Вход / Регистрация
21.11.2024, 23:06
/ Новости сайта / Археология / Археологи обнаружили на Кавказе изготовленный 2,5 тыс. лет назад наконечник ножен для меча
Археологи обнаружили на Кавказе изготовленный 2,5 тыс. лет назад наконечник ножен для меча
Мастера на Северном Кавказе изготавливали артефакты, подражающие скифскому звериному стилю, еще более 2,5 тыс. лет назад, что говорит о налаженном уже тогда культурном обмене между аборигенами-горцами и скифами-степняками. Подтверждение этой тенденции археологи обнаружили во время раскопок на могильнике кобанской культуры Заюково-3 в Кабардино-Балкарии, сообщила в понедельник ТАСС Анна Кадиева - начальник Объединенной северокавказской археологической экспедиции Государственного исторического музея, Кабардино-Балкарского госуниверситета и Института археологии РАН.
По ее словам, речь идет о бронзовом наконечнике ножен для короткого меча, датированном VI-V вв. до н.э. Артефакт содержит характерный для скифов зооморфный мотив, отражающий их культовые представления, однако, по всей видимости, был изготовлен кавказскими мастерами. В настоящее время эта находка 2018 года наряду с другими проходит описание перед включением в готовящийся полевой отчет - обязательный документ перед началом следующего сезона раскопок.
"На могильнике Заюково-3, который оставили местные горные племена, мы нашли захоронение воина с конем, относящееся к скифской эпохе, то есть к VI-V вв. до н.э. В нем до наших дней дошла бутероль [наконечник ножен меча] со стилизованным изображением свернувшегося хищника. Этот довольно распространенный образ скифского звериного стиля олицетворяет подземный мир, - рассказала Кадиева. - Но именно этот предмет делал не скиф, а местный кавказский умелец, ранее видевший подобные вещи. Об этом свидетельствует утрированный образ чудовища, а также нанесенная на изображение штриховка, что было распространенным приемом среди кобанских мастеров".
Местное население, пояснила руководитель экспедиции, восприняло часть скифских религиозных образов, которые наложились на их собственные представления о мироздании.
"В древности любой декор выполнял функцию оберега. Этот образ хищника занимал определенное место в культовых представлениях не только скифов, но и кавказских племен. То, что изображенный на бутероли хищник свернулся в утробной позе, могло означать, что клинок несет новое рождение через смерть. Для скифского искусства, где один образ часто переходит совершенно в другой, это достаточно характерная черта", - отметила собеседница агентства.
По ее словам, из этого нетрудно сделать вывод, что взаимоотношения степняков, которые пришли в предгорья Северного Кавказа в VII в. до н.э. и постепенно стали довольно тесно общаться с горцами, носило характер не столько боевых столкновений, сколько культурного обмена.
О кобанской культуре
Кобанская культура - археологическая культура позднего бронзового и раннего железного веков, которая локализуется на территории современных Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Чечни, а также в прилегающих к Главному Кавказскому хребту районах Грузии и Южной Осетии. Существовала в XIII/XII - IV вв. до н. э. Кобанская культура входила в состав крупной археологической производственной общности - Кавказской металлургической провинции. Носители этой культуры владели высоким уровнем металлургии и металлообработки. По мнению многих исследователей и искусствоведов, изделия кобанских мастеров имеют художественные достоинства, а часть из них является шедеврами прикладного искусства.
Об экспедиции и археологическом комплексе
Объединенная Северокавказская археологическая экспедиция работает с 2014 года. С августа каждого года на протяжении месяца специалисты Государственного исторического музея, Института археологии Российской академии наук и исторического факультета Кабардино-Балкарского государственного университета проводят раскопки на могильнике Заюково-3 в Баксанском районе в Кабардино-Балкарии, на высоте 900-1000 м над уровнем моря.
Данный могильник, известный среди местных жителей как "кладбище нартов", расположен на мысу над рекой Гунделен и состоит из трех объектов - грунтового могильника (VIII в. до н.э. - VIII в. н.э.), поселения Гунделен сарматского времени и скального могильника Гунделен-2 (VIII - XI вв.). Некрополь действовал более полутора тысяч лет - с VIII в. до н.э. до VII в. н.э., он охватывает кобанскую, сарматскую и аланскую эпохи. На сегодняшний день исследовано 157 погребений. Участки некрополя имели небольшую площадь, и зачастую умерших хоронили так, что дно одного погребения оказывалось перекрытием другого, более раннего. Исследование осложняется тем, что катакомбы сарматского и аланского времени расположены под погребениями кобанского периода.
По ее словам, речь идет о бронзовом наконечнике ножен для короткого меча, датированном VI-V вв. до н.э. Артефакт содержит характерный для скифов зооморфный мотив, отражающий их культовые представления, однако, по всей видимости, был изготовлен кавказскими мастерами. В настоящее время эта находка 2018 года наряду с другими проходит описание перед включением в готовящийся полевой отчет - обязательный документ перед началом следующего сезона раскопок.
"На могильнике Заюково-3, который оставили местные горные племена, мы нашли захоронение воина с конем, относящееся к скифской эпохе, то есть к VI-V вв. до н.э. В нем до наших дней дошла бутероль [наконечник ножен меча] со стилизованным изображением свернувшегося хищника. Этот довольно распространенный образ скифского звериного стиля олицетворяет подземный мир, - рассказала Кадиева. - Но именно этот предмет делал не скиф, а местный кавказский умелец, ранее видевший подобные вещи. Об этом свидетельствует утрированный образ чудовища, а также нанесенная на изображение штриховка, что было распространенным приемом среди кобанских мастеров".
Местное население, пояснила руководитель экспедиции, восприняло часть скифских религиозных образов, которые наложились на их собственные представления о мироздании.
"В древности любой декор выполнял функцию оберега. Этот образ хищника занимал определенное место в культовых представлениях не только скифов, но и кавказских племен. То, что изображенный на бутероли хищник свернулся в утробной позе, могло означать, что клинок несет новое рождение через смерть. Для скифского искусства, где один образ часто переходит совершенно в другой, это достаточно характерная черта", - отметила собеседница агентства.
По ее словам, из этого нетрудно сделать вывод, что взаимоотношения степняков, которые пришли в предгорья Северного Кавказа в VII в. до н.э. и постепенно стали довольно тесно общаться с горцами, носило характер не столько боевых столкновений, сколько культурного обмена.
О кобанской культуре
Кобанская культура - археологическая культура позднего бронзового и раннего железного веков, которая локализуется на территории современных Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Чечни, а также в прилегающих к Главному Кавказскому хребту районах Грузии и Южной Осетии. Существовала в XIII/XII - IV вв. до н. э. Кобанская культура входила в состав крупной археологической производственной общности - Кавказской металлургической провинции. Носители этой культуры владели высоким уровнем металлургии и металлообработки. По мнению многих исследователей и искусствоведов, изделия кобанских мастеров имеют художественные достоинства, а часть из них является шедеврами прикладного искусства.
Об экспедиции и археологическом комплексе
Объединенная Северокавказская археологическая экспедиция работает с 2014 года. С августа каждого года на протяжении месяца специалисты Государственного исторического музея, Института археологии Российской академии наук и исторического факультета Кабардино-Балкарского государственного университета проводят раскопки на могильнике Заюково-3 в Баксанском районе в Кабардино-Балкарии, на высоте 900-1000 м над уровнем моря.
Данный могильник, известный среди местных жителей как "кладбище нартов", расположен на мысу над рекой Гунделен и состоит из трех объектов - грунтового могильника (VIII в. до н.э. - VIII в. н.э.), поселения Гунделен сарматского времени и скального могильника Гунделен-2 (VIII - XI вв.). Некрополь действовал более полутора тысяч лет - с VIII в. до н.э. до VII в. н.э., он охватывает кобанскую, сарматскую и аланскую эпохи. На сегодняшний день исследовано 157 погребений. Участки некрополя имели небольшую площадь, и зачастую умерших хоронили так, что дно одного погребения оказывалось перекрытием другого, более раннего. Исследование осложняется тем, что катакомбы сарматского и аланского времени расположены под погребениями кобанского периода.
 
Источник: https://tass.ru/