившая название «Олимпия», была построена на греческой судоверфи. В строительстве использовали по возможности древнюю технологию. Сосны, правда, пришлось доставлять из штата Орегон, поскольку на Средиземноморье эти деревья уже давно перестали расти прямыми и высокими.
Потребовалось 22 тысячи дубового шпунта и 17 тысяч нагелей. Причём весь материал обрабатывался вручную. Строители допустили единственную крупную замену: вместо двойного льняного каната, которым в древности стягивалась триера от носа до кормы, использовали современный стальной трос.
Уже во время первых испытаний современное судно смогло развить скорость 7 узлов. Большинство членов экипажа — 130 мужчин и 40 женщин — являлись профессиональными спортсменами-гребцами. Ими же были отмечены главные минусы триеры: непривычные неподвижные сиденья, их тесное расположение, не позволяющее отклониться вбок. Гребцы, сидевшие в двух нижних рядах, работали вслепую. Только с верхнего ряда было видно, как весла ударяют по воде. Хуже всего пришлось гребцам самого нижнего яруса: весла с верхних рядов опускались буквально у их голов, что привело к немалому числу травм.
Гребцам временами удавалось довести скорость корабля до 21 узла, правда, при облегченном весе судна и на гладкой воде, да ещё с попутным ветром. Надо полагать, что для эллинов гребля тоже была нелёгким занятием. А ведь встречаются упоминания о восьми- и даже о десятиярусных кораблях. Достоверно известно о пятиярусном корабле — пентере.
Разгром персов
Именно здесь впервые появилась уключина, служащая упором для весла. Изобретение приписывают коринфскому судостроителю Аминоклу. Весла выходили из борта через круглые, диаметром полметра отверстия и специальные кожаные манжеты, которые не позволяли воде проникать внутрь корабля.
Большинство исследователей полагают, что гребцы сидели на банках, расположенных в три яруса. На верхнем ярусе находилось у каждого борта по 31 гребцу, на среднем — по 20-27. В закрытых помещениях над трюмом размещались гребцы нижнего яруса — по 27 человек на борт. Рулевой находился на корме в крытом помещении с двумя широкими рулевыми вёслами.
Киль корабля в носовой части переходил в таран, снабжённый острым железным или бронзовым наконечником. Над тараном параллельно килю крепилась балка, окованная железом. С её помощью, совершив искусный манёвр, можно было сломать весла вражеского корабля.
Иногда на триерах устанавливали съёмную мачту, на которой при попутном ветре поднимали прямоугольный парус. На носу могла быть ещё одна небольшая мачта, установленная с наклоном по ходу корабля. Но парус был всего лишь вспомогательным средством, которым пользовались при длительных переходах. В бою корабль приводился в движение всеми 170 вёслами. Также на борту находилось около 30 матросов и воинов.
Триеры прославились во время морских сражений между греками и персами в конце V века до нашей эры. Сражение при Саламине, произошедшее в конце сентября 480 года до нашей эры, — одно из самых известных в морской истории. Флот персов насчитывал около 600 кораблей. Им противостояло 200 греческих триер, которые заняли выгодную позицию в узком Саламинском проливе.
Небольшая ширина пролива не позволила персам воспользоваться своим преимуществом в численности. Опасаясь, что флот врага может ускользнуть, персы в ночь накануне боя направили часть кораблей к острову Пситталея, блокировав выход из Саламинского пролива на восток. Остальные выстроились в три линии посередине пролива. Греки разместили свои триеры в две линии так, что фланги их упирались в береговые отмели.
В сражении сразу выявилось преимущество триер. Тяжёлые корабли персов пытались сблизиться с ними для абордажа, но подвижные греческие корабли уклонялись и, искусно маневрируя, таранили их. Это и решило исход сражения — персидский флот потерпел поражение.
Новый опыт
В 1987 году после двухтысячелетнего перерыва на просторы Средиземного моря вновь вышла греческая триера. Современная копия корабля, получившая название «Олимпия», была построена на греческой судоверфи. В строительстве использовали по возможности древнюю технологию. Сосны, правда, пришлось доставлять из штата Орегон, поскольку на Средиземноморье эти деревья уже давно перестали расти прямыми и высокими.
Потребовалось 22 тысячи дубового шпунта и 17 тысяч нагелей. Причём весь материал обрабатывался вручную. Строители допустили единственную крупную замену: вместо двойного льняного каната, которым в древности стягивалась триера от носа до кормы, использовали современный стальной трос.
Уже во время первых испытаний современное судно смогло развить скорость 7 узлов. Большинство членов экипажа — 130 мужчин и 40 женщин — являлись профессиональными спортсменами-гребцами. Ими же были отмечены главные минусы триеры: непривычные неподвижные сиденья, их тесное расположение, не позволяющее отклониться вбок. Гребцы, сидевшие в двух нижних рядах, работали вслепую. Только с верхнего ряда было видно, как весла ударяют по воде. Хуже всего пришлось гребцам самого нижнего яруса: весла с верхних рядов опускались буквально у их голов, что привело к немалому числу травм.
Гребцам временами удавалось довести скорость корабля до 21 узла, правда, при облегченном весе судна и на гладкой воде, да ещё с попутным ветром. Надо полагать, что для эллинов гребля тоже была нелёгким занятием. А ведь встречаются упоминания о восьми- и даже о десятиярусных кораблях. Достоверно известно о пятиярусном корабле — пентере.
 
Комментарии 3
0
V@sh
23.07.2018 08:44
[Материал]
Строители допустили единственную крупную замену: вместо двойного льняного каната, которым в древности стягивалась триера от носа до кормы, использовали современный стальной трос.
----- Одну из самых главных - никакой канат этого бы не выдержал, только стальной трос, так что вся эта инсценировка - баловство и никаких доказательств нет. Где затопленные триеры(триремы)? А тю-тю! Любые другие корыта - пожалуйста, тонули только так, а триремы все случайно сгнили. Картинки и барельефы - не доказательство, мало ли, что там ХУДОжник насочиняет. Вот ебибтяне булыжники многотонные по песку таскали веревками, судя по картинкам, колеса они еще не знали. Но мы, конечно, верим, что несколько десятков тонн можно тащить волоком, а чё нет-то? |
0
coka
23.07.2018 08:13
[Материал]
Это всё мифы и сказки.Вопрос -как согласовывались действия каждой из 600 триер(связи ведь не было).Где ,кем и из чего они были построены(сколько деревьев пришлось срубить,доставить и распилить на доски-без всяких механизмов?).Галеры были и в небольших количествах-десяток или два.
|