Печать царя иудейского
2 декабря 2015 года профессор археологии Еврейского университета Эйлат Мазар заявила, что в раскопках на Храмовой горе её сотрудники нашли уникальный артефакт — буллу (оттиск печати) царя Хизкиягу. Христианскому миру этот человек знаком по имени царь Езекия. В отличие от многих библейских персонажей, его существование не подвергается сомнению.
Набожный правитель
В Библии написано, что Езекия был 13-м царём Иудеи и сыном царя Ахаза из династии дома Давида. «Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии» (4 Цар. 182).
Трон достался Езекии в непростое время. На севере расположилось конкурирующее Израильское царство под правлением царя Осии. Согласно Ветхому Завету на тот момент цари Северного Израиля отступились от веры предков, поклоняясь идолам и золотому тельцу. С востока же Иудея могла стать жертвой другого мощного государства — Ассирии. Из-за угрозы нападения со стороны израильских вероотступников отец Езекии заключил союз с царём Ассирии Тиглатпаласаром III и призвал его на помощь. Тот огнём и мечом прошёлся по сопредельным государствам. Лишь аравийские царства смогли откупиться от ассирийца богатой данью.
Когда Тиглатпаласар III находился в Дамаске, в честь своей победы он велел построить алтарь жертвоприношений. Ахаз поспешил встретиться с могущественным союзником и засвидетельствовать ему своё почтение и подчинение. Он добровольно согласился платить немалую дань и возвести в Иерусалиме аналогичный алтарь. Это в корне противоречило многовековой вере иудеев.
Езекия, воспитывавшийся пророком Исайей, поступка отца принять не мог. Но и противиться этому у него не было возможности. Получив в 727 году до нашей эры власть, он решил восстановить попранную религию предков. Как утверждает Библия, Езекия был очень набожным человеком и почитал все заповеди.
Первым шагом молодого царя стало искоренение идолов и жертвенников. «Он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Не-хуштан» (4Цар. 18:4). Это был столб с огромным змеем из меди. По легенде, когда евреи, водимые Моисеем по пустыне, стали роптать, Бог наслал на них кару в виде ядовитых змей. В напоминание об этом Моисей приказал изготовить змеиный штандарт, названный Нехуштаном. К моменту воцарения Езекии первоначальное значение Нехуштана почти забылось, и евреи поклонялись ему, как божеству.
Езекия восстановил богослужение в Иерусалимском храме. В знак восстановления завета с Богом был торжественно отпразднован общеизраильский Песах.
Тайный туннель
Недружественные действия молодого царя Иудеи прошло мимо внимания царей Ассирии, ибо в этом государстве наступили трудные времена. Более того, уверовав в уязвимость Ассирии, Езекия стал основателем антиассирийской коалиции, в которую вошло 15 небольших царств. В 701 году до нашей эры в соседнем царстве Экрон был низложен ставленник ассирийцев — царь Пади. Восставшие пленили его и в цепях передали Езекии, который посадил его в тюрьму.
Как бы ни страдала Ассирия от внутренних проблем, таких выпадов в свою сторону она стерпеть не могла. Езекия понимал, что дело закончится войной, и стал готовиться. Он приказал засыпать все источники и колодцы на предполагаемом маршруте ассирийского войска. Потом приступил к укреплению крепостной стены Иерусалима.
Наконец, царь Ассирии Синаххериб решил наказать распоясавшихся вассалов и выступил в поход. Разгромив несколько царств и пленив их правителей, ассирийцы в конце концов добрались до границ Иудеи. За несколько недель они захватили 45 поселений и подошли к столице Иудейского царства — Иерусалиму.
Сначала Синаххериб решил удовлетвориться данью. Езекия должен был предоставить ему заложников и огромный выкуп — 30 талантов (более 900 килограммов) золота и 300 талантов серебра. Езекии не хватило казны, поэтому золото было снято с дверей и пилястров храма. Всё это сокровища и ранее пленённого Пади, царя Экрона, Езекия отправил в ставку Синаххериба в городе Лахиш.
Однако этого ассирийскому владыке показалось мало, и он приступил к осаде Иерусалима. Первоначальный натиск не увенчался успехом, воины Езекии успешно отбили все атаки. Так как иудеи засыпали все источники воды вокруг города, то и сам Иерусалим рисковал остаться без неё. Во избежание этого Езекия велел пробить в скале полукилометровый туннель для подачи воды из источника Тихон в Силоамский водоём в восточном Иерусалиме. Город перестала мучить жажда, а вот ассирийцы оказались в трудном положении.
Вскоре их войско поразила неизвестная болезнь. Историки склоняются к мысли, что это была желудочно-кишечная эпидемия. Немудрено при дефиците воды! Впрочем, Библия трактует это несколько иначе: «Пошёл Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч» (4 Цар. 19:35).
Суровый ассирийский царь снял осаду, но захваченные иудейские города не вернул, а разделил между своими вассалами. Иудея уменьшилась до размеров самого Иерусалима и его окрестностей. Но после этого нашествия ассирийцы уже не терзали Езекию и он закончил своё правление в спокойной обстановке.
Главное доказательство
Описание правления Езекии и его защита Иерусалима вошли в Ветхий Завет и Танах, но историки долгое время скептически относились к этим сведениям. Многие из них не исключали, что Езекия не существовал вовсе. Однако начиная с XIX века историки стали находить документальные подтверждения существования благочестивого царя.
В 1830 году английский полковник Тейлор среди руин столицы Ассирии Ниневии нашёл шестигранную глиняную призму. Позднее учёные установили, что она была изготовлена в 691-689 годах до нашей эры. Текст аккадской клинописью на шести сторонах призмы рассказывал о походах Синаххериба, в частности, на Иудею. Это явилось, по сути, первым внебиблейским подтверждением существования Езекии.
Вторым документальным доказательством стало обнаружение в 1838 году Эдвардом Робинсоном туннеля, пробитого в скале от источника Тихон. В 1880 году недалеко от Силоамского водоёма на камне в восточной стене туннеля учёные обнаружили надпись из шести строк, выполненную палеоеврейским алфавитом. Она была тайно вырублена и увезена из Иерусалима, но, к счастью, не утрачена. Её текст рассказывал, как каменоломы работали кирками и двигались навстречу друг другу с разных сторон туннеля.
Наконец, в начале XXI века группа историков Еврейского университета получила третье доказательство исторического существования Езекии. При влажном просеивании грунта в районе Офелии — южного склона Храмовой горы, на месте бывших царских продуктовых складов был найден овальный кусочек окаменевшей глины, диаметром чуть более сантиметра. Приглядевшись, учёные разглядели на нём некие символы.
После очистки стало ясно, что это булла — оттиск печати. В древности буллой запечатывали свёрнутые папирусы. Они крепились тонкими нитями, следы которых остались на обратной стороне. Сам оттиск представлял собой рисунок в египетском стиле — крылатый солнечный диск и два анкха (символы жизни). Также там имелся текст, расшифровка которого потребовала несколько лет. Наконец, в 2015 году археолог Еврейского университета Реут Бен Арье расшифровал надпись: «Принадлежит Езекии, сыну Ахаза, царю Иудеи». Это была мини-сенсация.
Несмотря на то, что в материальном смысле находка не является особо ценной, в моральном она стала одним из национальных сокровищ Государства Израиль. Как сказала во время презентации Эйлат Мазар, булла — «самое близкое к нам из того, что мог держать в своих руках царь Езекия». Хотя ранее среди коллекционеров уже всплывали подобные буллы, но все они признаны фальшивками.