/ Новости сайта / Космос / Эарендель: самая далекая известная звезда и ее таинственный компаньон
16.08.2023

Эарендель: самая далекая известная звезда и ее таинственный компаньон

В марте 2022 года астрономы объявили о захватывающем открытии - самой далекой из известных звезд на снимке, сделанном космическим телескопом Хаббла. Эта звезда была названа Эарендель, в честь старого английского названия "утренняя звезда". Но что еще скрывается за этим загадочным небесным телом?

Эарендель, кажется, является массивной звездой B-типа, которая находится на Главной последовательности эволюции. Это означает, что она является звездой, сжигающей водород. В сравнении с нашим Солнцем, она в два раза горячее и в миллион раз ярче. Астрономы предполагают, что у Эаренделя может быть спутник, как у многих других подобных массивных звезд. Однако из-за их близкого расположения и большого расстояния (около 13 миллиардов световых лет) их трудно различить.

Но спектры света Эаренделя намекают на то, что компаньон все же существует. Дальнейшие исследования, используя гравитационную линзу и более подробные наблюдения с помощью камеры ближнего инфракрасного диапазона JWST (NIRCam), должны помочь астрономам обнаружить этого таинственного спутника.

Эарендель испускает свет, который был впервые замечен примерно через 900 миллионов лет после Большого Взрыва. Гравитационная линза увеличивает его изображение в 4000 раз. Теперь астрономы интересуются, является ли Эарендель частью первых поколений звезд, которые когда-либо сияли. Если это так, то его спектры показали бы, что его химический состав состоит в основном из водорода и гелия. Если же это звезда второго поколения, то свойства ее света будут указывать на наличие других элементов.

Интересно отметить, что галактика-хозяин Эаренделя представляет собой длинное пятно света в форме полумесяца. Это размытие вызвано гравитационным линзированием от массивного скопления галактик под названием WHL0137-08. Наблюдения с помощью NIRCam позволяют увидеть много деталей об этой далекой галактике, включая ясли, где рождаются следующие поколения звезд. Некоторые из этих звезд моложе пяти миллионов лет.

Галактика также содержит звездные скопления, прошедшие долгую эволюцию. Одно из этих скоплений имеет возраст около 10 миллионов лет и все еще существует в настоящее время. Эти скопления предоставляют астрономам интересную информацию о шаровых скоплениях, которые окружают нашу галактику Млечный Путь. Некоторые из них могли образоваться примерно в то же время, что и отдаленные скопления в галактике WHL0137-08.

Использование гравитационного линзирования стало важным инструментом для изучения более далеких звезд. JWST уже обнаружил другие далекие звезды с использованием своих инфракрасных инструментов. Но самой дальней из них остается Эарендель. Астрономы надеются, что в будущем они смогут обнаружить самые первые засиявшие звезды - один из Святых Граалей астрономии.