Соловьи Марса: разведка Древнего Рима
Римское государство на протяжении всей своей истории сталкивалось с врагами внешними или внутренними, угрожавшими с моря или с суши. Оно, как в воздухе, нуждалось в сложных системах укреплений и мощных мобильных армиях. Однако, будь то время процветания или периоды кризиса, государству и правителям необходимо было уделять время тому, без чего всё вышеперечисленное быстро бы загнулось, а амбиции так бы и остались мечтами — организации разведслужб. Но, обо всё по-порядку…
Предупрежден - значит вооружен.
Яркий пример важности и пользы предмета изложения — завоевание Галлии Цезарем, ведь оно было результатом не только превосходящей организационно-боевой мощи легионов, но и умелого использования разведки. Было приложено много усилий, чтобы собрать информацию о регионе и его экономике, о племенных особенностях и конфликтах. Римский полководец холодно и цинично использовал слабости галлов: их хвастливость, изменчивость, отсутствие устойчивости, и т.д. Помимо стратегической разведки, Гай Юлий также полагался на развитую и организованную систему тактической разведки, использующую малые и средние разведывательные подразделения для исследования обстановки перед идущим легионом (на расстоянии до тридцати километров), а так же для разведки территории и расположения противника во время похода. В четвертой книге Записок Цезарь рассказывает о том, что сумели узнать его разведчики об обстановке в германских племенах на другом берегу Рейна. Он скрупулезно изучил их привычки, еду, быт и одежду, и из всех наблюдений смог сделать конкретные и полезные выводы о стойкости и выносливости германских воинов. Эти данные ныне представляют большую ценность в вопросах о древних германцах.
Но не Цезарь изобрел римскую систему разведывания, это был продукт нескольких сотен лет военного опыта, и строилась система не сразу, а на собственных кровавых ошибках. Тит Ливий (древнеримский историк, автор «Истории от основания Города; 59 г. до Р.Х. — 17 г. от Р.Х.) пишет, что римляне начали понимать важность разведки, только пройдя тяжелую школу сражений с Ганнибалом (в армии Карфагена разведка была куда более развита). Иронично, но свою систему разведывания и сигнального оповещения в это время имели даже галлы, indignum! Первое свидетельство того, что римляне начали применять систему сигнальных сообщений в военной разведке, можно найти у Ливия в его рассказе о том, как консул Фабий захватил город Арпы в Апулии. Три кровопролитные Пунические войны подтвердили истину: не сражайтесь с одним врагом слишком часто, иначе вы научите его воевать. Можно сказать, именно Ганнибал научил Рим пользоваться разведкой в полной мере.
Не обошлось и без широких заимствований. Так Полибий (древнегреческий историк, государственный деятель и военачальник, 206-124 гг. до Р.Х.), изучавший ранее организацию разведывательной системы в государствах диадохов, и имевший возможность непосредственно на месте изучать систему Филиппа V (царь Македонии в 221 — 179 до Р.Х.) во время его войн, активно и всячески помогал советами Сципиону Африканскому. Из разбора кампаний видно, что победитель Ганнибала использовал в военной разведке методы персидской службы связи.
Бурное развитие римской системы разведки приходится к I в. до Р.Х., когда власть и влияние Рима распространилась на огромные территории эллинистического Востока. В этот период римляне получили возможность из первых рук узнать о различных методах военной и политической разведки и способах передачи информации. Закономерно — чем дальше шли легионы, тем больше улучшалась разведывательно-информационная система. Завоеванные земли заполнялись римскими купцами, сборщиками налогов, агентами. Что характерно, первоначально шпионскую сеть в Малой Азии обеспечивали частные лица, ибо их интерес пересекался с государственным. Думаю, любители советской историографии уже провернули в голове образ условного Флавия, строчащего донос, что поневоле заставляет улыбаться. Однако же, феномен имеет место быть.
Упадок римской разведывательной системы приходится на IV в. от Р.Х. , когда эффективность деятельности римской военной разведки в целом упала. По словам В.А. Дмитриева это было одной из причин военно-политических неудач Рима в рассматриваемый период и в ближайшей перспективе.
У нас было 2 турмы эксплораторов, 75 переводчиков…
Уже к началу Галльских войн в I веке до Р.Х., появился достаточно исчерпывающий список терминов, применяемых к различным категориям разведвойск. Остановимся на них подробнее:
- Procursatores (лат. проводники) — лёгкие передовые отряды, курьеры и тайные агенты. Судя по высказыванию Плутарха о Марцелле: «который пал смертью не полководца, но солдата из головного отряда или лазутчика», имели достаточную численность, чтобы защитить себя в случае стычки с вражеской кавалерией, из чего можно сделать вывод об их использовании не только в разведывательной роли, но и для завязывания авангардных боев.
Когда началось римское вторжение в Парфи (53 . до Р.Х.), procursatores составляли авангард семи легионов Марка Лициния Красса. После переправы через Евфрат, procursatores были развернуты для уточнения восточного маршрута по направлению к Каррам: они нашли след большого числа лошадей, возвращающихся от римлян, но не встретили людей
(Plut. Crass. 20.1).
Характерной чертой является то, что прокурсаторы действовали не без львиной доли самонадеянности. К примеру, Е.А. Разин в «Истории военного искусства», подвергает оных критике за небрежные разведмероприятия. Разведку часто осуществляли боем, уповая на хорошо обученных воинов. И временами это приводило к глупым жертвам, когда полководец, как в примере выше, мог погибнуть в такой операции.
- Speculatores (лат. следователи/разведчики) — это военные единицы, которые изначально выполняли поручения по шпионажу, т.е. были лазутчиками. Римские speculatores действовали в ночных условиях, чтобы предупредить о смене вражеской диспозиции. Соответственно, от рекрутов требовались особые качества: хорошее ночное зрение, умение ориентироваться по звёздам и т.д. Кроме того, speculators зачастую служили исполнителями казней.
Хотя, исследователь Ле Боэк Ян полагает, что изначальной задачей speculatores была именно охрана и сопровождение командиров, а впоследствии они выполняли разведывательные, а затем курьерские и судебные обязанности. Уже в I в. от Р.Х. во многом отошли от военной разведки и стали ассоциироваться с политическим шпионажем.
Интересный факт: по мнению Е. С. Данилова, сами небесные светила, моменты образного соотношения созвездий с мифологическими сюжетами могли легко восприниматься и использоваться в практических целях (ночная разведка) представителями римских военных кругов, в том числе и спекуляторами.
- Mensores и Mentatores (лат. инженеры) — этими терминами определяли в древние времена трибунов и центурионов, которые отмечали место для лагеря. Позже это исполняли техники, носившие то же имя. Относительно более позднего времени (от Диоклетиана) их определяют как императорских квартирмейстеров.
- Exploratores (лат. разведчики) — конные подразделения военной разведки, размер которых варьируется от 20 до 200 человек. Это наиболее многочисленная часть, арьергард, выполнявший разведдеятельность. Вплоть до II века не составляла постоянной единицы, затем, возможно, включилась в состав легиона на постоянной основе со своим собственным командиром. Если верить Вегецию, командующий лично выбирал exploratores из наиболее хитрых и осмотрительных воинов.
Основная и изначальная функция exploratores связана с тактическими задачами армии. Спектр их деятельности был широк: привлечение перебежчиков и дезертиров с вражеской стороны, добыча информации для разработки плана местности, по которой предстояло двигаться армии, доставка местных проводников и надзор за ними (судя по надписи о карьере Тиберия Клавдия Максимуса). К I веку новой эры exploratores продолжили свою службу на поле боя, в отличии от спекуляторов.
Интересные факты:
1. В надписях exploratores связаны с numeri и выделяются в 2 вида: exploratores et numerus, и numerus exploratorum. В связи с этим в историографии существует два направления, определяющих их взаимоотношения. Каллис, Манн, Роувел считают exploratores и numerus двумя различными формированиями, а Штайн, Нессельхауф, Вац, Вигельс включают и numerus и exploratores в одну категорию.
2. Известно, что существовал так называемый «разведочный венок» – corona exploratoria. Он выдавался за успешную разведку и был украшен стилизованными солнцем, луной и звездой.
Кроме того, в составе легиона всегда имелись специальные службы, в разной степени связанные с разведдеятельностью: interpretes — переводчики, а также quaestionarii — мучители/палачи, которые занимались обработкой пленных (captives) всеми доступными способами. Не менее активной была роль и перебежчиков — transfugae, хотя и относились к ним с большой настороженностью; обычно их принимали в армию, как это делал Помпей и Октавиан. Что характерно, именно огромное количество перебежчиков обеспечивало Августу подавляющее превосходство в столкновениях с Марком Антонием.
Кроме пленных, перебежчиков и гражданских лиц, носителями необходимой информации всегда являются знающие люди. Е. С. Данилов разделяет их на четыре условные группы:
- «Эксперт». Это индивид, чьи профессиональные знания и контакты обеспечивают первоклассную ориентацию в разрабатываемом вопросе. Он позволяет по-новому взглянуть на существующую проблему, выдает базовые материалы, выводит на неизвестные источники информации.
- «Внутренний информатор». Это человек из группировки противника, завербованный и поставляющий данные по различным для него причинам.
- «Легкомысленный информатор». Это любое информированное лицо, проговаривающее интересные факты в деловой, дружеской, компанейской либо интимной беседе. Промелькнувшее случайно сообщение может быть необычайно ценным.
- «Случайный источник». Иногда бывает, что какой-то индивид совершенно не рассматриваемый как потенциальный информатор, вдруг оказывается носителем уникальной информации.
Стоит также добавить, что римляне активно использовали информацию, поступающую от разведки союзников — socii, местных информаторов — indices, как, например Цезарь, и на тактическом, и на стратегическом уровнях. По словам Полибия, в период республики консулы назначали двенадцать префектов для командования союзниками. Эти префекты отбирали одну треть конницы и пятую часть пехоты — extraordinarii. Шестьсот всадников экстраординариев двигались рассыпным строем и осуществляли разведку. Сенат так же пользовался союзниками. Во многих странах были агенты его влияния, клиенты и гостеприимцы римских граждан, своеобразные негласные союзники. Одним из таковых являлся Калликрат, способствовавший возрастанию римского влияния в Ахейском союзе.
Временами, правда, некомпетентные военачальники игнорировали информацию, поступающую от союзников. Самый известный и страшный пример такой халатности — поражение в Тевтобургском лесу.
Ко всему прочему, есть свидетельство, зафиксированное Аммианом Марцеллином, на основании которого можно сделать вывод, что существовала и засланная агентура в качестве контрразведки. Это упоминание от 368 г. об упразднении такого института Феодосием:
«Класс людей, существующий с давних пор, о которых я рассказывал кое-что в "Истории Константа", постепенно стали продажными, и в итоге он [Феодосий] прогнал их с постов. Их изобличили в том, что они в жажде наживы в различное время предавали врагам все, что происходило у нас, тогда как их долгом было бывать везде во всех дальних краях, чтобы давать информацию военачальникам о восстаниях среди соседних народов»
От Аммиана же нам известно о сатрапе Кордуэны, Иовиниане, тайном союзнике римлян. К нему, видимо, обращались за точными сведениями о военных приготовлениях персов.
ЛЛожка дёгтя в бочке мёда.
Безусловно, римская система разведки преводходно развилась со временем, однако у неё был и существенный недостаток, ведущий своё начало еще с Цезаря. Именно Гай Юлий институционализировал некоторые из наиболее важных особенностей разведки, в частности право прямого доступа разведчиков лично к командующему. Таким образом, агенты всегда находились при полководце или командире, а зачастую шли в разведку вместе с ним, что с одной стороны в разы увеличивало эффективность, а с другой подвергало его постоянному риску.
В конечном счете, кризис империи в III-IV веках потребовал почти постоянного присутствия одного из главнокомандующих (а к этому времени их было два или больше) с армией на границе для отражения нападений. Так, в 378 году от Р.Х. при Адрианополе, римская армия во главе с Валентом II готовилась отразить натиск готов у Дунайского лимеса, что характерно, его эксплораторыправильно сообщили о силе и расположении противника. И тут аукнулись века практикования тандема командира и его разведчиков. Результаты битвы оказались чудовищными: армия Восточного Рима была полностью разгромлена, а император погиб, империя стояла на грани коллапса.
Соглядатаи по воле судьбы.
Война и деньги всегда идут рука об руку. То, что римские торговцы — mercatores могли быть в то же время и шпионами, хорошо понимали все соседи Рима, и справедливо остерегались их, устанавливая всяческие рамки в деятельности оных, а в случае войны даже принимались массово убивать их, как то произошло, например, во время Митридатовых войн. Торговые корпорации пользовались всеми доступными средствами для борьбы с конкурентами, они обладали и широкой сетью информаторов, и всеми качествами, подходящими скорее шпиону, чем торговцу. Были и недостатки: торговцы всегда алчны и действуют лишь исходя из собственной выгоды, а сведенья от них не всегда были правдивы, зачастую являясь лишь слухами. Впрочем, этим качеством тоже пользовались активно, рассылая слухи-пугалки. Торговцы могли заниматься и тактической разведкой. Объяснялось это банальной необходимостью сбыта военной добычи и приобретения нужных для армии вещей, поэтому первые сопровождали в походах последних.
В «Истории гражданских войн» Аппиан передает нам информацию о том, как Марк Антоний еще до вражды с Октавианом пытается подорвать авторитет оного у плебса. В ответ на это Августу приходится задействовать своих агентов, отослав их под видом торговцев в лагерь Антония. Возможно, это первое свидетельство работы фрументариев в качестве политических агентов. Аппиан Александрийский утверждает, что такая пропаганда была достаточно эффективна, и отличить честных торговцев от замаскированных шпионов было невозможно.
Фрументарии — (лат. frumentarii, от frumentum — зерно) — в Древнем Риме первоначально военнослужащие, занимавшиеся поставками хлеба для армии, а затем служащие, наделённые функциями политического сыска.В результате, такое оригинальное использование, казалось бы, прямо не причастных к делу лиц, превратило простую службу доставки припасов и писем в целую службу по слежке и шпионажу. Дошло до того, что ко II веку от Р.Х. уже в каждом легионе имелся собственный отряд фрументариев.
Фрументарии разделяли с разведчиками полицейские функции, например, поиск и преследование разбойников, содержание заключённых под стражей, и т.д. Во время гонений на христиан фрументарии шпионили за ними и производили аресты. Более того, императоры постоянно прибегали к их помощи в вопросах слежки и контроля своих подчиненных. Особенно в этом отличился император Адриан. Награжденный от природы неуёмным любопытством и подозрительностью, он собирал сведения о личной жизни своих приближённых, временами даже производя перлюстрацию писем. Часто фрументарии использовались и для устранения особенно неугодных лиц.
Не сложно догадаться, к чему привело такое злоупотребление «фуражирами». К III веку фрументарии приобрели такую ужасную репутацию, что император Диоклетиан был вынужден полностью упразднить эту службу. Смех вызывает тот факт, что через некоторое время им же была создана аналогичная служба — Agentes in rebus (лат. «те, кто занимается делами») или на греческий манер magistrianoi, находившаяся в ведомстве Магистра Оффиций (начальника дворцовой администрации) и выполнявшая по сути те же функции. Что характерно, магистрианы просуществовали в таком виде вплоть до VIII века.
Aeternum institutum.
Системы, однако, не сильно меняются, если не меняются обстоятельства, и на протяжении пяти веков величия Римской Империи было мало изменений в системе разведывательной деятельности. Рекогносцировка в течение всего периода проводилась на слух и зрение, устно или письменно, со скоростью не быстрее, чем у самой быстроногой лошади. Что было привычным для Рима, так и останется, в примерно том же виде, для мира на ближайшие 1500 лет.
Крах Западной империи в V веке от Р.Х. повлек за собой также крах организованных разведывательных служб и многих других вспомогательных служб, как, к примеру, картография (хотя римские карты для нас покажутся странными, поскольку, обычно, имели форму маршрутных путей), их исчезновение было серьезной потерей для поколений после). Но это уже совсем другая история…