Загадка царства пресвитера Иоанна: Эфиопия, которой не было на карте?
Существует гипотеза, что история древней Абиссинии была искусственно «удлиннена» и облагорожена, чтобы создать образ единственного христианского царства в окружении иноверцев.
Эфиопия занимает в нашем воображении особое место. Это страна-легенда, последний оплот могущественного христианского царства, берущего начало от самого царя Соломона и царицы Савской. Её история кажется непрерывной нитью, протянутой через тысячелетия. Но что, если эта нить была искусно соткана в гораздо более поздние времена? Согласно альтернативным исследованиям, привычный образ древней Эфиопии — это грандиозный исторический проект, призванный легитимизировать её владычество и уникальность на мировой арене.
Центральным элементом этой гипотезы является легенда о Соломоне и Савской. Эта история, изложенная в эфиопском национальном эпосе «Кебра Нагаст» («Слава Царей»), служит краеугольным камнем для обоснования божественного происхождения царской династии. Однако критики обращают внимание на то, что сам эпос в его современном виде оформился лишь в XIV веке, хотя претендует на описание событий X века до нашей эры. Нет никаких современных тем событиям внеэфиопских источников, которые бы подтверждали столь тесную связь двух монархов. Возникает вопрос: не является ли эта сакральная история политическим заказом, предназначенным для укрепления власти и создания национальной идеи в период позднего Средневековья?
Другой пласт сомнений связан с археологией. Знаменитые стелы в Аксуме и высеченные в скалах церкви в Лалибэле, безусловно, являются впечатляющими памятниками. Но их точная датировка остаётся предметом острых дискуссий. Сторонники критического подхода указывают на то, что стилистика и технологии строительства этих объектов имеют удивительные параллели с более поздними или даже соседними культурами. Они предполагают, что хронология могла быть сознательно сдвинута вглубь веков, чтобы создать иллюзию преемственности и древности государства, способного соперничать с Византией и Римом.
Даже статус Эфиопии как единственного в Африке независимого христианского государства ставит перед нами интересные вопросы. Этот образ активно культивировался в Европе, где Эфиопия долгое время отождествлялась с мифическим царством пресвитера Иоанна — могущественного христианского правителя Востока. Взаимная заинтересованность — Европы в поиске союзника против ислама и Эфиопии в получении международного признания — могла способствовать созданию и закреплению в массовом сознании идеализированного и сильно мифологизированного образа страны.
Таким образом, согласно этой гипотезе, Эфиопия предстаёт не как пассивный объект истории, а как её активный и гениальный творец. Её правящие элиты, возможно, осознанно и искусно сконструировали величественное прошлое, чтобы сплотить народ, обосновать свои территориальные претензии и занять особое место на геополитической карте мира. За фасадом древних хроник и священных текстов может скрываться сложная и многослойная работа по созданию одной из самых устойчивых исторических легенд, где реальные события тесно переплелись с политическим мифом.

