/ Новости сайта / Наука и Технологии / Породы из Якутии помогли ученым выяснить, как возникли все животные Земли
07.05.2019

Породы из Якутии помогли ученым выяснить, как возникли все животные Земли

Знаменитый "кембрийский взрыв", во время которого появилось все современное многообразие многоклеточных животных, произошел благодаря необычным колебаниям в доле кислорода в воздухе и воде, чьи следы сохранились в залежах карбонатов в Якутии. Об этом пишут российские и зарубежные ученые в журнале Nature Geoscience.

"Выход кислорода не повышался постоянно в течение кембрия, а колебался в определенных пределах. Соответственно, и рост разнообразия животных не был стремительным и постоянным, а перемежался с интервалами медленного роста и даже с массовыми вымираниями. Эти циклы были известны и раньше, но теперь стало ясно, что их пики приходятся на интервалы с высокими темпами поступления кислорода и наоборот", — рассказывает Андрей Журавлёв, профессор МГУ.

Загадки кембрия

Большая часть современных групп и типов животных появилась примерно 540-520 миллионов лет назад, в ходе так называемого "кембрийского взрыва" – резкого ускорения эволюции и увеличения многообразия многоклеточных существ. В это время возникли предки червей, насекомых, рыб и прочих позвоночных животных.

Последствия их внезапного появления на Земле до сих пор остаются предметом споров среди палеонтологов. Часть ученых считает, что появление кембрийской фауны сопровождалось "массовыми потрясениями" и вымиранием их эдиакарских предшественников, а другие полагают, что этот процесс был более плавным.

Журавлев и его коллеги выяснили, что на самом деле "кембрийский взрыв" имел совершенно иную природу и характер развития, изучая осадочные породы, добытые на территории Якутии более десяти лет назад. Они сформировались на дне мелководных морей, существовавших на месте современной Сибири примерно 524-514 миллионов лет назад.

"Ленские столбы скалы на реке Алдан превратились в Мекку и своего рода мировую полевую лабораторию для палеонтологов и геохимиков. В 2008 году, во время международной геологической экскурсии, китайские и российские специалисты отобрали здесь образцы карбонатов, послужившие основой для настоящего исследования", — продолжает ученый.

Палеонтологов интересовали две вещи – как много тяжелых изотопов, серы-34 и углерода-13, содержали эти образцы пород. Это было связано с тем, что ферменты микробов, разлагающих органику, обычно активнее взаимодействуют с соединениями двух более легких разновидностей этих веществ, серы-32 и углерода-12.

Соответственно, замеряя доли этих изотопов, можно понять, как много органики присутствовало в той точке, где сформировались содержащие их породы, и оценить активность микробов, перерабатывающих останки других живых веществ. В целом, чем более населенной будет среда, тем больше серы-34 и углерода-13 должны содержать породы.

Как и то, и другое связано с кислородом и "кембрийским взрывом"? Дело в том, что эти микробы "поедают" сульфаты, соединения серы, для разложения органики, чья концентрация в воде напрямую зависит от того, как много кислорода присутствует в воздухе и в первичном океане древней Земли. Это позволяет достаточно точно вычислять количество кислорода, попадавшего в атмосферу планеты в то время, сопоставляя доли тяжелого углерода и серы.

Когда ученые сопоставили эти данные и сравнили их с результатами многолетних раскопок на территории кембрийских отложений в Якутии, они получили совершенно неожиданные выводы, не совпадавшие с популярными теориями о резком или плавном росте концентрации кислорода в атмосфере.

Круговорот жизни и смерти

"Для раннекембрийской эпохи многочисленные изотопные циклы углерода и серы неожиданно оказались синхронными. Такая единовременность позитивных и негативных изотопных сдвигов возможна лишь при синхронном окислении органического вещества и восстановлении сульфатов микроорганизмами. И оба этих процесса требуют существенных объёмов кислорода", — объясняет Журавлев.

Как отмечает исследователь, подобные данные указывали на то, что доля кислорода в атмосфере циклически резко росла и падала, снижаясь почти до нуля и вырастая до довольно высоких значений, уступающих современному притоку O2 в атмосферу примерно в четыре раза. Эти кислородные "бумы" и "кризисы" сменяли друг друга почти каждый миллион лет, мгновения по меркам геологии и эволюции.

Подобные резкие перемены, как показывают останки древних существ и изменения в доле "органического" углерода, постоянно вызывали аналогичные по силе сокращения в численности и видовом разнообразии первых многоклеточных животных. Одно из них, произошедшее 514 миллионов лет назад, почти не уступало по масштабам знаменитому Пермскому вымиранию, крупнейшему событию такого рода в истории Земли.

С другой стороны, аналогичные всплески в концентрации О2 вызывали крупные скачки эволюции. Один из них, к примеру, дал жизнь трилобитам, а следующий за ним кислородный "бум" был связан с появлением первых крупных хищных членистоногих существ и предков аномалокарисов, причудливых "топ-хищников" кембрия.

С чем были связаны эти колебания в концентрации кислорода, ученые пока не могут сказать. С одной стороны, они могут быть порождены различными сдвигами в характере движения течений в глубинных слоях первичного океана планеты, которые ускоряли или препятствовали захоронению органики на его дне. Это приводило или к резкому росту доли О2 в атмосфере, или его исчезновению.

С другой стороны, ученые не исключают того, что они могли быть порождены или "качаниями" орбиты Земли, или же какими-то взаимодействиями между цианобактериями и водорослями, производившими кислород, и микробами, разлагавшими органику. Что именно послужило спусковым крючком "кембрийского взрыва", еще предстоит выяснить, заключают авторы статьи.