Ожерелье из полированных агатовых просверленных бусин созданное в 7500 г. до н.э.
Это замечательное ожерелье было обнаружено в 1989 году. Оно изготовлено из бордового агата и состоит из десяти полированных бусин длиной от 2,5 до 5,5 см с продольной перфорацией диаметром не более 7-8 мм, хотя по шкале твердости Мооса агат равен 7. (Ожерелье датируется периодом между 7 500 и 7 000 гг. до н.э).
Сегодня для сверления подобных отверстий требуется использование высокоспециализированного сверла с алмазным наконечником из карбида вольфрама.
Несмотря на технические трудности сверления камней, наличие столь ранних технологий, опыта и мастерства не появляется в одночасье, а развивается в течение многих лет, что позволяет предположить еще более раннее происхождение необходимых навыков.
Чаталхёйюк: Древний неолитический город, бросивший вызов традиционному градостроительству
На Анатолийском плато, на равнине вблизи современного турецкого города Конья, 8500 лет назад существовало первое крупное поселение - уникальная городская агломерация. Это был неолитический город Чаталхёюк, в котором в период его расцвета проживало от 5 до 7 тыс. человек, что делает его самым значительным поселением своего времени.
Открытие Джеймса Меллаарта
Город был обнаружен почти случайно в 1950-х годах британским археологом Джеймсом Меллаартом. Меллаарт начал раскопки на равнине Коньи, где находился древнеримский город Икония, упоминаемый в Библии как место, где проповедовал апостол Павел. Однако вскоре он понял, что перед ним доисторический город - внушительное поселение площадью 13 га, которое его турецкие помощники назвали Чаталхёйюк, что означает "холм перекрестка" из-за расположенного неподалеку перекрестка, служившего ориентиром.
Археологи быстро определили наличие 10 слоев, каждый из которых представлял собой различные этапы человеческой деятельности. Самый поздний слой датируется 5 800 г. до н.э., а самый древний - 6 500 г. до н.э. В слоях II-X было обнаружено 63 храма или святилища, а всего 103 жилища.
Уникальное градостроительство
Город строился по совершенно иной логике, чем современные города. Дома представляли собой одноячеистые конструкции, прикрепленные друг к другу и различающиеся по высоте. Жильцы переходили с одной крыши на другую, и для многих домов вход на крышу был единственным отверстием.
Перемещение между домами происходило на уровне террасы, где и происходила основная хозяйственная деятельность. Отсутствие выходов наружу, как и дверей на уровне земли, защищало общину от диких животных и вторжения соседнего населения. Единственный доступ ко всему комплексу в случае опасности осуществлялся по легко выдвигающимся лестницам.
Все здания, построенные из стандартного квадратного кирпича, высушенного на солнце, были идеально оштукатурены. Благодаря большому количеству найденных артефактов археологам было легче реконструировать обстановку и быт.
Однако наиболее значимыми оказались фрески и убранство помещений, которые ученые называли "храмами" - местами, предназначенными для проведения ритуальных праздников. Эти помещения были украшены более щедро, чем жилища, стены украшали символические сюжеты: грифы, человеческие фигуры, лепные рельефы, стилизованные изображения рождающих божеств, богинь или женщин в сопровождении богов-покровителей, многочисленные букрании, ряды рогов, головы животных.
Чаталхёйюк был уникальным городом, не укрепленным, но грамотно защищенным одной стеной по периметру. Он напоминал пчелиный улей, в котором проживало 6-7 тыс. человек, демонстрировавших развитую цивилизацию. Они выращивали не менее четырнадцати видов растений, включая пшеницу, ячмень и бобовые, производили напитки, вызывающие брожение, разводили скот и пчел.
"Открытие Чаталхёюка позволило нам получить бесценные сведения о древнем мире. Оно бросает вызов нашим предвзятым представлениям о городском планировании и позволяет заглянуть в сложный мир неолитических обществ", - говорит доктор Эмма Дженкинс, археолог, специализирующийся на доисторических поселениях.
По словам доктора Мехмета Оздогана, известного турецкого археолога, "Чаталхёюк - это свидетельство замечательной социальной организации и культурных достижений его жителей. Он представляет собой ключевую веху в развитии человеческой цивилизации".