Вход / Регистрация
05.11.2024, 17:24
Ошибки царя Соломона
Когда жил библейский царь Соломон и существовал ли он вообще в реальности — вопрос, на который никак не могут найти однозначного ответа. С одной стороны, Библия, безусловно, отражает реальные события, происходившие многие века назад, с другой — её нельзя воспринимать как строго фиксирующую события летопись.
Попытки вычислить, в каком веке жил легендарный правитель, предпринимались многократно. Как правило, историки его помещают в X век до нашей эры, хотя по традиционной еврейской хронологии он жил и правил раньше — около 874-796 годов до нашей эры. Его правление принято считать настоящим «золотым веком» Израильского царства. Но это вовсе не означает, что эти годы были тихими и спокойными.
Младший сын
Сам приход Соломона к власти уже был окружён скандалами, интригами и заговорами. И наследник престола проявил себя при этом скорее как жёсткий тиран, нежели как ревнитель истины. Дело в том, что вообще-то наследником престола он не являлся, так как у его отца Давида было несколько сыновей, и Соломон относился к младшим. Трон должен был унаследовать кто-то из старших — Амнон, Авессалом или Адония.
Но Амнон совершенно не производил впечатления человека, которому можно было доверить царство. Он отличался крайним властолюбием и подверженностью страстям. Кончилось всё очень плохо: Амнон изнасиловал свою единокровную сестру Фамарь. Давид, скрепя сердце, простил наследника, но Авессалом (рождённый от одной матери с Фамарь) решил, что такое смывается только кровью. Он убил Амнона, поднял мятеж против отца и погиб при попытке скрыться от солдат.
На фоне своих буйных братьев Соломон производил крайне положительное впечатление. С ранних лет он отличался рассудительностью, не был склонен к шокирующим выходкам и охотно учился всему, чему предоставлялась возможность. Очень уважаемый царём Давидом пророк Нафан, который был воспитателем Соломона, с определённого момента стал настоятельно советовать правителю передать трон именно младшему сыну, нарушив правило старшинства. Как следует все обдумав, Давид, дни которого клонились к закату, согласился.
Это возмутило Адонию, который теперь стал старшим и фактически уже примерял корону. У него были могущественные союзники — первосвященник Авиафар и полководец Иоав. Вместе они составили заговор и провозгласили Адонию царём, не дожидаясь смерти дряхлого Давида. Была уже назначена даже дата церемонии коронации. Но план провалился. Во-первых, заговорщиков не поддержали царская гвардия и наиболее уважаемые царедворцы. Во-вторых, Давид успел официально помазать Соломона на царство, что давало тому решающий аргумент для любого спора.
Не решившись развязать полномасштабную гражданскую войну, Адония, Авиафар и Иоав покаялись перед Соломоном. Тот простил своего брата, но сурово обошёлся с остальными. Авиафар лишился титула первосвященника и утерял все влияние, которое у него было. Иоава же новый царь и вовсе приказал казнить. В этом он последовал совету отца, который уже давно считал, что военачальник способен на любое преступление. Спустя некоторое время настала очередь и самого Адонии. Он пообещал, что больше никогда не станет претендовать на власть. Но вскоре решил взять в жены последнюю наложницу царя Давида — Ависагу Сунамитянку. Когда об этом узнал Соломон, его реакция оказалась неожиданно жёсткой — такое поведение брата он счёл нарушением договора. И без колебаний отдал приказ о казни Адонии. Это дало всем подданным ясно понять: рассудительность и мудрость отнюдь не означают великодушия. И шутить с новым царём не стоит.
Золотые таланты
О временах правления Соломона известно множество самых различных историй. Некоторые из них поучительны и даже в чем-то забавны, как, например, притча о «соломоновом решении». К царю пришли две женщины, спорящие из-за того, кому из них принадлежит грудной ребёнок. Выслушав обеих, Соломон приказал разрубить младенца и отдать каждой половину. Тут же одна из женщин испуганно закричала: «Нет, пускай тогда его отдадут ей, но оставят живым». Так царь понял, что это и есть настоящая мать, готовая на всё, чтобы сохранить жизнь своему чаду.
Другие рассказы оставили интригующие загадки, над которыми до сих пор ломают голову как историки, так и толкователи Священного Писания. Одна из таких загадок — связь Соломона с царицей Савской. Легендарная правительница царства Саба, расположенного на юге Аравийского полуострова, прибыла в Иерусалим, чтобы испытать израильского монарха загадками. Тот с честью прошёл испытание, а также дал царице «все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками» (ЗЦар. 10:13). После этого в Израиле наступила эра процветания.
Из этого эпизода часто делают вывод, что царь с царицей стали любовниками и даже имели общих детей. К примеру, императорская династия, правившая Эфиопией с XIII по XX век, выводила свою родословную именно от Менелика — сына Соломона и царицы Савской.
В Библии говорится, что каждый год Израиль получал 666 талантов золота, не считая доходов от торговли. Но главную роль в этом сыграли не хорошие отношения с царицей Савской, а то, что по территории Израиля проходил один из древнейших торговых путей — «Царская дорога». Она шла из Египта, через Дамаск и Месопотамию в Персию. Соломон умело пользовался этим обстоятельством, умудрившись и обложить выгодными пошлинами караваны, и не поссориться из-за этого с соседними державами.
Вообще, в отличие от большинства великих правителей древности, Соломон не отличался воинственным характером. Вместо этого он делал ставку на дипломатию. И достигал этими методами гораздо большего, чем другие — силой оружия. Соломон прекратил извечную вражду евреев с египтянами и даже взял в жены дочь фараона для закрепления союза. Тесные связи установились у него с финикийским правителем Хирамом.
Отступник от веры
Безусловно, самым известным и великим творением Соломона стал построенный им Первый храм. Это культовое сооружение стало символом объединения государства и величия богоизбранного народа. Туда поместили Ковчег Завета со скрижалями, на которых были высечены заповеди, дарованные Богом Моисею.
Но помимо своего духовного значения, храм являлся ещё и демонстрацией экономической мощи Израиля. На постройку и отделку гигантского здания пошло огромное количество дорогих материалов. Серебро, золото, ливанский кедр и красное дерево — все это тратилось Соломоном в гигантских объёмах. Народу оставалось лишь подчиняться и терпеть. Все свободное население Израиля отбывало трудовую повинность на царских стройках. Причём если в случае с храмом это не вызывало особых возражений, то когда царь пожелал воздвигнуть не менее роскошный дворец для себя, в народе понемногу стал подниматься ропот. Но Соломон не желал его слушать. . Несмотря на хваленую мудрость Соломона, его охватило своеобразное «головокружение от успехов». Он был безумн» богат, чрезвычайно могуществен, пользовался уважением окрестных царей и собственных подданных. Как тут не уверовать в абсолютную собственную исключительность? И Соломон поддался этому искушению с головой.
Отделка дворца становилась всё роскошнее (из-за этого его строили в два раза дольше, чем храм), налоги — всё больше, характер царя — всё жёстче. Вскоре начались волнения и восстания некоторых племён, покорённых иудеями. А казна, казавшаяся бездонной, постепенно начала истощаться. Но Соломона было уже не остановить. Он завёл себе гигантский гарем (согласно Библии — 700 жён и 300 наложниц). И, не без помощи придворных льстецов, полностью уверовал в свою богоравность.
В иудаизме и христианстве упадок Израиля после смерти Соломона принято связывать с тем, что царь отступил от веры: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жён, которые кадили и приносили жертвы своим богам». (ЗЦар. 11:7-8). Но и без привлечения высших сил этих причин для трагедии хватало.
Умерев после 40 лет правления, Соломон оставил своё государство в очень тяжёлом положении. А его сын Ровоам взошёл на престол, будучи твёрдо уверен в двух вещах: во-первых, Израиль бесконечно богат, во-вторых, царь всегда прав. У отца он научился лишь жёсткости, но не мудрости. И его программное заявление «Отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами» привело к тому, что некогда единый и могучий Израиль разделился на два самостоятельных царства — Иудейское и Северное Израильское. Ни Ровоам, ни Соломон не успели понять главного: мало достигнуть процветания. Его нужно сохранить.
Спор археологов
Вопрос о том, насколько царь Соломон является исторической, а не легендарной личностью, тесно связан с вопросом об историчности самого единого царства Израиль в XI-X веках до нашей эры. Дело в том, что никаких явных археологических подтверждений существования столь могучей державы в то время найти не удаётся. А книги Ветхого Завета, повествующие о правлении трёх великих израильских царей — Саула, Давида и Соломона, — написаны лишь в VII веке до нашей эры, так что тоже доносят до нас лишь отголоски реальных исторических событий.
Тем не менее масштабные раскопки в современном Израиле продолжаются, и каждый год они приносят интересные результаты, подтверждающие, что люди жили здесь, строили города, сражались и возводили храмы на протяжении долгих веков. Вот только все попытки связать те или иные находки непосредственно с царём Соломоном (или Давидом), как правило, терпят неудачу.
Многие современные израильские учёные считают, что говорить о могучем царстве с огромными городами и гигантскими храмами в X веке до нашей эры не стоит. Например, профессор археологии Тель-Авивского университета Израиль Финкельштейн настаивает на том, что в те времена, о которых рассказывает Ветхий Завет, на территории Палестины только-только начинался процесс формирования государств. Соответственно, Давид и Соломон были вожаками небольших племенных союзов, их армии скорее напоминали шайки разбойников, а Иерусалим был всего лишь маленькой деревушкой.
Ещё один тель-авивский археолог Зеэв Херцог, поддерживая коллегу, говорит, что северное и южное царства изначально были раздельными и периодически даже враждовали. Иерусалим же при реальном царе Соломоне был, конечно, довольно крупным поселением, но никаких больших храмов и дворцов в нём не имелось.
Оппоненты называют сторонников этой точки зрения приверженцами «низкой археологии» (в противовес «высокой» — следующей библейскому преданию). Одной из самых известных современных исследовательниц, стоящей на «высоких» позициях, является археолог Эйлат Мазар, которая, по её собственным словам, работает «с Библией в одной руке и инструментом для раскопок в другой». Она нашла множество уникальных объектов и древних артефактов, однако отстоять их «библейскую» датировку пока что не может.
С другой стороны, если царь Соломон действительно был лишь предводителем племенного союза, а не правителем могучей державы, то многие его поступки легче понять и объяснить. Возможно, все дело не в недостатке мудрости, а всего лишь в разнице масштабов происходящего.
Повелитель джиннов
Интересно трансформировался образ царя Соломона в исламской традиции. Мусульмане, признавая правдивость Ветхого Завета, тоже приписывали легендарному правителю бесконечную мудрость и справедливость, однако также наделяли его удивительными магическими способностями. Сулейман ибн Дауд (а именно так его имя звучало на арабский манер), например, мог разговаривать со зверями, а они исполняли его волю. Но этого мало — могущественному царю подчинялись ещё и джинны! Он повелевал им воздвигать дворцы или другие огромные сооружения, а провинившихся заточал в кувшины, которые запечатывал печатью со своим именем. Что же до самого царства, то оно было поистине огромным и простиралось чуть ли не на всю Аравию, до Йемена. Управляя своими владениями, идеальный царь Сулеймана ибн Дауд дожил до 80 лет. После его смерти царство распалось.
Попытки вычислить, в каком веке жил легендарный правитель, предпринимались многократно. Как правило, историки его помещают в X век до нашей эры, хотя по традиционной еврейской хронологии он жил и правил раньше — около 874-796 годов до нашей эры. Его правление принято считать настоящим «золотым веком» Израильского царства. Но это вовсе не означает, что эти годы были тихими и спокойными.
Младший сын
Сам приход Соломона к власти уже был окружён скандалами, интригами и заговорами. И наследник престола проявил себя при этом скорее как жёсткий тиран, нежели как ревнитель истины. Дело в том, что вообще-то наследником престола он не являлся, так как у его отца Давида было несколько сыновей, и Соломон относился к младшим. Трон должен был унаследовать кто-то из старших — Амнон, Авессалом или Адония.
Но Амнон совершенно не производил впечатления человека, которому можно было доверить царство. Он отличался крайним властолюбием и подверженностью страстям. Кончилось всё очень плохо: Амнон изнасиловал свою единокровную сестру Фамарь. Давид, скрепя сердце, простил наследника, но Авессалом (рождённый от одной матери с Фамарь) решил, что такое смывается только кровью. Он убил Амнона, поднял мятеж против отца и погиб при попытке скрыться от солдат.
На фоне своих буйных братьев Соломон производил крайне положительное впечатление. С ранних лет он отличался рассудительностью, не был склонен к шокирующим выходкам и охотно учился всему, чему предоставлялась возможность. Очень уважаемый царём Давидом пророк Нафан, который был воспитателем Соломона, с определённого момента стал настоятельно советовать правителю передать трон именно младшему сыну, нарушив правило старшинства. Как следует все обдумав, Давид, дни которого клонились к закату, согласился.
Это возмутило Адонию, который теперь стал старшим и фактически уже примерял корону. У него были могущественные союзники — первосвященник Авиафар и полководец Иоав. Вместе они составили заговор и провозгласили Адонию царём, не дожидаясь смерти дряхлого Давида. Была уже назначена даже дата церемонии коронации. Но план провалился. Во-первых, заговорщиков не поддержали царская гвардия и наиболее уважаемые царедворцы. Во-вторых, Давид успел официально помазать Соломона на царство, что давало тому решающий аргумент для любого спора.
Не решившись развязать полномасштабную гражданскую войну, Адония, Авиафар и Иоав покаялись перед Соломоном. Тот простил своего брата, но сурово обошёлся с остальными. Авиафар лишился титула первосвященника и утерял все влияние, которое у него было. Иоава же новый царь и вовсе приказал казнить. В этом он последовал совету отца, который уже давно считал, что военачальник способен на любое преступление. Спустя некоторое время настала очередь и самого Адонии. Он пообещал, что больше никогда не станет претендовать на власть. Но вскоре решил взять в жены последнюю наложницу царя Давида — Ависагу Сунамитянку. Когда об этом узнал Соломон, его реакция оказалась неожиданно жёсткой — такое поведение брата он счёл нарушением договора. И без колебаний отдал приказ о казни Адонии. Это дало всем подданным ясно понять: рассудительность и мудрость отнюдь не означают великодушия. И шутить с новым царём не стоит.
Золотые таланты
О временах правления Соломона известно множество самых различных историй. Некоторые из них поучительны и даже в чем-то забавны, как, например, притча о «соломоновом решении». К царю пришли две женщины, спорящие из-за того, кому из них принадлежит грудной ребёнок. Выслушав обеих, Соломон приказал разрубить младенца и отдать каждой половину. Тут же одна из женщин испуганно закричала: «Нет, пускай тогда его отдадут ей, но оставят живым». Так царь понял, что это и есть настоящая мать, готовая на всё, чтобы сохранить жизнь своему чаду.
Другие рассказы оставили интригующие загадки, над которыми до сих пор ломают голову как историки, так и толкователи Священного Писания. Одна из таких загадок — связь Соломона с царицей Савской. Легендарная правительница царства Саба, расположенного на юге Аравийского полуострова, прибыла в Иерусалим, чтобы испытать израильского монарха загадками. Тот с честью прошёл испытание, а также дал царице «все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками» (ЗЦар. 10:13). После этого в Израиле наступила эра процветания.
Из этого эпизода часто делают вывод, что царь с царицей стали любовниками и даже имели общих детей. К примеру, императорская династия, правившая Эфиопией с XIII по XX век, выводила свою родословную именно от Менелика — сына Соломона и царицы Савской.
В Библии говорится, что каждый год Израиль получал 666 талантов золота, не считая доходов от торговли. Но главную роль в этом сыграли не хорошие отношения с царицей Савской, а то, что по территории Израиля проходил один из древнейших торговых путей — «Царская дорога». Она шла из Египта, через Дамаск и Месопотамию в Персию. Соломон умело пользовался этим обстоятельством, умудрившись и обложить выгодными пошлинами караваны, и не поссориться из-за этого с соседними державами.
Вообще, в отличие от большинства великих правителей древности, Соломон не отличался воинственным характером. Вместо этого он делал ставку на дипломатию. И достигал этими методами гораздо большего, чем другие — силой оружия. Соломон прекратил извечную вражду евреев с египтянами и даже взял в жены дочь фараона для закрепления союза. Тесные связи установились у него с финикийским правителем Хирамом.
Отступник от веры
Безусловно, самым известным и великим творением Соломона стал построенный им Первый храм. Это культовое сооружение стало символом объединения государства и величия богоизбранного народа. Туда поместили Ковчег Завета со скрижалями, на которых были высечены заповеди, дарованные Богом Моисею.
Но помимо своего духовного значения, храм являлся ещё и демонстрацией экономической мощи Израиля. На постройку и отделку гигантского здания пошло огромное количество дорогих материалов. Серебро, золото, ливанский кедр и красное дерево — все это тратилось Соломоном в гигантских объёмах. Народу оставалось лишь подчиняться и терпеть. Все свободное население Израиля отбывало трудовую повинность на царских стройках. Причём если в случае с храмом это не вызывало особых возражений, то когда царь пожелал воздвигнуть не менее роскошный дворец для себя, в народе понемногу стал подниматься ропот. Но Соломон не желал его слушать. . Несмотря на хваленую мудрость Соломона, его охватило своеобразное «головокружение от успехов». Он был безумн» богат, чрезвычайно могуществен, пользовался уважением окрестных царей и собственных подданных. Как тут не уверовать в абсолютную собственную исключительность? И Соломон поддался этому искушению с головой.
Отделка дворца становилась всё роскошнее (из-за этого его строили в два раза дольше, чем храм), налоги — всё больше, характер царя — всё жёстче. Вскоре начались волнения и восстания некоторых племён, покорённых иудеями. А казна, казавшаяся бездонной, постепенно начала истощаться. Но Соломона было уже не остановить. Он завёл себе гигантский гарем (согласно Библии — 700 жён и 300 наложниц). И, не без помощи придворных льстецов, полностью уверовал в свою богоравность.
В иудаизме и христианстве упадок Израиля после смерти Соломона принято связывать с тем, что царь отступил от веры: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жён, которые кадили и приносили жертвы своим богам». (ЗЦар. 11:7-8). Но и без привлечения высших сил этих причин для трагедии хватало.
Умерев после 40 лет правления, Соломон оставил своё государство в очень тяжёлом положении. А его сын Ровоам взошёл на престол, будучи твёрдо уверен в двух вещах: во-первых, Израиль бесконечно богат, во-вторых, царь всегда прав. У отца он научился лишь жёсткости, но не мудрости. И его программное заявление «Отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами» привело к тому, что некогда единый и могучий Израиль разделился на два самостоятельных царства — Иудейское и Северное Израильское. Ни Ровоам, ни Соломон не успели понять главного: мало достигнуть процветания. Его нужно сохранить.
Спор археологов
Вопрос о том, насколько царь Соломон является исторической, а не легендарной личностью, тесно связан с вопросом об историчности самого единого царства Израиль в XI-X веках до нашей эры. Дело в том, что никаких явных археологических подтверждений существования столь могучей державы в то время найти не удаётся. А книги Ветхого Завета, повествующие о правлении трёх великих израильских царей — Саула, Давида и Соломона, — написаны лишь в VII веке до нашей эры, так что тоже доносят до нас лишь отголоски реальных исторических событий.
Тем не менее масштабные раскопки в современном Израиле продолжаются, и каждый год они приносят интересные результаты, подтверждающие, что люди жили здесь, строили города, сражались и возводили храмы на протяжении долгих веков. Вот только все попытки связать те или иные находки непосредственно с царём Соломоном (или Давидом), как правило, терпят неудачу.
Многие современные израильские учёные считают, что говорить о могучем царстве с огромными городами и гигантскими храмами в X веке до нашей эры не стоит. Например, профессор археологии Тель-Авивского университета Израиль Финкельштейн настаивает на том, что в те времена, о которых рассказывает Ветхий Завет, на территории Палестины только-только начинался процесс формирования государств. Соответственно, Давид и Соломон были вожаками небольших племенных союзов, их армии скорее напоминали шайки разбойников, а Иерусалим был всего лишь маленькой деревушкой.
Ещё один тель-авивский археолог Зеэв Херцог, поддерживая коллегу, говорит, что северное и южное царства изначально были раздельными и периодически даже враждовали. Иерусалим же при реальном царе Соломоне был, конечно, довольно крупным поселением, но никаких больших храмов и дворцов в нём не имелось.
Оппоненты называют сторонников этой точки зрения приверженцами «низкой археологии» (в противовес «высокой» — следующей библейскому преданию). Одной из самых известных современных исследовательниц, стоящей на «высоких» позициях, является археолог Эйлат Мазар, которая, по её собственным словам, работает «с Библией в одной руке и инструментом для раскопок в другой». Она нашла множество уникальных объектов и древних артефактов, однако отстоять их «библейскую» датировку пока что не может.
С другой стороны, если царь Соломон действительно был лишь предводителем племенного союза, а не правителем могучей державы, то многие его поступки легче понять и объяснить. Возможно, все дело не в недостатке мудрости, а всего лишь в разнице масштабов происходящего.
Повелитель джиннов
Интересно трансформировался образ царя Соломона в исламской традиции. Мусульмане, признавая правдивость Ветхого Завета, тоже приписывали легендарному правителю бесконечную мудрость и справедливость, однако также наделяли его удивительными магическими способностями. Сулейман ибн Дауд (а именно так его имя звучало на арабский манер), например, мог разговаривать со зверями, а они исполняли его волю. Но этого мало — могущественному царю подчинялись ещё и джинны! Он повелевал им воздвигать дворцы или другие огромные сооружения, а провинившихся заточал в кувшины, которые запечатывал печатью со своим именем. Что же до самого царства, то оно было поистине огромным и простиралось чуть ли не на всю Аравию, до Йемена. Управляя своими владениями, идеальный царь Сулеймана ибн Дауд дожил до 80 лет. После его смерти царство распалось.
 
Комментарии 1
+1
ultrafiolet
13.08.2018 23:49
[Материал]
Ну написал бы смысл..
А то толку от вас.. Стебать большого ума не надо.. И кто один из дурачков на сайте.. Возьми за истину не делать зла.. Больше пользы принесешь.. Но это не точно.. |