Вход / Регистрация
22.12.2024, 11:00
Зрительная информация в памяти поблекла со временем
Яркость визуальной информации со временем стирается из памяти, выяснили американские ученые. Для этого они провели эксперимент, в ходе которого просили участников рассмотреть изображения различных сцен, а через какое-то время — настроить их яркость так, как они ее запомнили. Статья опубликована в журнале Psychological Science.
Детализация воспоминаний в эпизодической памяти сильно зависит от эмоциональной составляющей: насыщенные в этом плане моменты запоминаются лучше, чем нейтральные. При этом то, такие детали запоминаются, все равно отличается от реальности. К примеру, мы можем достаточно точно воспроизвести то, что сказал нам преподаватель на экзамене, но вряд ли вспомним его интонацию или оттенок его зеленого пиджака.
Из этого можно вынести предположение, что детали происходящих событий откладываются в памяти по-разному в зависимости, к примеру, от их важности для общей картины: помнить то, что сказал преподаватель, намного важнее, чем то, во что именно он был одет. При этом могут меняться и атрибуты этих деталей, и во многом это касается зрительной информации из-за большого количества деталей и их важности в рамках одной сцены. Однако то, какие атрибуты зрительной информации в памяти меняются со временем, и как именно она помогает сохранить яркость воспоминаний, до сих пор не изучено до конца.
Ученые под руководством Роуз Купер (Rose Cooper) из Бостонского колледжа разработали новую экспериментальную парадигму, которая помогает изучить, как именно в памяти хранится выделенность (или салиентность, salience) сцен — то, что их выделяет (например, цвет или яркость, отличие фона от фигуры и так далее). В рамках разработанного ими метода участникам показываются изображения, настроенные по яркости, в течение какого-то времени. После этого, в зависимости от задания, изображения показываются еще раз: для того, чтобы проверить способность определять яркость, изображение показывается через несколько секунд, а для того, чтобы изучить то, как оно хранится в памяти, — через несколько минут. При повторном просмотре изображения участникам предлагают самостоятельно выставить яркость изображения так, как они ее запомнили.
Всего в эксперименте приняли участие 34 человека, которым таким образом необходимо было просмотреть 24 нейтральных изображения (например, пейзаж или изображение дома) и 24 негативно окрашенных (например, сцену аварии). Проанализировав результаты эксперимента, ученые выяснили, что участники не воспринимают изображения как более или менее яркие вне зависимости от их эмоциональной окраски, при этом, вспоминая те же сцены, они настраивают яркость меньше, чем она на самом деле была (p = 0,015). При этом яркость негативно окрашенных изображений участники вспоминали значительно более точно (p = 0,022), чем яркость нейтральных изображений.
Затем ученые провели второй эксперимент, в котором также приняли участие 34 человека. Этот эксперимент был очень похож на первый с одним небольшим отличием: в нем исследователи также рассмотрели влияние того, как хорошо участники могут запомнить сцену. Ученые выяснили, что то, сколько деталей участник может вспомнить, также зависит и от того, насколько точно участники смогли вспомнить его визуальную яркость. Наконец, с помощью третьего эксперимента (также 34 участника) ученые воспроизвели полученные результаты.
Исследователи, таким образом, пришли к выводу, что воспоминания со временем стираются и блекнут, причем в том, что касается визуальных особенностей запомненных сцен, — даже в буквальном смысле. При этом то, насколько ярким воспоминание останется в памяти, зависит от его эмоциональной составляющей, а сама яркость напрямую влияет на то, как хорошо это воспоминание потом удастся воспроизвести.
Недавно другая группа ученых выяснила, что воспоминания об определенных деталях объекта извлекаются из памяти не в том порядке, в котором они туда попали, а в обратном: если сначала человек получил информацию о форме объекта, а затем — о цвете, то цвет окажется впереди формы тогда, когда он станет про этот объект вспоминать.
Детализация воспоминаний в эпизодической памяти сильно зависит от эмоциональной составляющей: насыщенные в этом плане моменты запоминаются лучше, чем нейтральные. При этом то, такие детали запоминаются, все равно отличается от реальности. К примеру, мы можем достаточно точно воспроизвести то, что сказал нам преподаватель на экзамене, но вряд ли вспомним его интонацию или оттенок его зеленого пиджака.
Из этого можно вынести предположение, что детали происходящих событий откладываются в памяти по-разному в зависимости, к примеру, от их важности для общей картины: помнить то, что сказал преподаватель, намного важнее, чем то, во что именно он был одет. При этом могут меняться и атрибуты этих деталей, и во многом это касается зрительной информации из-за большого количества деталей и их важности в рамках одной сцены. Однако то, какие атрибуты зрительной информации в памяти меняются со временем, и как именно она помогает сохранить яркость воспоминаний, до сих пор не изучено до конца.
Ученые под руководством Роуз Купер (Rose Cooper) из Бостонского колледжа разработали новую экспериментальную парадигму, которая помогает изучить, как именно в памяти хранится выделенность (или салиентность, salience) сцен — то, что их выделяет (например, цвет или яркость, отличие фона от фигуры и так далее). В рамках разработанного ими метода участникам показываются изображения, настроенные по яркости, в течение какого-то времени. После этого, в зависимости от задания, изображения показываются еще раз: для того, чтобы проверить способность определять яркость, изображение показывается через несколько секунд, а для того, чтобы изучить то, как оно хранится в памяти, — через несколько минут. При повторном просмотре изображения участникам предлагают самостоятельно выставить яркость изображения так, как они ее запомнили.
Всего в эксперименте приняли участие 34 человека, которым таким образом необходимо было просмотреть 24 нейтральных изображения (например, пейзаж или изображение дома) и 24 негативно окрашенных (например, сцену аварии). Проанализировав результаты эксперимента, ученые выяснили, что участники не воспринимают изображения как более или менее яркие вне зависимости от их эмоциональной окраски, при этом, вспоминая те же сцены, они настраивают яркость меньше, чем она на самом деле была (p = 0,015). При этом яркость негативно окрашенных изображений участники вспоминали значительно более точно (p = 0,022), чем яркость нейтральных изображений.
Затем ученые провели второй эксперимент, в котором также приняли участие 34 человека. Этот эксперимент был очень похож на первый с одним небольшим отличием: в нем исследователи также рассмотрели влияние того, как хорошо участники могут запомнить сцену. Ученые выяснили, что то, сколько деталей участник может вспомнить, также зависит и от того, насколько точно участники смогли вспомнить его визуальную яркость. Наконец, с помощью третьего эксперимента (также 34 участника) ученые воспроизвели полученные результаты.
Исследователи, таким образом, пришли к выводу, что воспоминания со временем стираются и блекнут, причем в том, что касается визуальных особенностей запомненных сцен, — даже в буквальном смысле. При этом то, насколько ярким воспоминание останется в памяти, зависит от его эмоциональной составляющей, а сама яркость напрямую влияет на то, как хорошо это воспоминание потом удастся воспроизвести.
Недавно другая группа ученых выяснила, что воспоминания об определенных деталях объекта извлекаются из памяти не в том порядке, в котором они туда попали, а в обратном: если сначала человек получил информацию о форме объекта, а затем — о цвете, то цвет окажется впереди формы тогда, когда он станет про этот объект вспоминать.
 
Источник: https://nplus1.ru