/ Новости сайта / Космос / В нашей галактике обнаружен еще один объект, излучающий странные радиосигналы
21.07.2023

В нашей галактике обнаружен еще один объект, излучающий странные радиосигналы

Космос всегда был и остается источником загадок и неожиданностей. Каждое новое открытие вносит свою лепту в наше понимание Вселенной и ее тайн. Недавно астрофизики из Университета Кертина Международного центра радиоастрономических исследований (ICRAR) в Австралии сделали удивительное открытие, которое вызывает множество вопросов и ставит под сомнение наши представления о нейтронных звездах и магнетарах.

Странный радиосигнал, исходящий из точки на расстоянии 15 000 световых лет, привлек внимание ученых. Этот объект, названный GPM J1839-10, испускает радиоволны каждые 22 минуты. И это невероятно медленно по сравнению с другими пульсирующими радиоволнами. Более того, архивные данные показывают, что мы записывали его медленный пульс уже более 30 лет, но до сих пор он удавался ускользать от нашего внимания.

Группа астрофизиков под руководством Наташи Херли-Уокер решила разгадать эту загадку. Они пришли к выводу, что наиболее вероятным объяснением является то, что источником радиосигнала является магнетар с очень медленным вращением. Магнетары - это нейтронные звезды с чрезвычайно мощным магнитным полем, остатки коллапсировавших ядер массивных звезд. Однако GPM J1839-10 не соответствует нашему представлению о магнетарах, что указывает на то, что здесь должно происходить что-то странное.

Астрофизик Наташа Херли-Уокер отмечает: «Этот замечательный объект бросает вызов нашему пониманию нейтронных звезд и магнетаров, которые являются одними из самых экзотических и экстремальных объектов во Вселенной».

Открытие GPM J1839-10 не является единичным случаем. Три года назад в архивных данных был обнаружен аналогичный объект в Млечном Пути, названный GLEAM-X J162759.5−523504.3. Он испускал радиоволны каждые 18 минут, пока в 2018 году не прекратил свое излучение. Интересно отметить, что искривление света указывало на то, что он проходит через сильно намагниченную среду.

Исследователи решили проверить, есть ли еще объекты с похожим поведением. Они провели наблюдения за южным небом с помощью массива Murchison Widefield Array в Австралии и обнаружили объект, который испускает пятиминутные вспышки радиоизлучения каждые 22 минуты. Дополнительные наблюдения и анализ архивных данных подтвердили, что GPM J1839-10 испускает радиоизлучение уже не менее 33 лет.

Наташа Херли-Уокер говорит: «Мне было пять лет, когда наши телескопы впервые зафиксировали импульсы от этого объекта, но никто его не заметил, и он оставался скрытым в данных в течение 33 лет. Они пропустили это, потому что не ожидали найти ничего подобного».

Один из ключевых вопросов, которые возникают при изучении GPM J1839-10, связан с его медленным вращением. Обычно сила магнитного поля магнетара коррелирует с его периодом вращения. Однако GPM J1839-10 вращается слишком медленно, чтобы генерировать мощные радиоизлучения. Это противоречит нашим представлениям о магнетарах и вызывает дополнительные вопросы.

Наташа Херли-Уокер объясняет: «Если предположить, что это магнетар, этот объект не должен излучать радиоволны. Но мы их видим. И мы говорим не только о небольшой вспышке радиоизлучения. Это минутный импульс энергии радиоволн, и он делает это уже по крайней мере 33 года. Какой бы механизм ни стоял за этим, он экстраординарен».

Это открытие ставит под сомнение наши представления о нейтронных звездах и магнетарах. Оно показывает, что Вселенная всегда готова удивлять нас и расширять наши границы познания. Дальнейшие исследования GPM J1839-10 могут пролить свет на новые аспекты этих экзотических объектов и помочь нам лучше понять механизмы их функционирования.