Сфинкс: загадочное существо, связующее множество культур и эпох
Сфинкс – одно из самых загадочных и удивительных существ в мифологии разных народов. Имя этого существа происходит от греческого слова «сфиггеин», что означает «связывать» или «сжимать». Греческий Сфинкс, изображавшийся с львиным телом и головой женщины, был известен как удушитель. Однако, несмотря на греческое происхождение имени, корни Сфинкса следует искать в Древнем Египте. Большой Сфинкс из Гизы, который представлял собой бескрылое чудовище с львиным телом и мужской головой, является древнейшим из дошедших до нас изображений Сфинкса. Из Египта миф о Сфинксе распространился в Ассирию, Грецию и далее по всей Западной Европе.
Сфинкс был широко представлен в архитектуре и изобразительном искусстве ассирийской и древнегреческой цивилизаций. Его изображения можно увидеть на античных колоннах, вазах, золотых украшениях, на щитах и оружии воинов. Сфинкс украшает шлем Афины в Парфеноне. За свою пятитысячелетнюю историю Сфинкс почти утратил свою божественную сущность и стал ассоциироваться с различными животными: бараном, быком, соколом, орлом, гарпиями, сиренами и другими.
Уже в древние времена не существовало единого представления о Сфинксе. В Египте он представлял собой бескрылое мужское существо и часто изображался сидящим. Египетские сфинксы можно разделить на три типа: андросфинкс – лев с человеческой головой или лицом, криосфинкс – лев с головой барана и иеракосфинкс – лев с головой ястреба. В древней Месопотамии Сфинкс мог быть как мужским, так и женским, а также крылатым или бескрылым существом. Женские сфинксы часто встречаются в искусстве Финикии и Сирии. В Древней Греции Сфинкс обычно изображался с женским лицом и грудью, крыльями орла и телом льва. Изображения лежащего Сфинкса у греков встречались редко.
Несмотря на все вариации, образ Сфинкса оставался довольно стабильным. Это можно объяснить тем, что самым впечатляющим и выразительным изображением Сфинкса является Большой Сфинкс из Гизы, который сохраняет свое значение в изобразительном искусстве и по сей день.
Параллельно с художественным развитием литературный образ Сфинкса также развивался. Первое упоминание о нем встречается в шумерском мифе «Энума элиш» 2-го тысячелетия до н.э. В этом мифе рассказывается о Тиамат – матери природы и Алсу – отце жизни, которые порождают младших богов. Однако, Алсу замышляет уничтожить младших богов, и они, узнав о его намерениях, убивают его прежде, чем он сможет осуществить свой план. В отместку Тиамат объявляет войну своим детям и порождает чудовищ-мстителей: гадюку, дракона, Сфинкса, льва, бешеную собаку и человека-скорпиона.
Таким образом, шумерская история происхождения Сфинкса сильно отличается от египетской. В то время как в Египте Сфинкс почитался как божественный символ власти фараонов, в «Энума элиш» он представлен как воплощение зла и мщения. Возможно, такая разница в трактовке обусловлена тем, что литературные образы вымышленных существ часто отличаются от их художественного воплощения. Кроме того, следует учесть, что «Энума элиш» и Большой Сфинкс из Гизы были почти современниками.
Сфинкс – это существо, которое связывает множество культур и эпох. Он является символом загадки и тайны, который продолжает вдохновлять художников и писателей по всему миру. Его образ воплощает мощь и величие, а также вызывает интерес к древним цивилизациям и их мифологии.