Генетики восстановили карту мобильности в Римской империи: римляне переезжали почти также часто как современные люди
Международная группа ученых во главе с исследователями из Стэнфордского медицинского университета использовала генетический материал древних скелетов, чтобы составить подробную карту путешествий и миграций во время расцвета империи.
Глобальная мобильность в Риме была практически такой же как сегодня, но очень сильно отличалась от мобильности в Средние века или даже в Новое время.
Международная группа ученых во главе с исследователями из Стэнфордского медицинского университета использовала генетический материал древних скелетов, чтобы составить подробную карту путешествий и миграций во время расцвета империи.
На протяжении тысячелетнего правления Римской империи изолированные народы постепенно объединялись и налаживали связи — через торговые пути, экономическое и политическое сотрудничество и совместные военные усилия. Международная группа ученых во главе с исследователями из Стэнфордского медицинского университета использовала генетический материал древних скелетов, чтобы составить подробную карту путешествий и миграций во время расцвета империи.
В новом исследовании проанализированы ДНК тысяч древних людей, в том числе 204 человек, секвенирование которых ранее не проводилось. Анализ показал, насколько разнообразными были многие территории Римской империи: по крайней мере 8% людей, включенных в исследование, изначально не были выходцами из тех мест Европы, Африки или Азии, в которых они были похоронены.
«До сих пор нам приходилось полагаться на исторические и археологические данные, чтобы собрать воедино картину взаимодействия людей в это время», — говорит Джонатан Притчард, соавтор работы. «Теперь мы можем добавить новые детали, посмотрев с генетической точки зрения».
Генетика и география
Ранее группа Причарда использовала древнюю ДНК для изучения генетического разнообразия людей в самом городе Риме и его окрестностях на протяжении 12 000-летней истории, охватывающей период от каменного века до средневековья. Исследования показали, как быстро Рим становился все более генетически разнообразным примерно ко времени официального основания Рима, датируемого 753 годом до нашей эры.
В новой работе команда задавалась вопросом, насколько такое многообразие было уникальным для Рима, столицы империи, и насколько разнообразными были отдаленные районы. В своем исследовании они сосредоточились на более узком временном интервале — от 3000 лет назад до наших дней — но рассматривали географическую область, охватывающую всю Римскую империю.
Ученые использовали существующие данные ДНК о тысячах скелетов, собранных по всей империи, а также в Центральной Европе, Восточной Европе, Центральной Азии, Великобритании, Северной Европе и Северной Африке. Ученые дополнительно секвенировали 204 новых генома из 53 археологических памятников в 18 странах. Большинство скелетов принадлежало людям, умершим в периоды времени, известные как императорский Рим и поздняя античность, с 1 по 7 век до нашей эры.
«Когда мы начали это исследование, исторических геномов этого периода было не так много, поэтому новые образцы заполнили этот пробел», — говорит соавтор работы Клеменс Вайс.
Первое, что заметила команда, что в течение этого периода генетически менее разнообразными территориями, как правило, были географически изолированные, например, Армянское нагорье, окруженное горами. Однако в большинстве территорий Римской империи были найдены скелеты самого разного генетического происхождения. Особенно разнообразные оказались остров Сардиния, Балканы и некоторые районы Центральной и Западной Европы.
«По большей части наблюдения дополняют гипотезы историков и археологов», — говорит Маргарет Антонио, соавтор статьи. «Например, североафриканская керамика была найдена по всей территории Римской империи. Теперь мы также находим генетические свидетельства людей из Северной Африки, живших на территории современных Италии и Австрии».
Карта связей. Все дороги ведут в Рим
Переселенцы и их потенциальные источники (A) Пропорции переселенцев (красный и розовый) и постоянных жителей (синий) в каждом регионе (B) Карта источников переселенцев. В сетевых визуализациях узлами являются регионы, а направленные ребра проведены от источников к потенциальным мигрантам. Показана полная сеть от источника до цели. (C) Примеры отдельных регионов показаны более подробно.
https://elifesciences.org/articles/79714
Чтобы лучше понять, какие области связаны друг с другом, команда провела большой анализ ДНК скелетов, чье генетическое происхождение не соответствовало тому месту, где они были найдены. Так многие люди, останки которых были обнаружены в Великобритании и Ирландии, скорее всего, были выходцами из Северной или Центральной Европы и гораздо реже происходили из Юго-Западной Европы или Северной Африки. Анализ помог объяснить, как торговые пути и военные экспедиции способствовали генетическому разнообразию.
«Расширение империи было огромным предприятием, потребовавшим тысяч солдат, расширения торговли, добровольного и принудительного перемещения», — говорит Вайс. — «По мере того как империя расширялась, она привлекала все больше и больше людей и увеличивала мобильность на целых континентах».
Исследователи пришли к выводу, что рост мобильности означает, что люди впервые за всю историю путешествовали по всей Европе, Северной Африке и Азии. Хотя в основном анализ древней ДНК показывает диффузию популяций на протяжении многих поколений, но видно, что многие люди в течение своей жизни перемещались на большие расстояния.
Стабильное население
Дорожная сеть Римской империи
Википедия
Новые данные привели исследователей к трудному вопросу. Если бы люди продолжали перемещаться с той же скоростью, что и в течение изучаемого периода, региональные генетические различия постепенно начали бы исчезать. Например, геномы людей в Восточной Европе стали бы неотличимы от геномов людей в Западной Европе и Северной Африке, и наоборот. Однако большинство этих популяций — даже сегодня — остаются генетически обособленными.
Это может быть отчасти потому, что люди не всегда оставляли потомство в местах, где они умерли, а некоторые, вероятно, путешествовали при жизни, но вернулись домой до того, как завели детей.
«Все, что мы можем сказать наверняка, это то, где погибли эти умерли», — говорит Вайс. — «Если кто-то погиб во время военной службы, это, конечно, не означает, что он навсегда переселился в район, где было обнаружено его тело».
Но у команды есть другая гипотеза: мобильность людей резко снизилась после распада Римской империи. У генетиков пока недостаточно данных по последующим периодам, чтобы утверждать это наверняка, но они надеются провести исследования, посвященные Средневековью, Просвещению и Новому времени (эпохе промышленной революции), чтобы сравнить модели мобильности.
На данный момент команда получила представление о том, насколько мобильными были люди во времена Римской империи. «Мы показали, что глобальная мобильность не является чем-то новым; люди в Римской империи действительно путешествовали и переезжали почти так же, как и мы сейчас», — говорит Антонио. — «Они переезжали для торговли и работы. Некоторые люди поселились там, где они переехали, а другие вернулись на родину».