Тихая пандемия
Сейчас проходит Всемирная неделя знаний об антимикробных препаратах и борьбы с антимикробной резистентностью. Это ежегодное мероприятие — антибиотикорезистентность сегодня вызывает множество опасений. И эти страхи вполне оправданны. Угроза появления устойчивых к противомикробным препаратам бактерий вполне реальная и даже имеет свое негласное название — тихая пандемия.
Согласно данным научных исследований и расчетов, опубликованных Всемирной организацией здравоохранения, другими организациями ООН и учеными, антибиотикорезистентность стала одной из десяти угроз для системы здравоохранения и сельского хозяйства. Причем, по данным систематического анализа, опубликованного в авторитетном издании The Lancet, в 2019 году из-за устойчивости бактерий к антибиотикам умерли 1,27 млн человек. Если сейчас ничего не предпринять, то эта цифра будет только расти и к 2050 году достигнет 10 млн, что выше, чем ожидается от онкологии.
Сто лет назад был создан пенициллин, благодаря которому началась новая эра в медицине — эра антибиотиков. Они позволили нам лечить инфекции, прежде считавшиеся не поддающимися лечению. Но поверив в силу антибиотиков, мы стали ими злоупотреблять. Самостоятельно назначали себе при простуде, которая чаще всего вызывается вирусами, против которых антибиотик бесполезен — он работает только против бактерий. Изменяли дозу или бросали прием на середине курса, если почувствовали себя лучше.
Таким образом, бактерии всё это время получали своеобразную прививку: те, которые не погибли от антибиотика, вырабатывали устойчивость к нему и передавали ее другим микроорганизмам.
Таких резистентных бактерий становится всё больше, поэтому поиск новых антибиотиков идет постоянно. Разрабатываются препараты с новой химической структурой, позволяющей преодолевать механизмы устойчивости бактерий. Тем не менее полностью решить эту проблему по-прежнему не удается.
Самое страшное, к чему приводит резистентность (или устойчивость) к антибиотикам, это невозможность лечить инфекции. Сегодня велик риск, что те болезни, которые, казалось бы, мы победили, снова станут смертельно опасными. Сепсис, пневмония, туберкулез — их не вылечить без антибиотиков. Станут невозможными и многие хирургические вмешательства — Кесарево сечение, трансплантация. Обо всем этом придется забыть!
Это не значит, что следует полностью отказаться от антибиотиков, да это и невозможно. Но можно реже их применять. Согласно данным научных исследований, при снижении интенсивности применения антибиотиков, к которым была выявлена резистентность, у некоторых видов бактерий возвращается чувствительность к данным веществам.
Хочется еще раз напомнить, что антибиотики можно принимать лишь по рекомендациям врача, который имеет квалификацию и знания для дифференциации симптомов различных инфекций. Врач может определить природу возбудителя заболевания, отличить вирусную инфекцию от бактериальной, а при необходимости назначить дополнительные анализы для диагностики возбудителя и его чувствительности к антибиотикам. Знает, какие лекарственные препараты необходимо принимать при том или ином заболевании, в каких дозах и с какой частотой, какие противопоказания есть для приема тех или иных антибиотиков.
Сопоставить все данные в анамнезе пациента, проанализировать и назначить лечение может только врач с соответствующим образованием! Врачи проходят постоянное, непрерывное обучение и повышение своей квалификации. Многие регулярно посещают мероприятия, где делятся опытом и знаниями, которые впоследствии могут применять на практике.
А вот у пациента просто нет такого багажа знаний и опыта. И в случае сомнений в квалификации врача пациент может обратиться к другому специалисту для консультации и получить второе мнение. Но он ни в коем случае не должен заниматься самолечением. Если мы хотим, чтобы антибиотики остались в арсенале врача и по-прежнему эффективно боролись с инфекциями.
Автор — руководитель научной группы антибиотикорезистентности пищевых патогенов ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, руководитель Референс-центра Роспотребнадзора по мониторингу остаточного количества антибиотиков в продовольственном сырье и пищевых продуктах и антибиотикорезистентности бактерий

