Вход / Регистрация
21.11.2024, 21:45
Усатые слуги богини Бастет
Легенда гласит, что первых кошек привезли в Египет из Абиссинии пять тысяч лет назад. Египтяне считали этих пушистых четвероногих земным проявлением бога Солнца Ра. Недаром на гробницах царей девятнадцатой и двадцатой династий сохранилась надпись: «Великий Кот, мститель богов». Это восхваление относилось к богу солнца Ра, который, пребывая в обличье кошки, доблестно победил в кровавой схватке древнего Змея.
Египтяне называли кошку «мау», что означает «видеть». Они сравнивали сужение и расширение кошачьих зрачков с наступлением темноты вечером и восходом солнца утром. Для них это было доказательством кровного родства кошки с луной и солнцем и служило веской причиной, чтобы почитать их как богов. Такой культ был крайне важен для страны, живущей земледелием и имеющей большие зерновые хранилища, которые изобиловали крысами и мышами. Эти места были раем для кота-охотника, а люди окружили его аурой святости, которая многие годы сопровождала и хранила кошек Египта, впрочем, египтяне использовали кошку не только для ловли крыс и мышей, но дрессировали её для охоты на пернатую дичь.
В скором времени маленьких хищников стали воспринимать не только как лучших в мире охранников зернохранилищ, но и как истинных целителей. Существует предание о том, как к умирающему фараону принесли котёнка, обладающего целительской силой, и положили ему на грудь. Фараон погладил его и закрыл глаза. Никто из свиты даже не шевельнулся — все были уверены, что священное животное производит магическое действо: подготавливает фараона в последнее путешествие в страну мёртвых. Но когда бог солнца Ра вошёл в свои права, фараон неожиданно встал с постели и приказал подать завтрак, после которого занялся своими повседневными делами. Прожил он ещё несколько лет.
А кот с той поры спал только на груди властителя до самой его кончины. Свита же тому, что фараон восстал из мёртвых, не удивилась. Все верили в мистическую силу кошек. Кошка, представленная в древнеегипетской мифологии богиней Бастет, являлась символом богатства и плодородия, покровительницей влюблённых и защитницей матерей. В городе Бубастис, к востоку от дельты Нила, был построен огромный храм в её честь в виде гигантского квадратного здания из красного гранита. Амулеты с её изображением носили многие жители Египта. Считалось, что они способны защитить владельца отлюбых невзгод и немилости богов.
В этом храме жили кошки, за которыми ухаживал специальный жрец. Их кормили молоком с хлебом, для них специально разводили резервуарах рыбу, не имеющую чешуи.
Первая в доме
Не только в храмах, но и в каждом уважающем себя египетском доме жила кошка, которую холили и лелеяли, а в случае пожара спасали первой, даже если в доме были дети. Если же животное умирало, то вся семья носила траур и оплакивала её как самое дорогое и родное существо: хозяева и их родня в знак траура выбривали себе брови.
Хоронили кошек в специально построенных гробницах, которые своим убранством не уступали гробницам фараонов. Предварительно тело бальзамировалось. Готовую мумию зашивали в льняной саван или заключали в саркофаг и помещали в одном из бесчисленных некрополей, выстроенных вдоль берегов Нила. Египтяне верили, что отправляют пушистых магов к богине Бастет в священный город Бубастис, который населён только кошками, откуда их любимцы будут посылать им помощь. Имеется и историческое описание храма в городе Бубастисе. В него стекались паломники со всех концов и приносили с собой дары — изображения кошек из золота, серебра и бронзы. В это же время в храмах «работали» жрецы, которые делали свои предсказания по мяуканию этих животных.
В конце прошлого века возле деревни Бени-Гасан в Нижнем Египте было найдено несколько десятков тысяч кошачьих мумий.
Стоит ли говорить о том, что даже за случайное убийство кошки человека просто казнили как за тягчайшее преступление. Историк древности Геродот (484-424 гг. до н.э.) рассказывает о несчастном греке, с которым произошёл именно такой случай.
В 525 году до н.э. персидский царь Камбиз решил захватить долину Нила. Персы не умели штурмовать укреплённые города и были вынуждены остановиться у стен города Пелусия. И тут Камбизу пришла в голову блестящая мысль: по его приказу каждый солдат укрепил на груди живую кошку так, чтобы она хорошо была видна. Армия двинулась вперёд, защищённая живыми щитами. Египтяне побоялись ранить или убить священных животных и сдались.
С последним фараоном прекратила своё существование религия, которая в основе своей имела поклонение богу солнца Ра. Культ кошки, продолжавшийся в течение 2 тысячелетий, пришёл к концу. Египет попал под влияние ислама, и такого почитания кошек или любого другого животного ни в одной стране Средиземноморья больше не было.
Египтяне называли кошку «мау», что означает «видеть». Они сравнивали сужение и расширение кошачьих зрачков с наступлением темноты вечером и восходом солнца утром. Для них это было доказательством кровного родства кошки с луной и солнцем и служило веской причиной, чтобы почитать их как богов. Такой культ был крайне важен для страны, живущей земледелием и имеющей большие зерновые хранилища, которые изобиловали крысами и мышами. Эти места были раем для кота-охотника, а люди окружили его аурой святости, которая многие годы сопровождала и хранила кошек Египта, впрочем, египтяне использовали кошку не только для ловли крыс и мышей, но дрессировали её для охоты на пернатую дичь.
В скором времени маленьких хищников стали воспринимать не только как лучших в мире охранников зернохранилищ, но и как истинных целителей. Существует предание о том, как к умирающему фараону принесли котёнка, обладающего целительской силой, и положили ему на грудь. Фараон погладил его и закрыл глаза. Никто из свиты даже не шевельнулся — все были уверены, что священное животное производит магическое действо: подготавливает фараона в последнее путешествие в страну мёртвых. Но когда бог солнца Ра вошёл в свои права, фараон неожиданно встал с постели и приказал подать завтрак, после которого занялся своими повседневными делами. Прожил он ещё несколько лет.
А кот с той поры спал только на груди властителя до самой его кончины. Свита же тому, что фараон восстал из мёртвых, не удивилась. Все верили в мистическую силу кошек. Кошка, представленная в древнеегипетской мифологии богиней Бастет, являлась символом богатства и плодородия, покровительницей влюблённых и защитницей матерей. В городе Бубастис, к востоку от дельты Нила, был построен огромный храм в её честь в виде гигантского квадратного здания из красного гранита. Амулеты с её изображением носили многие жители Египта. Считалось, что они способны защитить владельца отлюбых невзгод и немилости богов.
В этом храме жили кошки, за которыми ухаживал специальный жрец. Их кормили молоком с хлебом, для них специально разводили резервуарах рыбу, не имеющую чешуи.
Первая в доме
Не только в храмах, но и в каждом уважающем себя египетском доме жила кошка, которую холили и лелеяли, а в случае пожара спасали первой, даже если в доме были дети. Если же животное умирало, то вся семья носила траур и оплакивала её как самое дорогое и родное существо: хозяева и их родня в знак траура выбривали себе брови.
Хоронили кошек в специально построенных гробницах, которые своим убранством не уступали гробницам фараонов. Предварительно тело бальзамировалось. Готовую мумию зашивали в льняной саван или заключали в саркофаг и помещали в одном из бесчисленных некрополей, выстроенных вдоль берегов Нила. Египтяне верили, что отправляют пушистых магов к богине Бастет в священный город Бубастис, который населён только кошками, откуда их любимцы будут посылать им помощь. Имеется и историческое описание храма в городе Бубастисе. В него стекались паломники со всех концов и приносили с собой дары — изображения кошек из золота, серебра и бронзы. В это же время в храмах «работали» жрецы, которые делали свои предсказания по мяуканию этих животных.
В конце прошлого века возле деревни Бени-Гасан в Нижнем Египте было найдено несколько десятков тысяч кошачьих мумий.
Стоит ли говорить о том, что даже за случайное убийство кошки человека просто казнили как за тягчайшее преступление. Историк древности Геродот (484-424 гг. до н.э.) рассказывает о несчастном греке, с которым произошёл именно такой случай.
В 525 году до н.э. персидский царь Камбиз решил захватить долину Нила. Персы не умели штурмовать укреплённые города и были вынуждены остановиться у стен города Пелусия. И тут Камбизу пришла в голову блестящая мысль: по его приказу каждый солдат укрепил на груди живую кошку так, чтобы она хорошо была видна. Армия двинулась вперёд, защищённая живыми щитами. Египтяне побоялись ранить или убить священных животных и сдались.
С последним фараоном прекратила своё существование религия, которая в основе своей имела поклонение богу солнца Ра. Культ кошки, продолжавшийся в течение 2 тысячелетий, пришёл к концу. Египет попал под влияние ислама, и такого почитания кошек или любого другого животного ни в одной стране Средиземноморья больше не было.