/ Новости сайта / Наука и Технологии / Раскрытие генетических секретов неконтактных популяций Африки: Путешествие в ангольскую пустыню Намиб
27.09.2023

Африка, колыбель человечества, хранит богатый генетический гобелен, который уже несколько десятилетий восхищает ученых. Этот континент известен своим невероятным разнообразием как с точки зрения культуры, так и генетики.

Однако изучение генетической истории Африки представляет собой сложную задачу, особенно когда речь идет о неконтактных или вымерших популяциях. Но теперь группа исследователей из португальско-ангольской лаборатории TwinLab отправилась в новаторское путешествие в ангольскую пустыню Намиб, раскрыв глубокую генетическую структуру Африки и пролив свет на древние популяции, которые считались исчезнувшими.

Под руководством популяционного генетика Хорхе Роша из Университета Порту и ангольских антропологов Самуэля и Терезы Асо группа исследователей отправилась в отдаленный и многонациональный район ангольской пустыни Намиб. Их целью было найти в современных популяциях признаки, которые могли бы помочь раскрыть генетическую структуру Африки до возникновения сельского хозяйства.

К своему удивлению, команда смогла обнаружить группы, которые считались исчезнувшими более 50 лет назад. Среди них были квепе - пастушеская группа, говорившая на языке, называемом квади. Лингвист Анна-Мария Фен, участвовавшая в полевых исследованиях, имела возможность взять интервью у двух последних носителей языка квади. Она поясняет: "Языки кхоэ и квади связаны с доисторической миграцией скотоводов восточной Африки".

Группа также общалась с бантуязычными группами, которые являются частью доминирующей скотоводческой традиции на юго-западе Африки. Кроме того, они столкнулись с маргинальными группами, происхождение которых связано с отдельной традицией скотоводства, обособленной от соседних народов Калахари.

Раскрытие генетического разнообразия

В ходе исследования группа ученых обнаружила, что жители ангольской пустыни Намиб не только демонстрируют значительное генетическое расхождение с другими современными популяциями, но и обладают высоким уровнем внутренней генетической структуры. Сандра Оливейра, исследователь из Бернского университета (Швейцария), поясняет: "Большая часть геномного разнообразия сегрегируется в зависимости от социально-экономического статуса, что согласуется с результатами наших предыдущих исследований ДНК, наследуемой по материнской линии".

Исследователи сосредоточились на понимании факторов, обусловливающих эту локальную вариативность и глобальную отличительность. Они обнаружили, что генетический дрейф - случайный процесс, влияющий на небольшие популяции, - сыграл значительную роль в формировании генетического разнообразия между соседними группами с разным социально-экономическим статусом. Кроме того, примесь исчезнувших популяций дополнила уникальный генетический состав носителей языка квади и маргинальных сообществ пустыни Намиб.

Последствия для изучения древней ДНК

Это новаторское исследование не только проливает свет на генетическую историю Африки, но и подчеркивает важность изучения современных популяций наряду с древними ДНК. Изучая живые популяции, ученые могут получить представление о глубинной генетической структуре Африки и лучше понять влияние генетического дрейфа и смешения на разнообразие популяций.

Доктор Хорхе Роча подчеркивает значимость полученных результатов: "Наше исследование дает ценные сведения о генетической истории Африки и влиянии социально-экономических факторов на генетическое разнообразие. Изучая эти неконтактные популяции, мы можем раскрыть скрытые истории, которые сформировали наше понимание эволюции человека".

Мнения экспертов

- Профессор Марк Стонекинг, Институт эволюционной антропологии Макса Планка: "Данное исследование демонстрирует возможности сочетания изучения древней ДНК с современной популяционной генетикой. Полученные результаты открывают новые возможности для изучения богатого генетического наследия Африки".
- Доктор Сара Тишкофф, Пенсильванский университет: "Понимание генетического разнообразия Африки имеет решающее значение для раскрытия эволюционной истории человека. Данное исследование добавляет важный фрагмент к этой загадке и подчеркивает необходимость дальнейших исследований в этой области".