/ Новости сайта / Космос / Новый алгоритм обнаружил потенциально опасный астероид
01.08.2023

Новый алгоритм обнаружил потенциально опасный астероид

По мере того как человечество продолжает поиск астероидов, близкие к Земле объекты, известные как околоземные объекты (ОСЗ), становятся особенно интересными в связи с потенциальными экономическими возможностями добычи астероидов. Однако существует и потенциальная опасность столкновения этих объектов с Землей. Те из них, которые попадают в эту категорию, называются потенциально опасными астероидами (ПОО), и исследователи из Университета Вашингтона разработали новый алгоритм их обнаружения.

Из 30 000 ОСЗ, обнаруженных к настоящему времени, около 2 300 относятся к категории PHA. Однако исследователи считают, что еще не менее 2 300 ОСЗ предстоит обнаружить. PHA обычно пролетают в пределах 5 млн. миль от Земли и должны быть достаточно крупными, чтобы представлять потенциальную угрозу, а не просто сгореть в нашей атмосфере в виде падающей звезды.

Поиск этих тусклых объектов, даже когда они находятся на самом близком расстоянии, может оказаться сложной задачей. Обычно ученые используют специализированные телескопы, такие как Asteroid Terrestrial Impact Last Alert System (ATLAS) в Гавайском университете. Однако этим массивным телескопам обычно приходится четыре раза за ночь снимать один и тот же участок неба, чтобы увидеть PHA на границе зоны обнаружения.

Вот тут-то и приходит на помощь новый алгоритм. Разработанный Ари Хайнце (Ari Heinze), исследователем из Университета Южной Калифорнии, и Зигфридом Эглем (Siegfried Eggl), ныне профессором Университета Иллинойса Урбана-Шампейн, алгоритм, получивший название HelioLinc3D, способен находить данные об астероидах, которые могут быть распределены между наблюдениями в течение нескольких дней с одного спутника.

Алгоритму удалось найти первый новый PHA, который теперь известен как 2022 SF289. Первоначально ATLAS обнаружил его во время наблюдений 19 сентября 2022 года, но в ту ночь он был зафиксирован только один раз. К счастью, ATLAS зафиксировал его еще три раза в две разные ночи, и HelioLinc3D смог сложить головоломку, чтобы найти астероид, скрывающийся у всех на виду.

2022 SF289 не представляет угрозы, но при длине 600 футов (около 180 м) он, вероятно, будет иметь разрушительные, но не катастрофические последствия, как тот астероид, который стал причиной гибели динозавров. Другие обсерватории также не смогли обнаружить его, так как он находился в области Млечного Пути, где много фоновых звезд, что затрудняло разглядеть слабый, быстро движущийся камень, даже если он находится гораздо ближе к нам. Однако после обнаружения он был быстро подтвержден другими специалистами по поиску астероидов, такими как Catalina Sky Survey и Pan-STARRS.

Предполагается, что новый алгоритм будет работать на гораздо более мощном телескопе - обсерватории Vera C. Rubin, которую планируется ввести в эксплуатацию в Чили в начале 2025 года. Ожидается, что для обнаружения астероидов типа 2022 SF289 потребуется всего два захвата за ночь, а не четыре, как сейчас. И HelioLinc3D поможет ему в этом.

До тех пор алгоритму предстоит много работы по поиску астероидов в каталогах ATLAS и других охотников за астероидами. Пожелаем ему удачи.