Гелиофизик предположила последствия полярных сияний для Солнца
Мощная геомагнитная буря на минувшей неделе принесла редкие и яркие полярные сияния, которые наблюдали даже во Флориде и Мексике. Гелиофизик из Института Юго-Западных Исследований Лиза Аптон в беседе с журналом Scientific American 19 ноября рассказала, чего ждать от Солнца после столь мощных вспышек.
Солнечная активность возрастает и снижается в течение 11 лет и оценивается по числу солнечных пятен — темных участков на поверхности звезды, связанных с магнитной активностью. Пик текущего цикла, называемого Циклом 25, пришелся на октябрь 2024 года. После него число пятен немного уменьшилось, но остается относительно высоким.
Аптон ожидает дальнейшего снижения количества пятен. Однако солнечная активность сложнее, чем кажется. Хотя солнечные пятна связаны со вспышками, фаза снижения активности часто связана с большей активностью, чем можно предположить. Такая активность известна как «явления космической погоды» и может включать в себя вспышки высокоэнергетического света и корональные выбросы массы.
Именно в фазе спада чаще возникают солнечные вспышки и корональные выбросы — огромные облака плазмы и магнитного поля. Такие выбросы могут повреждать спутники, нарушать работу GPS и связи, а также влиять на энергосистемы. Опасность исходит не от всех пятен — а от самых больших и сложных. Хотя вспышки происходят рядом с пятнами, не каждое из них потенциально опасно. Наибольший риск связан с крупными и магнитно сложными образованиями.
«Когда они начинают взаимодействовать друг с другом, они с большей вероятностью запутываются и становятся взрывоопасными», — отметила Аптон.
Особенно такие «встречи» характерны для поздней фазы максимума, когда пятна смещаются ближе к солнечному экватору и чаще оказываются рядом друг с другом. Активная область, вызвавшая недавние сияния, получила название AR4274. К текущему моменту Солнце повернулось, и она ушла на его обратную сторону. Но это не значит, что она исчезла. Существует вероятность, что через две недели она вновь повернется к Земле.
«Я думаю, мы увидим, как она вернется. Главный вопрос в том, продолжит ли она расти, оказавшись по ту сторону, или успокоится», — добавила Аптон.
Ученые следят за AR4274 с помощью гелиосейсмологии — метода, позволяющего «прослушивать» солнечные колебания и по ним определять структуры на скрытой стороне звезды.
Кроме основного 11-летнего цикла, внутри него существуют короткие колебания длительностью 1–2 года, вызывающие временное усиление активности. В циклах с низким максимумом, как нынешний, такие пики заметнее. Поэтому Аптон ожидает небольшого увеличения активности примерно через год-два. Но в целом цикл 25 уже идет к минимуму, который ожидается к 2030–2031 годам.

