Вход / Регистрация
17.11.2024, 14:26
Каменные столбы латте — родственники истуканов острова Пасхи?
Марианские острова и остров Гуам лежат в западной части Тихого океана, к северу от Каролинских островов. Честь их открытия принадлежит кругосветной экспедиции Фернана Магеллана, который высадился на новую землю в 1521 году.
Дикари вроде бы встретили европейцев приветливо, однако все оказалось не так просто. Стоило судовой команде ослабить бдительность и высадиться на берег, туземцы подплыли к кораблю и занялись привычным делом — грабежом. Так что первое название, которое получила открытая Магелланом земля — Las Islas de los Ladrones, то есть Воровские, или Разбойничьи острова, поскольку дикари не только хорошо почистили экспедиционное судно, но и умыкнули у мореходов оставленную без присмотра шлюпку. Магеллану, конечно, было не до изучения туземных достопримечательностей, ему пришлось отбивать собственность, спалить пару-тройку домов на Гуаме и даже казнить несколько грабителей для острастки.
Чаморро, аборигены Гуама
Изучение островов началось через полтора столетия, когда на Гуаме появились первые миссионеры. Один из них, Диего Луис де Сан-Виторес изменил неблагозвучное название тихоокеанских владений Испании на Марианские острова, в честь своей королевы Марианны. С 1668 года началось так называемое искоренение язычества, что оказалось делом трудным и неблагодарным, поскольку местные племена застряли в первобытно-общинном строе. Сами себя они называли чаморро, или чамори, что на их языке означало не то «то, что мы имеем», не то «вождь». Выяснить точное значение слова так и не удалось. А сегодня — уже и не удастся, так как от настоящих чаморро осталось только воспоминание. Иезуиты постарались вовсю, им удалось сломить сопротивление аборигенов новой вере и подавить целую серию кровавых восстаний, бушевавших на островах более 20 лет. Впрочем, войны аборигенов с испанскими колонизаторами прекратились не столько благодаря успешной миссии иезуитов, а «благодаря» завезённым в этот туземный рай оспе и чуме. Туземцы стали стремительно вымирать, из 100 тысяч чаморро, пересчитанных иезуитами, к 1800 году осталось не больше тысячи, да и те, кто выжил, вступали в браки с новыми переселенцами с Филиппин и иммигрантами из Индонезии и Китая. И хотя современные жители Марианских островов и Гуама считают себя чаморро, все они — люди смешанной крови.
Наследие тысячелетней истории
Латте — это своего рода каменные колонны, сужающиеся к верхней части, на которые установлены навершия в виде полусфер. Самые маленькие основания имеют размер около 60 сантиметров высотой, самые большие — почти 6 метров. Одна из колонн, так и не использованная, сохранилась в каменоломне на острове Рота, она достигает 8 метров в длину и весит около 34 тонн. Однако большей частью высота опорных камней латте поменьше — до 3 метров. Делали их из разного материала — известняка, песчаника и даже базальта. А вот для полусфер или «голов» использовали в основном кораллы, которые добывали в прибрежных водах. Самая большая «голова» весит 22 тонны. На всех островах, заселённых чаморро, латте встречаются в огромном количестве.
Для чего они использовались с 800 по 1700 год, сомнений вроде бы не возникает: миссионеры оставили и описания, и зарисовки. На колонну (по местному — хали-ги) ставилась «голова» (таса), выпуклой частью к низу. Таких каменных подпорок устанавливалось по четыре, семь и даже десять в два ряда, потом на них настилали прочный деревянный пол, на который крепили треугольную крышу из тростника или пальмовых листьев, такая крыша достигала верхней границы каменных «голов». Иногда дома делали со стенами и колоннами, иногда крыша служила одновременно и стенами. К дверному проему вела деревянная лесенка. Все хозяйственные приспособления (очаг, каменная зернотёрка) находились за пределами жилища. Миссионеры думали, что в больших домах чаморро не живут, а хранят там свои лодки-проа или же устраивают собрания племени. Археологи эту идею высмеяли, предположив взамен, что дома с подпорками из латте свидетельствовали о высоком статусе их хозяев. Правда, это никак не объяснило, почему найдено такое количество камней латте, что можно обеспечить жилищами всех островитян. К тому же в разные периоды за ту тысячу лет, когда чаморро строили дома на каменных столбах, они возводили постройки и непосредственно на земле. И чем ближе к нашему времени, тем охотнее они отказывались от надёжных оснований для своих домов. Свайные дома можно ведь строить и на деревянных опорах.
Подобное устройство жилищ характерно было не только для чаморро, но и для жителей Филиппин и Явы. Здесь опоры тоже были круглыми в сечении, как и халиги латте. Такая форма выбиралась аборигенами по самой простой причине — чтобы крысы не залезали вверх и не поедали припасы. На Филиппинах, например, именно так строили хранилища для запасов риса. А в яванском Борободуре сохранилась деревянная резьба, где изображены сооружения, очень похожие на чаморрские. Интересную теорию выдвинули сейсмологи: они увидели в латте превосходные амортизаторы, способные гасить сейсмические колебания. На островах, где расположено несколько активных вулканов, это всегда было актуально. И если от крыс могло спасти толстое круглое бревно, то от землетрясения могло защитить лишь надёжное каменное основание. К тому же сильные шторма, нагоняющие волны на сушу, тоже было приятнее пережидать в сухих и безопасных домах — не на земле, а над землёй. Вероятно, потому их так и строили: с многотонными основаниями, которые не могли сдвинуть или повалить удары стихии.
Правда, некоторые исследователи связывают латте с каменными истуканами с острова Пасхи — мол, форма, если забыть, что это статуи, совершенно сходная с халигами, а каменные «шляпы» — аналоги «голов». Но тогда пришлось бы провести параллель между чаморро и жителями острова Пасхи, задуматься о путях тихоокеанских миграций населения и ответить на простой вопрос: почему истуканы Пасхи не стали подпорками для жилья тамошних туземцев, или же почему латте не превратились в каменных идолов.
От строения к символу
Хотя население Марианских островов и пребывало в каменном веке, их общество делилось на две неравнозначные касты — причём разделение шло по расовой принадлежности. Высшей кастой были чаморро, которые делились, в свою очередь, на знать (матуа) и всех остальных (ачоти). Любой ачоти мог занять высокое положение и стать матуа, а провинившийся матуа — превратиться в ачоти. Но кроме чаморро была низшая каста — маначана. И внешне, по описаниям иезуитов, они резко отличались от чаморро — были ниже ростом и темнее кожей. К тому же им запрещалось вступать в брак с чаморро и жить с ними под одной крышей. По сути они были рабами чаморро и никаких прав не имели. Вот они-то уж точно жили не в домах с основанием из латте, а просто в шалашах на земле.
К настоящему времени ни одного аутентичного строения с основанием из камней латте не сохранилось. Их не было уже 2-3 века тому назад. Археологи выяснили, что самыми древними и систематически используемыми были сооружения в прибрежной зоне. Они стоят на культурном слое, включающем в себя куски керамики, так называемые пищевые кости, то есть остатки трапез чаморро, — ореховую скорлупу, каменные орудия труда, а также погребения островитян. Таких могил рядом с каменными столбами найдено немало. В то же время в глубине островов дома на латте использовались временно. Почему-то там не нашли ни могильников, ни культурного слоя.
Некоторые археологи считают, что с камнями латте не всё так просто. И что ранее 800 года, в ещё более древние времена, о которых чаморро не помнили, латте использовались для какой-то другой цели. Но большинство убеждено, что это подпорки для домов. И даже построили такие дома в частных и государственных парках, где проводят экскурсии для туристов, кормят блюдами национальной кухни и рассказывают местные легенды. Камни латте стали достопримечательностью. Они даже попали на флаг и герб Северных Марианских островов, которые, как и Гуам, после Второй мировой войны получили статус организованной, не присоединённой территории США.
Дикари вроде бы встретили европейцев приветливо, однако все оказалось не так просто. Стоило судовой команде ослабить бдительность и высадиться на берег, туземцы подплыли к кораблю и занялись привычным делом — грабежом. Так что первое название, которое получила открытая Магелланом земля — Las Islas de los Ladrones, то есть Воровские, или Разбойничьи острова, поскольку дикари не только хорошо почистили экспедиционное судно, но и умыкнули у мореходов оставленную без присмотра шлюпку. Магеллану, конечно, было не до изучения туземных достопримечательностей, ему пришлось отбивать собственность, спалить пару-тройку домов на Гуаме и даже казнить несколько грабителей для острастки.
Чаморро, аборигены Гуама
Изучение островов началось через полтора столетия, когда на Гуаме появились первые миссионеры. Один из них, Диего Луис де Сан-Виторес изменил неблагозвучное название тихоокеанских владений Испании на Марианские острова, в честь своей королевы Марианны. С 1668 года началось так называемое искоренение язычества, что оказалось делом трудным и неблагодарным, поскольку местные племена застряли в первобытно-общинном строе. Сами себя они называли чаморро, или чамори, что на их языке означало не то «то, что мы имеем», не то «вождь». Выяснить точное значение слова так и не удалось. А сегодня — уже и не удастся, так как от настоящих чаморро осталось только воспоминание. Иезуиты постарались вовсю, им удалось сломить сопротивление аборигенов новой вере и подавить целую серию кровавых восстаний, бушевавших на островах более 20 лет. Впрочем, войны аборигенов с испанскими колонизаторами прекратились не столько благодаря успешной миссии иезуитов, а «благодаря» завезённым в этот туземный рай оспе и чуме. Туземцы стали стремительно вымирать, из 100 тысяч чаморро, пересчитанных иезуитами, к 1800 году осталось не больше тысячи, да и те, кто выжил, вступали в браки с новыми переселенцами с Филиппин и иммигрантами из Индонезии и Китая. И хотя современные жители Марианских островов и Гуама считают себя чаморро, все они — люди смешанной крови.
Наследие тысячелетней истории
Латте — это своего рода каменные колонны, сужающиеся к верхней части, на которые установлены навершия в виде полусфер. Самые маленькие основания имеют размер около 60 сантиметров высотой, самые большие — почти 6 метров. Одна из колонн, так и не использованная, сохранилась в каменоломне на острове Рота, она достигает 8 метров в длину и весит около 34 тонн. Однако большей частью высота опорных камней латте поменьше — до 3 метров. Делали их из разного материала — известняка, песчаника и даже базальта. А вот для полусфер или «голов» использовали в основном кораллы, которые добывали в прибрежных водах. Самая большая «голова» весит 22 тонны. На всех островах, заселённых чаморро, латте встречаются в огромном количестве.
Для чего они использовались с 800 по 1700 год, сомнений вроде бы не возникает: миссионеры оставили и описания, и зарисовки. На колонну (по местному — хали-ги) ставилась «голова» (таса), выпуклой частью к низу. Таких каменных подпорок устанавливалось по четыре, семь и даже десять в два ряда, потом на них настилали прочный деревянный пол, на который крепили треугольную крышу из тростника или пальмовых листьев, такая крыша достигала верхней границы каменных «голов». Иногда дома делали со стенами и колоннами, иногда крыша служила одновременно и стенами. К дверному проему вела деревянная лесенка. Все хозяйственные приспособления (очаг, каменная зернотёрка) находились за пределами жилища. Миссионеры думали, что в больших домах чаморро не живут, а хранят там свои лодки-проа или же устраивают собрания племени. Археологи эту идею высмеяли, предположив взамен, что дома с подпорками из латте свидетельствовали о высоком статусе их хозяев. Правда, это никак не объяснило, почему найдено такое количество камней латте, что можно обеспечить жилищами всех островитян. К тому же в разные периоды за ту тысячу лет, когда чаморро строили дома на каменных столбах, они возводили постройки и непосредственно на земле. И чем ближе к нашему времени, тем охотнее они отказывались от надёжных оснований для своих домов. Свайные дома можно ведь строить и на деревянных опорах.
Подобное устройство жилищ характерно было не только для чаморро, но и для жителей Филиппин и Явы. Здесь опоры тоже были круглыми в сечении, как и халиги латте. Такая форма выбиралась аборигенами по самой простой причине — чтобы крысы не залезали вверх и не поедали припасы. На Филиппинах, например, именно так строили хранилища для запасов риса. А в яванском Борободуре сохранилась деревянная резьба, где изображены сооружения, очень похожие на чаморрские. Интересную теорию выдвинули сейсмологи: они увидели в латте превосходные амортизаторы, способные гасить сейсмические колебания. На островах, где расположено несколько активных вулканов, это всегда было актуально. И если от крыс могло спасти толстое круглое бревно, то от землетрясения могло защитить лишь надёжное каменное основание. К тому же сильные шторма, нагоняющие волны на сушу, тоже было приятнее пережидать в сухих и безопасных домах — не на земле, а над землёй. Вероятно, потому их так и строили: с многотонными основаниями, которые не могли сдвинуть или повалить удары стихии.
Правда, некоторые исследователи связывают латте с каменными истуканами с острова Пасхи — мол, форма, если забыть, что это статуи, совершенно сходная с халигами, а каменные «шляпы» — аналоги «голов». Но тогда пришлось бы провести параллель между чаморро и жителями острова Пасхи, задуматься о путях тихоокеанских миграций населения и ответить на простой вопрос: почему истуканы Пасхи не стали подпорками для жилья тамошних туземцев, или же почему латте не превратились в каменных идолов.
От строения к символу
Хотя население Марианских островов и пребывало в каменном веке, их общество делилось на две неравнозначные касты — причём разделение шло по расовой принадлежности. Высшей кастой были чаморро, которые делились, в свою очередь, на знать (матуа) и всех остальных (ачоти). Любой ачоти мог занять высокое положение и стать матуа, а провинившийся матуа — превратиться в ачоти. Но кроме чаморро была низшая каста — маначана. И внешне, по описаниям иезуитов, они резко отличались от чаморро — были ниже ростом и темнее кожей. К тому же им запрещалось вступать в брак с чаморро и жить с ними под одной крышей. По сути они были рабами чаморро и никаких прав не имели. Вот они-то уж точно жили не в домах с основанием из латте, а просто в шалашах на земле.
К настоящему времени ни одного аутентичного строения с основанием из камней латте не сохранилось. Их не было уже 2-3 века тому назад. Археологи выяснили, что самыми древними и систематически используемыми были сооружения в прибрежной зоне. Они стоят на культурном слое, включающем в себя куски керамики, так называемые пищевые кости, то есть остатки трапез чаморро, — ореховую скорлупу, каменные орудия труда, а также погребения островитян. Таких могил рядом с каменными столбами найдено немало. В то же время в глубине островов дома на латте использовались временно. Почему-то там не нашли ни могильников, ни культурного слоя.
Некоторые археологи считают, что с камнями латте не всё так просто. И что ранее 800 года, в ещё более древние времена, о которых чаморро не помнили, латте использовались для какой-то другой цели. Но большинство убеждено, что это подпорки для домов. И даже построили такие дома в частных и государственных парках, где проводят экскурсии для туристов, кормят блюдами национальной кухни и рассказывают местные легенды. Камни латте стали достопримечательностью. Они даже попали на флаг и герб Северных Марианских островов, которые, как и Гуам, после Второй мировой войны получили статус организованной, не присоединённой территории США.