/ Новости сайта / Наука и Технологии / Ученые получили образец морской воды возрастом 20 000 лет
27.05.2019

Ученые получили образец морской воды возрастом 20 000 лет

Оценка: 0.0    1205 0 Наука и Технологии
Исследователи нашли образец морской воды возрастом 20 000 лет. Как отмечается, это единственное прямое свидетельство того, как выглядел океан в последнюю ледниковую эпоху.

В породах морского дна у Мальдивских островов учёные впервые обнаружили морскую воду возрастом 20 тысяч лет. Находка может пролить свет на механизмы изменений климата древности.

Открытие описано в научной статье, опубликованной в журнале Geochimica et Cosmochimica Acta группой во главе с Кларой Блэттлер из Чикагского университета.

"Раньше все данные о [свойствах] морской воды последней ледниковой эпохи мы могли получить только лишь из косвенных подсказок, таких как ископаемые кораллы и химические сигнатуры осадочных пород на морском дне, – объясняет Блэттлер. – Но всё указывает на то, что теперь у нас есть настоящая часть этого 20000-летнего океана".

Любопытно, что авторы вовсе не собирались искать реликтовую воду. Геологов интересовали известняковые отложения Мальдивских островов. Учёные стремились выяснить, как на их формирование влияют муссоны.

Для этого исследователи отправились в многомесячную экспедицию. Путешествие было совершено на специальном судне, обладающем установкой, способной бурить на морском дне скважины глубиной до пяти километров и извлекать из них керны (образцы пород в виде стержня) длиной более полутора километров.

Перед анализом известняка из него удаляли воду. Делалось это либо с помощью насоса, либо с помощью гидравлического пресса. Впоследствии специалисты обратили внимание на то, что вода из образцов была необычно солёной.

"Это был первый признак того, что в наших руках оказалось нечто необычное", – рассказывает Блэттлер.

Поясним, что 20 тысяч лет назад вода морей была значительно солонее нынешней. Это и неудивительно. Огромные участки суши были покрыты ледяным панцирем толщиной в несколько километров, собравшим в себе гигантские запасы пресной воды. К слову, поэтому береговые линии отстояли на сотни километров от нынешних (например, Британские острова тогда не были островами).

Учёные провели химический анализ собранных образцов воды: они определили концентрацию солей, а также содержание дейтерия, кислорода-18, стронция и изотопов кальция. Состав воды оказался именно таким, какой предполагался для последнего ледникового максимума по косвенным данным.

При этом запасы древней жидкости в известняках Мальдивов оказались значительными. По расчётам авторов, реликтовыми водами пропитан пласт толщиной более 400 метров.

Открытое "месторождение" позволит более подробно изучить состав океанической воды в последнюю ледниковую эпоху.

Почему это важно? Например, потому, что циркуляция морской воды – один из важнейших факторов, формирующих климат. Между тем учёные до сих пор спорят о причинах оледенений и о том, стоит ли нам опасаться нового наступления ледников или, наоборот, их таяния. Данные о составе морской воды помогут экспертам уточнить модели изменения климата и разобраться, что же ждёт нас в будущем.

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о пробах воздуха ушедших времён и о деревьях Скандинавии, переживших последнюю ледниковую эпоху.

Источник:  https://nauka.vesti.ru