/ Новости сайта / Космос / В ближайшие дни на Землю обрушатся магнитные бури
29.11.2023

В ближайшие дни на Землю обрушатся магнитные бури

Четыре солнечных выброса направляются к Земле после серии взрывов на Солнце на этой неделе. Расчетное время прибытия: 30 ноября и 1 декабря.

Самый крупный из выбросов, произошедший 28 ноября, может поглотить некоторые из более ранних, меньших, образуя Каннибальский выброс корональной массы , способный вызвать сильные геомагнитные бури класса G3 с полярными сияниями в средних широтах.

Солнечное пятно  AR3500 взорвалось 28 ноября (1950 UT), вызвав солнечную вспышку класса M9.8 (только немного ниже категории X).

Солнечные бури будут усиливаться

Исследователи из Центра передового опыта в области космических наук Индии (CESSI) сделали революционное открытие, которое может изменить нашу способность прогнозировать солнечную активность. Изучая магнитное поле Солнца и цикл солнечных пятен, команда исследователей обнаружила новую взаимосвязь, которая открывает широкие возможности для более точного прогнозирования.

Солнце, ближайшая к нам звезда, представляет собой массивную сферу горячего ионизированного газа, известного как плазма. Внутри этой плазмы огромные потоки и конвекционные течения взаимодействуют, образуя магнитные поля. Эти магнитные поля проявляются в виде солнечных пятен - темных участков на поверхности Солнца, сопоставимых по размеру с Землей. Солнечные пятна - это центры сильного магнетизма, сила которого примерно в 10 000 раз превышает магнитное поле Земли.

Время от времени магнитные поля солнечных пятен подвергаются сильным нарушениям, что приводит к солнечным магнитным бурям, таким как вспышки и выбросы корональной массы. Эти бури испускают высокоэнергетическое излучение и выбрасывают в космос огромное количество намагниченной плазмы, представляя угрозу для спутников, электросетей и коммуникационных сетей на Земле.

Точное предсказание солнечных бурь всегда было сложной задачей. Наблюдения за солнечными пятнами, ведущиеся с начала 1600-х годов, выявили цикличность. Примерно раз в 11 лет количество солнечных пятен и интенсивность солнечной активности достигают пика, вызывая повышенные возмущения космической погоды. Однако предсказать эти пики оказалось непросто.

Солнечный цикл приводится в движение динамо-машиной, приводимой в движение потоками плазмы внутри Солнца. Этот механизм включает в себя два основных компонента магнитного поля: солнечные пятна и крупномасштабное дипольное поле Солнца, похожее на магнитное поле Земли. Каждые 11 лет дипольное поле также меняет свои полюса.

Опираясь на открытие швейцарского астронома Макса Вальдмейера, сделанное в 1935 году и известное как эффект Вальдмейера, исследователи Приянш Джасвал, Читрадип Саха и Дибьенду Нанди из IISER Kolkata сделали дополнительное открытие. Они обнаружили, что скорость уменьшения дипольного магнитного поля Солнца коррелирует со скоростью нарастания текущего цикла солнечных пятен.

Используя данные, полученные с солнечных обсерваторий, работавших на протяжении десятилетий, команда связала два основных компонента магнитного поля Солнца и обеспечила дополнительную поддержку роли солнечных пятен в процессе солнечного динамо.

Это новое открытие имеет большое значение для предсказания пиков солнечных циклов. Отслеживая скорость уменьшения дипольного магнитного поля Солнца вместе с наблюдениями за солнечными пятнами, ученые теперь могут предсказывать пик текущего цикла. На основе проведенного анализа команда IISER Kolkata предполагает, что пик 25-го солнечного цикла, скорее всего, придется на начало 2024 года, а диапазон неопределенности простирается до сентября 2024 года.

Этот прорыв открывает новые возможности для более точного прогнозирования солнечной активности и возмущений космической погоды. Понимание магнитной динамики Солнца имеет решающее значение не только для прогнозирования космической погоды, но и для защиты технологической инфраструктуры Земли.