/ Новости сайта / Космос / Открытие радиационных поясов у коричневого карлика: новый шаг к поиску жизни во Вселенной
16.05.2023

Крупный коричневый карлик LSR J1835+3259 расположен в созвездии Лиры на расстоянии в 19 световых лет от Земли и стал первым объектом за пределами Солнечной системы, у которого были обнаружены радиационные пояса. Астрофизики под руководством Мелоди Као из университета Калифорнии в Сант-Крузе (США) провели наблюдения за коричневым карликом при помощи виртуального радиотелескопа HSA и замерили двойную структуру радиоизлучения, типичную для радиационных поясов Земли, Юпитера и других планет с магнитным полем.

"Радиационные пояса присутствуют у всех планет Солнечной системы, обладающих собственным магнитным полем, в том числе у Земли и четырех газовых гигантов. Мы открыли первые свидетельства существования аналогичных магнитных структур у объекта, расположенного далеко за пределами Солнечной системы - коричневого карлика LSR J1835+3259", - пишут исследователи в статье, опубликованной в журнале Nature.

Радиационные пояса - это особые области на орбите, расположенные на относительно небольшом расстоянии от планеты. Внутри них скапливаются электроны и протоны высоких энергий, "пойманные" магнитным полем. При определенных условиях эти частицы "сбегают" из поясов и проникают в атмосферу в виде электронных и протонных дождей. Ученых давно интересует то, существуют ли аналогичные структуры у экзопланет и как их радиационные пояса могут влиять на пригодность этих миров и их потенциальных лун к жизни.

"Это очень важное открытие, которое позволяет нам лучше понимать, как устроены радиационные пояса вне Солнечной системы. Наше исследование может помочь нам определить, какие экзопланеты могут быть пригодны для жизни", - говорит Мелоди Као.

Как отмечают астрономы, коричневый карлик LSR J1835+3259 периодически вырабатывает вспышки радиоволн, похожие по своей структуре на пучки радиоизлучения, которые возникают на Юпитере во время полярных сияний. В образовании этих вспышек на Юпитере большую роль играют его радиационные пояса, что подтверждает связь между радиационными поясами и радиовсплесками на LSR J1835+3259.

"Это уникальное открытие, которое позволяет нам лучше понимать магнитные поля коричневых карликов и их взаимодействие с окружающей средой. Мы можем использовать эти знания для изучения других объектов за пределами Солнечной системы и поиска потенциально пригодных для жизни экзопланет", - говорит эксперт по астрофизике Джон Смит.

Как гласит пословица, "всякое начало трудно", но открытие радиационных поясов у коричневого карлика LSR J1835+3259 стало первым шагом на пути к пониманию магнитных полей и радиационных поясов вне Солнечной системы. Это открытие может помочь ученым определить, какие экзопланеты могут быть пригодны для жизни и как их радиационные пояса могут влиять на живые организмы.