Вход / Регистрация
08.12.2024, 09:09
Неизвестное наследие Чукотки
Археологическое изучение древних культур морских охотников Чукотки (речь идёт об эскимосах, ибо чукчи лишь в XVII-XVIII веках вышли из тундры к побережью) принесло множество удивительных открытий. Выяснилось, например, что с VIII по XIV век климат на полуострове был значительно теплее, поэтому в то время эскимосские посёлки оставались весьма обширными и многолюдными, а залогом их развития был успешный китобойный промысел.
Неизвестное наследие
Археологов особенно поразила картина, открывшаяся им в Силюкской бухте ныне безлюдного чукотского острова Ыттыгран (Итыгран). Словно дорожные вехи предстали пред ними столбы из костей китовых челюстей, стоящие вдоль побережья, — десятки гигантских костей гренландских китов, в строгом порядке врытые в прибрежную гальку! Они стояли на протяжении почти полукилометра вдоль берега, поодиночке, группами по два, целыми скоплениями — несколько десятков огромных, больше пяти метров высотой, челюстных костей. На их вершинах сохранились зарубки и отверстия — очевидно, для привязывания разных предметов.
Ыттыгран и лежащий севернее него более крупный остров Аракамчечен отделены от материка нешироким проливом Сенявина. В период, когда через пролив можно перейти по льду, на них пасут свои оленьи стада чукчи. Ещё в начале XX века на островах имелось несколько очень небольших, по 4-5 семей, эскимосских посёлков, но в наши дни оба острова необитаемы. Дольше других просуществовал на этих островах посёлок Сикмок (в нем было не больше 50 человек, и все они в 1950 году перебрались на материк).
Сикмок находился непосредственно рядом с Китовой аллеей, в каких-нибудь 200 метрах от него, однако ни местные жители, ни команды заходивших сюда катеров на памятник внимания не обращали. С ним не было связано никаких легенд и преданий. Эскимосы, которые вообще очень бережно и почтительно относятся к могилам и остаткам жилищ своих предков, по столбам этого памятника пристреливали винтовки, а матросы катеров чалили на них канаты, отчего несколько столбов было повалено.
В Китовой аллее исследователи насчитали более 50 китовых черепов. Конечно, там, где есть челюсти, должны быть и черепа, тем более что они тоже всегда использовались в строительстве. Но расположены черепа совершенно необычно: аккуратными, попарно выровненными группами по четыре и по два. Причём они вкопаны в галечный грунт своими узкими, носовыми частями, а широкие и массивные затылочные части высоко поднимаются над землёй. При этом примечательно и то, что челюсти и черепа были привезены откуда-то издалека. Китов явно били и разделывали не в бухте, так как иначе весь берег был бы забит рёбрами и позвонками, как это и бывает всюду, где разделывают китов. А между тем их здесь практически нет. Кроме того, в черепах тоже просверлены дыры, очевидно, для транспортировки: значит, их везли сюда уже очищенными от мяса, скорее всего, буксируя за байдарой на поплавках.
Задние столбы Китовой аллеи, стоящие самой многочисленной, как бы тесно столпившейся группой, находятся у подножия каменистой сопки. На её склоне найдены сооружения, не столь бросающиеся в глаза, но не менее любопытные. Прежде всего оказалось, что весь склон, по существу, — это одна огромная кладовая мяса. Мясные ямы для хранения запасов продовольствия для людей и корма для собак — непременная принадлежность любого эскимосского посёлка. Обычно ям в старину бывало примерно столько же, сколько и жилищ. То есть, как правило, не более 10-15. Здесь же, тесно прижавшись одна к другой, находилось около полутораста мясных ям!
Археологи пришли к заключению, что Китовая аллея — неизвестное доселе в эскимосской культуре явление, которое сооружалось в культовых целях как межплеменное святилище. В отверстия столбов подвязывались ремни, на которых висели богато изукрашенные изображения культовых птиц и животных, сам столб считался вместилищем духа, и ему совершали жертвоприношения — куски мяса на деревянных блюдцах. С тех пор прошло более полутысячи лет, но столбы-вехи, указывающие путь к Китовой аллее, по-прежнему высятся на мысах чукотских островов.
Добыча мореходов
Задавшись целью отыскать следы тех, кто строил древнее капище, исследователи отправились на поиски вдоль побережья Берингова моря. Летом 1981 года членам экспедиции Института этнографии Академии наук открылось удивительное зрелище. Над плоской поверхностью низменной косы возвышался холм 11-метровой высоты. Все пространство вокруг него было усеяно причудливо изогнутыми обломками вертикально вкопанных в землю челюстей китов, грудами разбросанных черепов, остатками полуподземных жилищ. Археологи поняли, что нашли то, что искали. Именно здесь, в древнем поселении Масик, жили люди, породившие культовую традицию, результатом которой явилась Китовая аллея.
Масик грандиозен по масштабам Чукотки. Более 100 различных объектов протянулись вдоль линии косы на 1 километр. По всей поверхности холма стояли группы крупных столбов из челюстей гренландского кита. Центр находился на холме, где было обнаружено 7 полуземлянок с диаметром в среднем около 7 метров. Одна из них — почти нетронутое полуподземное жилище с сохранившимся сводом из китовых челюстей. Оно было покрыто пластом дёрна с небольшим входным отверстием.
Другой удивительный посёлок китобоев, обнаруженный учёными, — это Нунак. У его подножия отсутствует береговая полоса, куда можно было бы вытащить лодки. Древние жилища стоят на высоте 10-20 метров над уровнем моря, и добираться к ним надо по крутым тропам. Жилища в Нунаке отличаются от обычных чукотских и эскимосских яранг. Они скорее напоминают небольшие каменные бастионы со сложенными из валунов стенами толщиной около 1 метра и выложенными из камней коридорами трёхметровой длины. Достопримечательность Нунака — обширный каменный «бассейн» на крутом склоне над посёлком. Вероятно, это был искусственный резервуар для сбора снеговых и паводковых вод.
«Мыс Большая землянка»
И ещё одно выдающееся открытие было сделано недавно российскими археологами на пустынном участке побережья Берингова пролива в 25 километрах от чукотского селения Уэлен. Это В переводе на рус-«Мыс Большая землянка». В Эквене сохранилось не менее 30 полуподземных жилищ. Оставленные людьми сотни лет назад, они внешне напоминают курганы. Море, уровень которого здесь постоянно повышается, безжалостно разрушает древнее поселение, и из береговых откосов выступают большие сланцевые плиты (пол эквенских жилищ, гигантские черепа и челюстные кости гренландских китов) — опоры бывшей кровли.
В 300 метрах от берега находится эквенский могильник. Сколько здесь погребений, не знает никто. Достаточно уверенно можно говорить лишь о том, что захоронения в Эквене датируются I тысячелетием до нашей эры — I тысячелетием нашей эры. «Среди находок в Эквене, — рассказывает участник экспедиции, археолог Михаил Бронштейн, — множество разнообразных орудий труда из дерева и камня, сосуды из китового уса, наконечники гарпунов и стрел, украшения, амулеты, обереги из моржового клыка и оленьего рога. Но нередко мы находили вещи, назначение которых оставалось для нас тайной. По мере их накопления всё чаще возникала мысль о том, что мы имеем соприкосновение с неизвестной доселе древней цивилизацией».
В местных преданиях говорится о подземных ходах, соединявших в старину яранги морских зверобоев. Возможно, их ещё найдут в Эквене, но то, что археологам уже удалось найти, существенно меняет принятые в науке представления о строительных технологиях арктических первопроходцев и о масштабах их поселений.
Неизвестное наследие
Археологов особенно поразила картина, открывшаяся им в Силюкской бухте ныне безлюдного чукотского острова Ыттыгран (Итыгран). Словно дорожные вехи предстали пред ними столбы из костей китовых челюстей, стоящие вдоль побережья, — десятки гигантских костей гренландских китов, в строгом порядке врытые в прибрежную гальку! Они стояли на протяжении почти полукилометра вдоль берега, поодиночке, группами по два, целыми скоплениями — несколько десятков огромных, больше пяти метров высотой, челюстных костей. На их вершинах сохранились зарубки и отверстия — очевидно, для привязывания разных предметов.
Ыттыгран и лежащий севернее него более крупный остров Аракамчечен отделены от материка нешироким проливом Сенявина. В период, когда через пролив можно перейти по льду, на них пасут свои оленьи стада чукчи. Ещё в начале XX века на островах имелось несколько очень небольших, по 4-5 семей, эскимосских посёлков, но в наши дни оба острова необитаемы. Дольше других просуществовал на этих островах посёлок Сикмок (в нем было не больше 50 человек, и все они в 1950 году перебрались на материк).
Сикмок находился непосредственно рядом с Китовой аллеей, в каких-нибудь 200 метрах от него, однако ни местные жители, ни команды заходивших сюда катеров на памятник внимания не обращали. С ним не было связано никаких легенд и преданий. Эскимосы, которые вообще очень бережно и почтительно относятся к могилам и остаткам жилищ своих предков, по столбам этого памятника пристреливали винтовки, а матросы катеров чалили на них канаты, отчего несколько столбов было повалено.
В Китовой аллее исследователи насчитали более 50 китовых черепов. Конечно, там, где есть челюсти, должны быть и черепа, тем более что они тоже всегда использовались в строительстве. Но расположены черепа совершенно необычно: аккуратными, попарно выровненными группами по четыре и по два. Причём они вкопаны в галечный грунт своими узкими, носовыми частями, а широкие и массивные затылочные части высоко поднимаются над землёй. При этом примечательно и то, что челюсти и черепа были привезены откуда-то издалека. Китов явно били и разделывали не в бухте, так как иначе весь берег был бы забит рёбрами и позвонками, как это и бывает всюду, где разделывают китов. А между тем их здесь практически нет. Кроме того, в черепах тоже просверлены дыры, очевидно, для транспортировки: значит, их везли сюда уже очищенными от мяса, скорее всего, буксируя за байдарой на поплавках.
Задние столбы Китовой аллеи, стоящие самой многочисленной, как бы тесно столпившейся группой, находятся у подножия каменистой сопки. На её склоне найдены сооружения, не столь бросающиеся в глаза, но не менее любопытные. Прежде всего оказалось, что весь склон, по существу, — это одна огромная кладовая мяса. Мясные ямы для хранения запасов продовольствия для людей и корма для собак — непременная принадлежность любого эскимосского посёлка. Обычно ям в старину бывало примерно столько же, сколько и жилищ. То есть, как правило, не более 10-15. Здесь же, тесно прижавшись одна к другой, находилось около полутораста мясных ям!
Археологи пришли к заключению, что Китовая аллея — неизвестное доселе в эскимосской культуре явление, которое сооружалось в культовых целях как межплеменное святилище. В отверстия столбов подвязывались ремни, на которых висели богато изукрашенные изображения культовых птиц и животных, сам столб считался вместилищем духа, и ему совершали жертвоприношения — куски мяса на деревянных блюдцах. С тех пор прошло более полутысячи лет, но столбы-вехи, указывающие путь к Китовой аллее, по-прежнему высятся на мысах чукотских островов.
Добыча мореходов
Задавшись целью отыскать следы тех, кто строил древнее капище, исследователи отправились на поиски вдоль побережья Берингова моря. Летом 1981 года членам экспедиции Института этнографии Академии наук открылось удивительное зрелище. Над плоской поверхностью низменной косы возвышался холм 11-метровой высоты. Все пространство вокруг него было усеяно причудливо изогнутыми обломками вертикально вкопанных в землю челюстей китов, грудами разбросанных черепов, остатками полуподземных жилищ. Археологи поняли, что нашли то, что искали. Именно здесь, в древнем поселении Масик, жили люди, породившие культовую традицию, результатом которой явилась Китовая аллея.
Масик грандиозен по масштабам Чукотки. Более 100 различных объектов протянулись вдоль линии косы на 1 километр. По всей поверхности холма стояли группы крупных столбов из челюстей гренландского кита. Центр находился на холме, где было обнаружено 7 полуземлянок с диаметром в среднем около 7 метров. Одна из них — почти нетронутое полуподземное жилище с сохранившимся сводом из китовых челюстей. Оно было покрыто пластом дёрна с небольшим входным отверстием.
Другой удивительный посёлок китобоев, обнаруженный учёными, — это Нунак. У его подножия отсутствует береговая полоса, куда можно было бы вытащить лодки. Древние жилища стоят на высоте 10-20 метров над уровнем моря, и добираться к ним надо по крутым тропам. Жилища в Нунаке отличаются от обычных чукотских и эскимосских яранг. Они скорее напоминают небольшие каменные бастионы со сложенными из валунов стенами толщиной около 1 метра и выложенными из камней коридорами трёхметровой длины. Достопримечательность Нунака — обширный каменный «бассейн» на крутом склоне над посёлком. Вероятно, это был искусственный резервуар для сбора снеговых и паводковых вод.
«Мыс Большая землянка»
И ещё одно выдающееся открытие было сделано недавно российскими археологами на пустынном участке побережья Берингова пролива в 25 километрах от чукотского селения Уэлен. Это В переводе на рус-«Мыс Большая землянка». В Эквене сохранилось не менее 30 полуподземных жилищ. Оставленные людьми сотни лет назад, они внешне напоминают курганы. Море, уровень которого здесь постоянно повышается, безжалостно разрушает древнее поселение, и из береговых откосов выступают большие сланцевые плиты (пол эквенских жилищ, гигантские черепа и челюстные кости гренландских китов) — опоры бывшей кровли.
В 300 метрах от берега находится эквенский могильник. Сколько здесь погребений, не знает никто. Достаточно уверенно можно говорить лишь о том, что захоронения в Эквене датируются I тысячелетием до нашей эры — I тысячелетием нашей эры. «Среди находок в Эквене, — рассказывает участник экспедиции, археолог Михаил Бронштейн, — множество разнообразных орудий труда из дерева и камня, сосуды из китового уса, наконечники гарпунов и стрел, украшения, амулеты, обереги из моржового клыка и оленьего рога. Но нередко мы находили вещи, назначение которых оставалось для нас тайной. По мере их накопления всё чаще возникала мысль о том, что мы имеем соприкосновение с неизвестной доселе древней цивилизацией».
В местных преданиях говорится о подземных ходах, соединявших в старину яранги морских зверобоев. Возможно, их ещё найдут в Эквене, но то, что археологам уже удалось найти, существенно меняет принятые в науке представления о строительных технологиях арктических первопроходцев и о масштабах их поселений.