/ Новости сайта / Наука и Технологии / В Иркутске обнаружили дыру в ионосфере после взрыва ракеты Starship
29.08.2024

В Иркутске обнаружили дыру в ионосфере после взрыва ракеты Starship

Ученые иркутского Института солнечно-земной физики СО РАН впервые зафиксировали необычную плазменную дыру в ионосфере после взрыва космического корабля Starship. Этот поможет лучше понять устройство околоземного космического пространства, сообщило официальное издание СО РАН "Наука в Сибири".

В ноябре 2023 года компания Илона Маска SpaceX осуществляла второй испытательный полет космического корабля Starship массой 5 тыс. тонн. Примерно через 2 минуты и 40 секунд после старта первая ступень отделилась от аппарата и взорвалась на высоте 90 км. Основной модуль продолжил подъем на высоту 149 км и был подорван автономной системой безопасности.

"Международная команда исследователей с участием специалистов из Института солнечно-земной физики СО РАН (Иркутск) нашла необычные последствия в ионосфере (верхний слой атмосферы планеты c высокой концентрацией свободных ионов и электронов - прим. ТАСС) в результате взрыва сверхтяжелого космического корабля Starship 18 ноября 2023 года", - пишет издание.

По словам ведущего научного сотрудника ИСЗФ СО РАН, доктора физико-математических наук Юрия Ясюкевича, запуск ракеты и взрыв вызвали неожиданный отклик в ионосфере. "Космический корабль летел со скоростью, превышающей скорость звука, и образовывал конусообразные атмосферные ударно-акустические волны - что-то похожее на волны, идущие вслед за быстро движущимся катером. Они имели очень большую амплитуду, но самым неожиданным было то, что наблюдалось много колебаний и что волны распространялись в северном направлении. Обычно при запусках космических аппаратов наблюдают распространение волн на юг. <…> Взрыв космического корабля привел к образованию плазменной (ионосферной) дыры - состояния ионосферы, когда из нее исчезают заряженные электроны. Обычно такие дыры образуются в результате химических процессов в ионосфере из-за взаимодействия с топливом двигателей", - пояснил Ясюкевич.

По словам ученого, это первый случай обнаружения нехимической плазменной дыры, образовавшейся в результате техногенного взрыва. "Подобные катастрофические явления, такие как взрыв корабля Starship, интересны именно потому, что можно увидеть эффекты, которые при более слабых событиях аппаратура не способна обнаружить. Анализируя данные и разбираясь в их природе, мы глубже понимаем устройство ионосферы, природу явлений, которые в ней происходят: как заряженные частицы взаимодействуют с нейтральными, как образуются нетипичные волны, которые мы наблюдали. Все это вместе работает на очень важную задачу - понять устройство околоземного космического пространства и использовать его как естественный детектор процессов в различных геосферах", - пояснил ученый.