/ Новости сайта / Наука и Технологии / Новое исследование раскрывает тайну образования облаков с помощью полевого шпата
24.01.2024

Давно известно, что полевой шпат, обычный минерал, в изобилии встречающийся в земной коре, играет роль в формировании облаков. Однако точный механизм, лежащий в основе этого процесса, до сих пор оставался загадкой. Группа ученых из Венского технологического университета (TU Wein) в Австрии с помощью атомно-силового микроскопа раскрыла секреты влияния полевого шпата на формирование облаков.

Исследователи обнаружили, что способность полевого шпата притягивать молекулы воды делает его идеальным материалом для зарождения пара. Когда молекулы воды прикрепляются к полевошпатовой пыли в атмосфере и замерзают, начинают формироваться облака. Исследуя полевой шпат под микроскопом сверхвысокого разрешения, команда обнаружила, что своеобразная геометрия его поверхности обусловлена крошечными карманами воды, называемыми включениями. При раскалывании породы эти карманы выделяют небольшое количество водяного пара, который прикрепляется к поверхности.

Раскалывание породы и присоединение молекул воды приводит к тому, что сами молекулы воды распадаются на части, образуя гидроксильные группы (OH) - отдельные атомы кислорода и водорода, соединенные вместе. Эти гидроксильные группы играют решающую роль в тесном притяжении между водой и полевым шпатом, служа точками опоры для молекул воды, к которым они могут прикрепиться. Компьютерное моделирование химических реакций подтвердило этот вывод.

"Связь устанавливается очень легко и быстро, к тому же она очень стабильна", - объясняет физик Ульрике Дибольд из ТУ Вайн. Для удаления гидроксильного слоя из полевого шпата потребуется нагреть его до высокой температуры.

Понимание того, как полевой шпат взаимодействует с другими элементами, необходимо для понимания углеродного и калиевого циклов Земли, а также круговорота воды. Кроме того, изучение формирования облаков крайне важно для понимания того, как изменение климата повлияет на атмосферу и облака в будущем.

Предыдущие гипотезы рассматривали влияние атомов калия и дефектов в кристаллической структуре полевого шпата как потенциальные объяснения его эффективности в качестве нуклеационного зерна. Недавнее исследование дает окончательный ответ на этот давний вопрос.

Результаты исследования, опубликованные в журнале Physical Chemistry Letters, проливают свет на роль полевого шпата в формировании облаков и вносят вклад в наше понимание природных циклов Земли.