Тайны древних летательных аппаратов
Загадка полетов человека всегда привлекала внимание и вызывала интерес у многих. Однако, не только в наше время люди мечтали о возможности взлететь в небо. Уже в древности существовали легенды и мифы о полете, которые заставляют задуматься о том, что делали люди в прошлые века, когда им так же, как и нам, хотелось летать.
В древней индийской рукописи "Самаранга Сутрадхара", говорится о многочисленных полетах человека при помощи аппаратов, называемых виманами. Слово "вимана" происходит от санскритского понятия, означающего "небесная колесница". Виманы были изготовлены из металла, а их листы тщательно подгонялись друг к другу при помощи сварки. Для движения использовался "управляемый огонь из стальных емкостей". Интересно, что у виман был особенный звук, похожий на рев льва, а путешественник внутри виманы описывался как "жемчужина в небесах". Оказывается, для управления такими аппаратами необходимо было знать тридцать два "секрета".
В индийской рукописи - "Виманика Шастра", которая была найдена в одном из индийских храмов в 1875 году (трактат, написанный в IV веке до нашей эры) которая была практическим пособием для построения и эксплуатации виман. В ней более детально описывались летательные аппараты и приборы на них, которые выполняли функции фотоаппарата, радара, прожектора и других.
Судя по всему, эти приборы использовали энергию солнца. Имеются и описания различного вида оружия, причем обладающего разрушительной силой. Любопытно, что довольно много места в трактате отведено описанию одежды пилотов и даже их диете. Виманы также описывались и в более известных индийских эпосах - в "Рамаяне" и "Махабхарате". Только в последнем эпосе содержится сорок одно место, где они упоминаются. Кстати, о виманах есть не только упоминания в древних текстах, имеется и их изображение - в пещерах храма Елолора в Индии.
Что касается металла, то в трактате ему была посвящена особая глава. Металлов было упомянуто три вида: саундалика, мауртхвика и сомака. Говорилось и о сплавах, которые могли выдерживать очень высокие температуры. Другая глава была посвящена оптике - зеркалам и линзам, которые могли устанавливаться на борту виман для визуальных наблюдений. Их было семь. Одно называлось "Зеркало Пинджулы" и предназначалось для защиты глаз пилотов от ослепляющих "дьявольских лучей" противника.
Источников энергии, приводивших виманы в движение, тоже было семь, и их можно было использовать как бы по очереди, переключая двигатель с одной энергии на другую. Самих виманов было четыре типа: Рукма Вимана, Сундара Вимана, Трипура Вимана и Шакуна Вимана. Первые два имеют коническую форму и три "яруса", во втором - помещение для пассажиров. Трипура Вимана - более крупный "самолет", который еще к тому же может использоваться и как подводный аппарат. Шакуна Вимана - самый сложный в техническом и конструктивном отношении.
Все четыре типа имели вертикальный взлет и могли, кроме всего прочего, парить в воздухе, как дирижабли, и совершать зигзагообразный полет. Любопытно, что в трактате имеется не только описание "самолетов", но и правила техники безопасности - меры предосторожности при долгих полетах, меры защиты от молний и штормов и т.п. На своих виманах древние индусы летали не только над Индией, но и по всей Азии и, как утверждают старинные тексты, даже над океаном.
Подобные тексты были найдены в пакистанском Мохенджо-Даро, на острове Пасхи, в Китае. Китайские документы очень интересны. Их можно рассматривать даже как что-то вроде исторической хроники экспериментальной авиации. Самые "молодые" датируются 2000 годом до нашей эры. В одном из таких документов я прочитал, что в 1766 году до нашей эры император Ченг Танг приказал соорудить летающую машину, и она была создана. Однако позже он распорядился, чтобы ее уничтожили. Видимо, боялся, что секрет полета попадет в руки другим народам. Очень интересны описания поэта Чу Юна, жившего в 3 веке до нашей эры. Он описал летательную машину, на которой лично пролетел над пустыней Гоби. Описание летательных аппаратов имеются и в устном народном творчестве народов Непала. В непальских эпосах говорится о том, что секреты полета были известны лишь так называемым яванас - светлокожим людям с востока Средиземноморья. Видимо, речь идет, в том числе, и о древних эллинах, в мифах которых, кроме мифа об Икаре, есть и другие упоминания о полетах человека при помощи неких вспомогательных средств. Есть упоминания о полетах на летательных аппаратах и в древнем Вавилоне.
В древневавилонском своде законов "Хальката", например, говорится, что "управлять летающей машиной - это великая привилегия. Знания о полете - одни из наиболее древних, они - дар богов древности, предназначенный для спасения жизней". Упоминания о летательных аппаратах имеются и в древневавилонском "Эпосе об Этане", написанном две с половиной тысячи лет до нашей эры. Там, правда, говорится, что шумерский царь летал на спине гигантского орла. Что это был за орел - вымершая ныне гигантская прирученная птица или же с орлом авторы эпоса сравнили самолет - неизвестно, но примечательно другое: в эпосе описывается то, что летевший на "орле" человек видел сверху. Причем описывается так, как невозможно было бы описать даже с самого высокого дерева или скалы: упоминается атмосферная дымка, перспективные искажения, цветная мозаика засеянных разными культурами полей, реки-ниточки и многое другое, что я, летчик, постоянно видел из кабины самолета. Эти описания похожи на словесный портрет местности, который мы составляли в училище, летая над различными ландшафтами.
"Колумбийский самолетик" одна из самых интересных находок, подтверждающая, что в древности люди умели летать. "Колумбийский самолетик" - золотая четырехсантиметровая фигурка. Точнее, он не один, их целая эскадрилья - таких фигурок найдено тридцать три штуки! Эти находки были сделаны в XIX веке не только на территории Колумбии, но и в Перу, Коста-Рике и Венесуэле, что говорит об их широком распространении. Обычно они датируются 500 - 800 годами до нашей эры, однако точно определить возраст золотых изделий, как известно, очень сложно, и датировка может оказаться неточной. Фигурки заняли свое место в музеях, и долгое время их считали зооморфными изображениями.
Так считали вплоть до первой трети прошлого века, потому что людям было просто не с чем сравнить - самолетов-то еще не изобрели! А вот когда изобрели, то увидели, что хоть внешний вид этих фигурок и различен, но общим является принципиальная конструкция самолета с горизонтальным и вертикальным оперением киля. Самое интересное, что первым на это сходство обратил внимание не летчик, а ювелир Эммануэль Стауб. Скептики же продолжают утверждать, что эти "самолетики" - не что иное, как изображение давно вымерших животных.
Они так считают потому, что на многих "самолетиках" изображены глаза, зубастые пасти. Однако эксперты, в том числе известный американский биолог, писатель и натуралист, прославившийся трудами по криптозоологии и снежному человеку, Теренс Сандерсон, которому Стауб послал копию "самолетика", утверждают, что их ни в коей мере нельзя отождествлять ни с одним из известных науке представителей как ископаемой, так и современной фауны планеты.
На том простом основании, что ни у одной птицы нет на хвосте вертикального оперения! Ученые на этом не успокоились и решили привлечь к делу авиационных экспертов. Им были высланы копии фигурок, и все эксперты из разных стран, не зная друг друга, в один голос заявили, что перед ними модели самолетов. Авиаторы идентифицировали в фигурках кабину, фюзеляж, крылья, стабилизаторы, киль.
В 1956 году "колумбийский самолетик" и его "собратья" экспонировались на выставке "Золото доколумбовой Америки" в музее "Метрополитен" в Нью-Йорке. Авиаконструкторы одной американской фирмы тут же обратили внимание на дельтовидное крыло этой фигурки и вертикальную плоскость хвостового оперения. На то, о чем и говорил Сандерсон. Они как-то там договорились с дирекцией выставки и провели испытания "самолетика" в аэродинамической трубе. Неожиданно выяснилось, что "самолетик" лучше всего ведет себя на сверхзвуковых скоростях, изучение которых было в самом разгаре. Стали думать, почему, и пришли к выводу, что "виновато" дельтовидное крыло и высокая вертикальная плоскость хвостового оперения. Были подключены специалисты из конструкторского бюро фирмы, и в итоге создан лучший на тот период сверхзвуковой самолет. Фирма называлась "Локхид".
Мне кажется, что эти самолеты, вертолеты, колумбийские, индийские, египетские и прочие - наследие древней, сгинувшей куда-то земной цивилизации. Историк Уильяма Дейч кстати считал, что Тутанхамон погиб в результате авиакатастрофы. Кстати, многие египетские мумии имели повреждения костей, которые можно получить, только упав с большой высоты. А изображение вертолета в древнем египетском храме! найденные в Египте изображения самолетов и вертолетов! Пока в наше время не был изобретен вертолет, изображение этих летательных машин считали бессмысленными значками, точнее, не могли расшифровать. Их еще в 1848 году обнаружили в храме Сети Первого в Абидосе. Изображения "вертолетов" были расположены прямо над входом в храм, практически под самым потолком, на высоте порядка десяти метров. В этом храме вообще было очень много загадочных изображений, которые ставили в тупик египтологов. В XIX веке их считали древними механизмами, и только в наше время ученые пришли к выводу, что это изображение вертолетов, причем данных в разных ракурсах.
Авиаторы четко различают фюзеляж, несущий винт, лопасти, хвостовое оперение. Рядом с вертолетами были найдены изображения других летательных аппаратов, удивительно похожих на современные сверхзвуковые истребители и тяжелые стратегические бомбардировщики. Получается, что древние египтяне пользовались боевой авиацией?
В Египте кстати говоря нашли и "брата" колумбийского самолетика. Его обнаружили в захоронении Па-ди-Ильмен, в гробнице Задоиага в 1898 году. Возраст находки определяется двумя тысячами лет. "Самолетик" экспонируется в Каирском историческом музее. Он небольшой, сантиметров пятнадцать в длину, сделан из очень прочного и твердого дерева. Он очень похож на колумбийские фигурки, с такими же крыльями и вертикальным оперением киля. Ученый Халил Мессиха в 1969 году снабдил точную копию деревянной фигурки моторчиком и пропеллером. В результате модель смогла развить скорость 105 км/час. Потом, после испытания, египтологи стали копаться в запасниках музея и нашли там еще четырнадцать аналогичных древнеегипетских "самолетиков".
Какой из всего этого можно сделать вывод?
Трудно допустить, что люди, жившие в разные времена и в разных местах, дают одинаковые описания, сговорившись. Авиация древних существовала, и очень хотелось, чтобы ее изучением занимались не исследователи-одиночки, а создавались специальные научно-исследовательские институты. Пора уже посмотреть правде в глаза и признать, что мы вообще ничего не знаем из своей истории. Или вернее - не хотим знать...