Что происходит с самолетами во время землетрясений
Самое мощное землетрясение в мире произошло в мае 1960 года на территории Чили. Сначала местные жители почувствовали относительно слабые подземные толчки, которые не привели к серьезным разрушением. Но потом, в 15:11 дня по местному времени, учеными был зафиксирован подземный толчок мощностью 9,5 баллов по шкале Рихтера. Он не только разрушил множество зданий и стал причиной смерти людей, но и вызвал цунами, которое накрыло многие земли вплоть до юго-восточной Австралии. У Великого Чилийского землетрясения были большие последствия, самым ужасным из которых была гибель до шести тысяч человек. Во время землетрясений самым опасным местом является поверхность земли, и это логично. А угрожает ли какая-то опасность тем, кто летит в самолете?
Влияние землетрясений на самолеты
О том, может ли пассажирам самолетов угрожать какая-нибудь опасность во время землетрясения на земле, недавно рассказали авторы научного издания IFL Science. Прежде чем ответить на этот вопрос, они предложили разобраться в том, как между собой взаимодействуют атмосфера и поверхность земли.
По их словам, когда земля начинает дрожать, в небо устремляются невидимые для человеческих глаз волны. Они могут подниматься до высоты ионосферы — части земной атмосферы, которая простирается до 1000 километров над поверхностью нашей планеты.
Исходя из этого следует, что во время землетрясений в небе действительно возникают некоторые возмущения. Идущие наверх волны являются звуковыми, и их частота всегда ниже 20 Герц. Колебания на такой частоте называются инфразвуками, и человеческие уши не способны их улавливать.
Инфразвуки никак не могут навредить самолетам
Чем дольше эти волны распространяются вверх по земной атмосфере, тем слабее они становятся. Это похоже на то, как звуковые волны передаются при общении — если собеседник находится далеко, его создаваемые его голосом колебания воздуха не могут дойти до нас и мы ничего не слышим.
Как мы не слышим звуки находящегося далеко человека, так и самолеты не ощущают воздействия землетрясений на расстоянии 10 тысяч метров. Следовательно, когда земная поверхность трясется, летательным аппаратам ничего не угрожает.
Потеря связи между самолетом и диспетчером
Однако, во время землетрясений самолеты могут попасть в неприятности по другой причине. Многие люди об этом даже не догадываются, хотя это вполне логично и ожидаемо.
В 2018 году один из пилотов рассказал, что однажды ему довелось управлять самолетом, когда под ним началось землетрясение. Никакой тряски ни он, ни пассажиры не ощутили — как и говорилось, летательные аппараты находятся слишком высоко, чтобы атмосферные волны как-то на них повлияли.
Во время полета у самолеты возникли проблемы с навигацией, и пилоты не могли понять, в какую сторону им можно лететь. Дело в том, что во время землетрясения на земле отключилось электричество, и авиадиспетчеры не могли контролировать полеты. Из-за отсутствия связи с землей, самолет мог столкнуться с другим летательным средством, что стало бы причиной ужасной катастрофы. К счастью, пилотам не пришлось долго лететь вслепую, потому что в авиадиспетчерской включили запасное питание и связь была налажена.
Из-за проблем на земле, самолеты могут потерять навигацию
То, что во время землетрясений самолет может потерять связь, звучит пугающе. Особенно это пугает тем, что такое уже происходило. К счастью, на станциях управления воздушным движением уже давно есть аварийные генераторы для выработки электроэнергии. Вдобавок к этому, у пилотов и диспетчеров есть заранее подготовленные планы действий при землетрясениях, наводнениях, извержениях вулканов и других стихийных бедствиях.
В конечном итоге получается, что если во время авиаперелета под самолетом произойдет землетрясение, пассажиры об этом даже не будут знать. Новости дойдут до их только после посадки, и никакая опасность им не будет угрожать. Вообще, небо является более безопасным местом, чем поверхность Земли — не стоит забывать, что в авариях умирает больше человек, чем в авиакатастрофах.