Триумфальные колонны: Что? Зачем? Почему?
Триумфальные колонны, так же известные как мемориальные колонны время от времени устанавливались в Риме, дабы запечатлеть, оставить в памяти победы и достижения великих императоров. Всем же это известно?
Это не до конца правда. В первую очередь строились колонны не столько для памяти - ибо “O quam cito transit gloria mundi” и на бессмертие оной римляне с незапамятных пор не рассчитывали - сколько для удостаивания императора почестями, возвеличивая и описывая победы, принесенную им во имя Рима. Во-вторых, триумфальные колонны носили не только эстетически-просветительские функции. Прямо вытекающая, косвенная функция таких монументов – пропаганда, эдакий перфоманс, продвигающий в сознание клеймо врага на описываемых в сюжете, «варваризация» варваров и триумф цивилизации. Кроме того, это демонстрация силы правящего властителя, закрепление его наследия. Хотя и сознание граждан ранее не терпело подобного рода дерзостей, что наглядно продемонстрировал Тиберий Гракх, за завесой уже окостеневших республиканских традиций, в этом не усматривалось что-то сверхъестественное, уж точно императоры эпохи принципата постарались максимально скрыть такие стремления. Говорить про назначение монументов домината и пост-домината и вовсе не приходится.
Архитектурную форму и вид всех последующих колонн, безусловно задала Колонна Траяна – первая триумфальная колонна в Риме. Мотивировало полководца, возможно, желание отличиться от своих предшественников. Тридцати-пятиметровая колонна впечатлила (и до сих пор впечатляет) своим 190-метровым фризом, который огибает колонну на 23 круга, описывая две победоносные военные кампании Траяна против даков (101-102 и 105-106 гг.). Такое сооружение произвело большое впечатление на современников. Справедлив вопрос – а как всю эту красоту сцен можно было рассмотреть с земли? Весь фриз и не виден с земли, но он был окружен с трех сторон двумя фланкирующими библиотеками и Базиликой Ульпия, а с балконов можно было рассмотреть сцены поближе. Такие колонны представляли собой либо цельные сооружения, либо были составлены из барабанов; в последнем случае они были полыми и вмещали внутри винтовые лестницы, выходившие на верхнюю площадку.
Впрочем, часть функций, описанных выше, ранее исполняли и более древние Триумфальные Арки. Однако, что характерно, если арки несли более прикладную, если так можно выразиться, в церемониальном смысле этого слова функцию – проезд триумфатора через них, и устанавливались за счет граждан, то триумфальные колонны наоборот – за счет частных средств, зачастую самими императорами. Что любопытно в период правления Октавиана Августа практика триумфальных шествий была ограничена строго для членов императорской семьи. Таким образом, принцепсы монополизировали в сознании граждан строительство таких монументов, от чего их появление более не зависело от желаний народа.
Сегодня в Риме сохранилось лишь несколько древних колонн, как, например, колонна Марка Аврелия, колонна Фоки, и самая известная из них колонна Траяна и часть колонны Антонина Пия. Впрочем, не только в самом Риме устанавливались колонны, но и в провинциальных столицах: Колонна Помпея (Диоклетиана) в Александрии. Устанавливать их продолжали и в более поздние времена IV-VII веков, примеры: Колонна Константина, Колонна Феодосия, Колонна Аркадия, Юстниана, Готская и т.д. находившиеся в Константинополе.
Позднее, практику установки триумфальных колонн переняла и христианская церковь, пример: Колонна Непорочного Зачатия на Forum Romanum. Не остались в стороне и варварские вожди – столп Croes Elisedd в Уэльсе воздвигнут королем Поуиса (одно из раннесредневековых королевств валлийцев) Кинген ап Каделлом в честь своего деда Элисет ап Гуилога.