Выбор фона:
/ Новости сайта / Тайны истории / Культ смерти: пять необычных ритуальных практик народов мира
13.04.2019

Культ смерти: пять необычных ритуальных практик народов мира

Оценка: 0.0    4060 4 Тайны истории
13:20
Мертвое умереть не может — эта аксиома не требует доказательств. Зато оно может ненадолго ожить или просто «не до конца умереть». Речь не о зомби, а о трупах, которым некоторые народы мира искусственно пытаются продлить жизнь и даже достают из-под земли.

Веками у разных этносов складывалось свое отношение к смерти, а вместе с ним и ритуальная практика. Кто-то просто погребал покойника, кто-то сжигал, а прах развеивал, кто-то отправлял в неизвестность на лодке или в ладье по волнам. Все эти обряды — возможность попрощаться с близким человеком навсегда, проводить его в последний путь. Однако многие народы оставляют своим умершим лазейки, возможность если не обмануть смерть, то хотя бы немного замедлить необратимые процессы.

Самый яркий пример — это мумификация покойника, процесс, благодаря которому останки могут сохраниться на сотни или тысячи лет: так, в проекте «Неизвестная экспедиция: тайна саркофага» на Discovery Channel ученые обнаружили мумию верховного жреца, возраст которой примерно 2500 лет. Рассказываем, какие еще нестандартные погребальные обряды существовали и существуют у разных цивилизаций.
 

Мумификация


Мумификация — один из самых известных примеров долгих прощаний с умершим, такие проводы в загробный мир могут растягиваться не то что на десятки лет, а на тысячелетия. Например, в ходе недавней экспедиции команда Discovery Channel спустилась вслед за исследователями в гробницы, где был обнаружен древнеегипетский саркофаг с прекрасно сохранившейся мумией верховного жреца, возраст которой эксперты оценили в 2500 лет.

Помимо этого, была найдена и другая мумия, древняя настольная игра и четыре нетронутых погребальных сосуда. Еще одна важная находка – загадочная восковая голова: вероятно, слепок одного из верховных жрецов. Все эти уникальные объекты и ход их поисков будут показаны 13 апреля в 22:00 в программе «Неизвестная экспедиция: тайна саркофага» на Discovery Channel.

Мумификация — одна из самых необычных для западного взгляда ритуальных практик, ее история уходит корнями в очень далеко в прошлое. Примерно 8-10 тысяч лет назад к ней начали прибегать представители южноамериканской андской культуры чинчорро, но, конечно, наибольшую известность получили мумии Древнего Египта, где эта практика была важнейшим аспектом погребальной культуры.
 

Внутри гробницы / ©Discovery Channel
 
Египтяне верили, что для загробной жизни человеку обязательно нужно тело, поэтому необходимо было сохранить его. Кроме того, согласно мировоззрению того времени, душа человека состояла из нескольких частей. Одна из них, Ка, символизировала жизненную силу, судьбу и характер человека, и после смерти она оставалась в теле, питаясь подношениями.
 

Найденная мумия / ©Discovery Channel
 
У фараонов Ка также отвечала за силу, поддерживающую мировой порядок, поэтому правителей мумифицировали особенно тщательно, ведь, согласно верованиям, от состояния их тел напрямую зависело благополучие народа.
 

Восковой слепок головы, обнаруженный в гробнице / ©Discovery Channel
 
За многие века египтяне достигли невероятных высот в искусстве мумификации, однако основные принципы всегда оставались примерно одинаковыми: через разрез в самом низу живота вынимались все органы, кроме сердца (оно было нужно покойнику, чтобы положить его на чашу весов на суде Осириса), тело обрабатывали благовониями и пальмовым маслом, набивали льняной тканью, песком или глиной, туго пеленали и ставили на 70-80 дней в натровый щелок. После этого мумию перемещали в гробницу или, если это был бедняк, отдавали родственникам.
 

Манене

 
Каждые три года на индонезийском острове Сулавеси проходит настоящий парад смерти: тораджи, народ, населяющий остров, эксгумирует своих умерших родственников и устраивают в их честь фестиваль «Манене», что переводится как «церемония очищения тел умерших».

Трупы достают из «могил» — отверстий, проделанных в каменной скале, просушивают на солнце, очищают, причесывают, приводят в порядок, насколько это возможно, и наряжают в новую одежду. После этого покойников проносят — или же подхватывают под обе руки и «проводят» — по улицам.

При этом атмосфера фестиваля совсем не макабрическая: это действительно праздник воссоединения с родными и близкими, люди много фотографируются, позируют для изумленных туристов, улыбаются и радуются.
 

Фестиваль Манене
 
Важной частью Манене считается реставрация не только тел, но и гробов: их тоже обязательно ремонтируют или при необходимости меняют, поскольку иначе процессы разложения будут идти гораздо быстрее. В конце дня покойников укладывают обратно в гроб и отправляют на законное место — в нишу, выдолбленную в скале: такой необычный способ захоронения также призван замедлить разложение тел.
 

Манене
 
Кстати, если у семьи недостаточно денег, чтобы купить такую пещеру, гроб просто подвешивают на стене скалы. Для фестиваля Манене не имеет значения, как давно умер человек — три или тридцать три года назад: ему все равно отдают дань памяти, подчеркивая таким ритуалом связь между миром живых и мертвых.

Иностранцев такие культурные практики, конечно, шокируют, нередко их даже называют варварскими или чудовищными, однако тораджи просто чтут предков как привыкли и как умеют — для них, наоборот, дико закапывать близкого человека в землю и оставлять его там навсегда.
 

Фамадихана

 
Похожая традиция существует и на Мадагаскаре и называется она фамадихана, что переводится как «переворачивание костей». Эта практика известна еще с XVII века, но и сегодня она остается важной частью культуры местного населения, которое верит, что прародители — это посредники между людьми и богом.

Поэтому дух предков здесь особенно почитается, а живые потомки и вовсе считаются просто временным продолжением тех, кто уже умер. К тому же человек не может перейти в иной мир, пока его тело полностью не разложилось, и чтобы духу было не так скучно и тоскливо дожидаться этого момента, родственники раз в год на несколько часов «воскрешают» его, давая возможность пообщаться со всей семьей.
 

Фамадихана
 
В отличие от манене у фамадиханы нет определенной общей для всех даты: для каждой семьи ее индивидуально высчитывает астролог или знахарь. Это обязательно должна быть среда с июня по октябрь (когда погода сухая и жаркая) спустя как минимум год после погребения — иначе тело просто не успеет высохнуть.

В назначенный день труп извлекают из склепа и несут на циновке к заранее построенному помосту во дворе дома, где оборачивают в новый дорогой саван из шелка. При этом очень важно соблюдать ряд правил: нельзя плакать, обращаться к покойнику по имени, показывать на него пальцем, класть на землю.

Вообще плакать нельзя на протяжении всей церемонии: полагается веселиться, смеяться, танцевать, рассказывать умершему все новости о семье и о мире — в целом вести себя как при встрече с дорогим человеком после долгой разлуки.

В фамадихане обязательно должны участвовать все родственники умершего, в том числе и дети, которым рассказывают о покойнике, каким он был, чем запомнился — так передается память поколений. После продолжительного застолья, на котором присутствуют даже приглашенные музыканты и артисты, тело относят обратно в склеп: правда, класть его на прежнее место нельзя, поэтому подыскивается новое.

Циновку, на которой переносили тело, разрывают на части и раздают людям, как оберег и символ счастья и удачи. В следующий раз обряд можно проводить через семь лет — этого времени как раз хватает, чтобы накопить денег на подобающее торжество.
 

Минхунь

 
В 1949 году власти Китая законодательно запретили проводить определенный вид свадьбы — отныне гражданам не разрешается заключать посмертные браки. Такая традиция, известная еще с древних времен, называется минхунь и считается неотъемлемой частью культуры в некоторых регионах страны, особенно в провинции Шаньси.

Основное население здесь — крестьяне, которые живут поверьями и представлениями прошлого, а их религиозные взгляды встречаются на стыке даосизма и культа предков. Чтобы человек, ушедший в загробный мир, мог действительно помогать своим близким, у него обязательно должен быть спутник — муж или жена, поскольку только пара может образовать гармонию единства инь и ян.
 

Минхунь
 
В древности же помимо мифологического контекста было и вполне практичное обоснование: младший брат не мог жениться раньше старшего, поэтому, если тот умирал холостым, в роду уже не мог появиться законный наследник. Тогда и проводился обряд минхунь: семья искала мертвую невесту, желательно подходящую по статусу, эксгумировала ее, играла пышную посмертную свадьбу и хоронила «молодоженов» уже в одной могиле.

Сегодня минхунь остается частью традиционной культуры, и жители отдаленных провинций проводят его, хотя он и объявлен незаконным. За невесту, как и полагается на обычных свадьбах, платится солидный выкуп, а если быстро подыскать подходящий вариант не удается — ее могут просто выкрасть (то есть выкопать).

Такая практика была очень распространена еще несколько лет назад, да и сегодня полиция периодически ловит посредников, которые берутся найти подходящий вариант и доставить его заказчику. Впрочем, обряд постепенно становится все более декоративным: вместо настоящих тел используют соломенных или бумажных кукол, которых по окончании церемонии бракосочетания сжигают.
 

Эксгумация

 
Не всегда выкапывание покойников происходит по религиозным причинам: иногда мотивы бывают вполне утилитарными. Так, в последние десятилетия в Греции из-за урбанистического бума и концентрации основного населения всего в двух городах — Афины и Салоники, — а также из-за экономического кризиса в стране резко подорожали участки на кладбище: земли просто не хватает на всех.

Поэтому, даже купив место, родственники получают его как бы в аренду: тело может лежать в земле не больше трех лет, после чего начинает взиматься очень высокий ежегодный налог. Если у семьи нет денег, покойника эксгумируют, кости промывают и отправляют в общественный склеп. Хранение останков там тоже стоит денег, но сумма уже не такая заоблачная.

В склеп могут приходить родственники — пообщаться с духом умершего или попросить священника освятить останки, однако это также влетает в копеечку. Если не хватает средств даже на склеп, то кости просто сбрасываются в общую могилу к десяткам тысяч других.

Рациональным выходом могло бы стать кремирование, но православная церковь в Греции выступает резко против этого. Сами крематории официально были разрешены в стране в 2006 году, но до сих пор не было построено ни одного, и грекам приходится ездить проводить ритуал в соседние страны — например, в Болгарию.

Пока власти пытаются построить крематорий, ситуация, кажется, обострилась до предела: многие просто не забирают тела из моргов, поскольку не могут оплатить похороны. 

 
Источник:  https://naked-science.ru/


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 4

0  
dloca 14.04.2019 10:19 [Материал]
Людоеды по всей Земле веселятся и нам вменяют это в норму.
0  
AstraVert 14.04.2019 10:06 [Материал]
wacko
-3  
Аня 14.04.2019 07:45 [Материал]
Многие задают вопросы.
*Как расценивать то, что рассказывают о жизни после смерти люди, которых оживили, когда они, казалось бы, умерли?

Обычно с момента остановки дыхания и сердцебиения и до начала угасания в клетках жизненной силы проходит несколько минут. Если тело подвергнуть очень сильному охлаждению, начало этого процесса можно отодвинуть на несколько часов. Поэтому иногда возможно вернуть человека к жизни при помощи сердечно-легочной реанимации. Состояние организма, при котором клетки еще живы, называется клинической смертью.
Многие люди, пережившие клиническую смерть, ничего не помнят. Некоторые рассказывают о том, как они парили над своим телом. Одни говорят, что видели что-то красивое, а другие — что они были напуганы.
Есть ли какое-нибудь медицинское объяснение таким явлениям?
Редактор медицинских статей одного издания написал: «Когда физическая активность организма максимально снижается, как, например, при анестезии или из-за болезни или травмы, соответственно ослабевает саморегуляция всех его функций. В результате происходит неконтролируемый выброс нейрогормонов и катехоламинов, которые являются медиаторами нервной системы, а это среди прочего вызывает галлюцинации, которые оставляют у человека, пришедшего в сознание, ощущение, будто он умер, а затем воскрес» (The Arizona Republic. 1977. 28 мая. С. С-1; смотри также Fortschritte der Medizin. 1979. № 41; Psychology Today.1981. Янв.).
*Но разве свидетельства людей, переживших клиническую смерть, не подтверждаются рассказами тех, кому являются и с кем разговаривают умершие?

Пожалуйста, еще раз прочтите процитированные выше стихи, в которых говорится о состоянии умерших. Что говорит нам о состоянии умерших Божье Слово, в котором содержится истина?
Кто хочет, чтобы люди считали иначе? Кто поставил под сомнение слова Господа, сказанные нашим прародителям, о том, что непослушание повлечет за собой смерть? «Змей (за которым скрывался Сатана; смотри Откровение 12:9) сказал женщине: „Нет, вы не умрете"» (Быт. 3:4). Позднее Адам и Ева, конечно же, умерли. Кто в таком случае заронил в умы людей мысль о том, что какая-то нематериальная часть человека остается жить после смерти тела? Как мы уже узнали, эта идея не соответствует тому, что говорится в Божьем Слове. В законе Бога, данном древнему Израилю, общение с умершими осуждалось как нечистое и мерзкое (Лев. 19:31; Втор. 18:10—12; Ис. 8:19). Если бы живые просто общались с умершими близкими, разве любящий Бог стал бы это осуждать? Но если это демоны выдают себя за умерших и вводят людей в заблуждение, заставляя их верить лжи, то разве не было бы проявлением любви со стороны Бога защитить своих служителей от такого обмана? (Эф. 6:11, 12).
-3  
Аня 14.04.2019 07:41 [Материал]
Интересно узнать, что говорит об этом сам Бог.
Те, кто стремятся угождать Богу, избегают обычаев, которые идут вразрез с Божьим Словом
В некоторых обычаях отражена вера в бессмертную душу, которая продолжает жить после смерти тела и видит, что делают живые. Но в Библии сказано: «Мертвые ничего не знают» (Эккл. 9:5). Также: «Душа, которая грешит, та умрет» (Иез. 18:4).
Многие обычаи связаны с верой в то, что мертвые нуждаются в помощи живых, или порождены страхом перед тем, что мертвые, если их не умиротворить, могут навредить живым. Но, как видно из Слова Бога, мертвые ничего не чувствуют: ни боли, ни удовольствия. «Выходит дух его, и он возвращается в свою землю. В тот день исчезают его мысли» (Пс. 146:4; также 2 Самуила 12:22, 23). «Исчезла их любовь, и ненависть, и ревность, и вовеки не будет им доли ни в чем, что делается под солнцем» (Эккл. 9:6).
Некоторые обычаи предназначены для того, чтобы выставлять скорбь напоказ. Однако Иисус сказал: «Когда поститесь (из-за горя), не напускайте на себя печаль, как лицемеры, которые принимают страдальческий вид, чтобы люди видели, что они постятся. Истинно говорю вам: они уже получили всю свою награду. Ты же, когда постишься, помажь голову и умой лицо, чтобы тебя видели постящимся не люди, а твой Отец, который втайне, и тогда твой Отец, наблюдающий тайно, вознаградит тебя» (Матф. 6:16—18).
Нет ничего неправильного в том, чтобы испытывать скорбь из-за смерти близкого человека и выражать ее достойным образом
Когда умер близкий друг Иисуса Лазарь, «у Иисуса потекли слезы» (Иоан. 11:35). Иногда Божьи служители очень глубоко скорбели из-за утраты (2 Сам. 1:11, 12).
Но так как у христиан есть надежда на воскресение, им сказано: «Не хотим оставить вас в неведении о тех, кто спит смертным сном, чтобы вы не печалились, как остальные, у которых нет надежды» (1 Фес. 4:13).
у Бога есть замысел вернуть умерших к жизни, воскресив их. Иисус сказал: «Настает час, в который все находящиеся в памятных склепах услышат его (Христа) голос и выйдут» (Иоанна 5:28, 29; Деяния 24:15).
Но в каком облике они будут воскрешены? Иисус наглядно показал это, вернув к жизни нескольких людей. Все они были воскрешены такими же, какими были до смерти (Марка 5:35—42; Луки 7:11—17; Иоанна 11:43, 44). Это полностью соответствует значению слова «воскресение», которое буквально переводится как «встать снова». Обращаясь к своему пожилому служителю Даниилу, Бог сказал: «Ты будешь отдыхать (или спать смертным сном), но встанешь для получения своего жребия в конце дней» (Даниил 12:13).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Похожие материалы

Разговоры у камина
Календарь
Последние комментарии
Американские ученые добились бессмертия для мухи
На 139 тысяч нейронов 54 миллиона синапсов, не слишком ли много? (от Snork)
Любовь и предательство: драма Наполеона и Жозефины
Цитата Кориона "Жозефина была постоянно под градусами , впрочем и сам Наполеон тоже. Так что сл (от Катенька)
Любовь и предательство: драма Наполеона и Жозефины
И где тут мужененавистничество? Просто реальность. Лично я всем мужчинам, которые были со мной рядом (от Koriona)
Московские археологи нашли 400-летние изразцы с изображением кошки
Возможно в то время это уже была и кошка ,но всё идёт из Анатолии, всё начиналось с Чатал Гуюка. Кру (от Везунчик)