Осязаемые голограммы: теперь их можно брать и двигать руками
Исследователи впервые создали трёхмерные изображения в воздухе, с которыми можно взаимодействовать руками. В команду вошли доктор Элоди Бузбиб из Университета Наварры (UPNA), Иосуне Сарасате, Унаи Фернандес, Мануэль Лопес-Амо, Иван Фернандес, Иниго Эскурдия и Асьер Марсо (последние двое — из Института умных городов).
Чем это отличается от киношных голограмм?
«То, что мы видим в фильмах и называем голограммами, — это обычно объёмные дисплеи, — поясняет Бузбиб. — Они создают графику в воздухе, которую можно рассматривать с разных углов без VR-очков. Это настоящая 3D-графика. Их главное преимущество — естественное взаимодействие: пользователи просто подходят и начинают управлять объектами».
Однако коммерческие аналоги (например, от Voxon Photonics или Brightvox Inc.) не позволяют напрямую взаимодействовать с голограммами.
Как это работает?
В основе технологии — быстро колеблющаяся пластина-диффузор (2 880 изображений в секунду).
Благодаря инерции зрения, картинки на разных высотах воспринимаются как единый объёмный объект.
Проблема: обычный диффузор жёсткий — при контакте с рукой он может сломаться или травмировать пользователя.
Решение:
Учёные заменили жёсткий диффузор на эластичный, подобрав материал с оптимальными оптическими и механическими свойствами.
«Гибкие материалы деформируются, поэтому требуется коррекция изображения», — добавляет Бузбиб.
Примеры использования
Образование: сборка деталей двигателя в 3D.
Музеи: посетители могут трогать виртуальные экспонаты без VR-шлемов.
Коллаборация: несколько пользователей работают с голограммой одновременно.
«Мы привыкли к сенсорным экранам — теперь те же интуитивные жесты можно применять к 3D-объектам», — говорит Асьер Марсо.
Технологию представят на конференции CHI 2025 в Йокохаме (Япония), где соберутся 4 000 учёных и компании вроде Microsoft, Meta, Apple и Adobe.