Вход / Регистрация
20.12.2024, 21:00
Таинственная смерть экспедиции Дятлова
На границе Республики Коми и Свердловской области, в горах Северного Урала есть место, которое вправе претендовать на звание российского «бермудского треугольника» — склон вершины 1079 или, по-местному, горы Холат-Сяхыл. С мансийского ее название переводится как «Гора мертвецов» — так это место манси назвали из-за легенды о гибели во время всемирного потопа на этой горе девятерых охотников. Люди при загадочных обстоятельствах здесь пропадали и умирали неоднократно (обычно группами по девять человек). А 45 лет назад, 1 февраля 1959 года, не понятно отчего, на этом склоне погибли девять свердловских туристов. После этого Холат-Сяхыл получила свое второе название — «Перевал Дятлова». Про гибель молодых туристов написано почти столько же, сколько про тайну Бермуд, снежного человека или Несси. Но что именно погубило свердловчан, так и осталось загадкой.
Началась история 23 января 1959 года, когда пятеро студентов Уральского политехнического института, три инженера — выпускники того же вуза — и инструктор турбазы вышли в 22-дневный лыжный поход протяженностью триста километров высшей категории сложности. Во время похода было запланировано и восхождение на гору Отортен (в переводе — «Не ходи туда», или «Гора, откуда дует ветер»), возле которой находится Холат-Сяхыл. Первоначально на гору планировали подняться одиннадцать человек, но один из студентов остался дома из-за «хвостов», а другой участник экспедиции в последний момент сошел с трассы из-за приступа радикулита. В результате в группе остались семеро парней и две девушки. Руководил ими опытный Игорь Дятлов, в честь которого впоследствии и назвали перевал.
В ночь с 1 на 2 февраля туристы разбили лагерь на склоне горы в трехстах метрах от вершины Холат-Сяхыл и в 10 километрах от горы Отортен. Здесь и случилось то, что уже полвека не дает покоя исследователям необычного. Вечером, во время подготовки к ужину и выпуска стенгазеты «Вечерний Отортен», ребят что-то смертельно напугало. Причем так сильно, что они, разрезав палатку изнутри, в панике бросились бежать по склону вниз. Некоторые позже пытались вернуться к костру и палатке, но на обратном пути их настигла смерть.
В Свердловске долго ждали телеграммы о возвращении туристов. Когда прошли все сроки, начались поиски. 20 февраля руководством института по маршруту Дятлова была отправлена первая поисковая группа, а затем еще несколько групп. В дальнейшем поисковые работы приняли еще больший размах — в них были задействованы солдаты и офицеры МВД, самолеты и вертолеты гражданской и военной авиации. И только спустя 25 дней поисковики обнаружили разрезанную изнутри палатку со всеми вещами, одеждой и продуктами, а поодаль — пять замерзших трупов. Цепочка следов сохранилась на протяжении полукилометра. Причем некоторые убегали босыми и полураздетыми. Двое лежали в одном нижнем белье под огромным кедром возле кострища (видимо, отбежав от палатки, ребята замерзли, но вернуться почему-то не смогли, вот и развели костер), еще трое замерзли на обратном пути между кедром и палаткой. Труп Игоря Дятлова застыл полусидя-полулежа возле маленькой березки, за ствол которой он держался перед кончиной. Ближе всех к палатке лежал труп Зины Колмогоровой. Все умерли от переохлаждения, лишь у одного оказалась травма — трещина черепа.
Несколько месяцев искали остальных. И только в начале мая под толщей снега и льда на берегу реки Лозьва нашли четыре трупа. Все они оказались с серьезными переломами костей и различными травмами внутренних органов. По словам очевидцев, у некоторых трупов кожа была фиолетового или оранжевого цвета, а у девушки даже отсутствовал язык. Спецорганы предлагали родным погибших похоронить их в ближайшем к перевалу поселке, но те настояли, чтобы трупы привезли домой. Всех ребят похоронили в братской могиле на Михайловском кладбище в Свердловске, а в начале 1960-х на месте гибели туристов установили мемориальную доску с их именами и надписью «Их было девять».
За полвека перевал стал настоящей «меккой» для всех любителей аномального. Несколько хорошо снабженных экспедиций пытались докопаться до истины, которая, как известно, всегда «где-то рядом». К сожалению или к счастью, я пока не успел лично побывать на перевале Дятлова. Но вот уже около двадцати лет собираю архив публикаций, посвященных этому аномальному месту. Кроме газетных заметок, в собрании есть художественные повести Анны Матвеевой «Перевал Дятлова» и Юрия Ярового «Высшей категории трудности». Начало необычной коллекции положила перепечатанная в «МС» на заре перестройки заметка из РИА «Новости»: «Туристов убило НЛО». Автор сообщала, что некие экстрасенсы, «пообщавшись с цивилизацией, расположенной вблизи Сатурна», узнали, что туристов убил загадочный «шар-смертоносец». Из других источников удалось узнать, что немногочисленные жители окрестных мест и студенты из расположившейся неподалеку другой туристической группы 1 и 2 февраля 1959 года действительно видели над «Горой мертвецов» бесшумно летающие желтые огненные шары. Только при чем тут Сатурн?
Несколько раз я общался с людьми, имеющими свои версии произошедшего в аномальной зоне. По подсчетам специалистов-"дятловедов", существует уже несколько десятков версий разной степени правдоподобности. Руководитель организации «Космопоиск» Вадим Чернобров собрал 17 версий, в моей коллекции чуть больше. Самая экзотическая из них — «арийская», согласно которой туристы случайно вышли к одному из входов в древние арийские подземные сокровищницы и были убиты его хранителями. Как вариант этой версии в романе Сергея Алексеева «Сокровища Валькирии» описана история «карликов Арктиды», также охраняющих сокровища в недрах Урала. Другие версии: туристы стали жертвой испытаний атомного, натриевого или вакуумного оружия, или, если они явились невольными свидетелями испытаний, их «зачистили» спецслужбы. В причинах гибели фигурируют также замерзание, лавина, нападение медведя, снежного человека или беглых зэков, НЛО, шаровая молния, отравление спиртом и т.д.
Одна из первых версий — туристов погубили местные жители — ханси (именно так недавно «скрестил» названия двух угорских народов — хантов и манси — один из известных российских исследователей аномального). Недовольство коренных обитателей Урала могло вызвать то, что свердловчане разбили лагерь в священной роще, а до этого якобы разграбили жертвоприношения в лесных кумирнях. Как вспоминает в одном из интервью первый следователь по делу о погибших туристах, «Москве требовалась приличная версия без всяких атомных взрывов и НЛО», поэтому на манси и хотели «повесить глухаря». Некоторых оленеводов тогда даже арестовали. Спас народ шаман Степан Куриков, который дошел до Свердловского обкома партии. Манси вызвали подозрение и по той причине, что недалеко от Холат-Сяхыл находились их стойбища, а сама гора для них — святыня. Кроме того, в походном дневнике «дятловцев» описаны встречи с манси.
Свою «хантыйскую» версию мне рассказал бывший журналист «МС», а ныне москвич Анатолий Саков, с которым мне довелось поработать десять лет назад. Ему, в свою очередь, эту байку поведал геолог, который, по его словам, участвовал в поиске группы Дятлова. Сам же он услышал ее от хантов — свидетелей того, что произошло в горах в феврале 1959 года. По словам оленеводов, туристы тогда совсем обнаглели — обворовывали охотничьи избушки, забирали добычу из капканов и ловушек, дошли до святотатства: грабили могильники и места священных жертвоприношений хантов. Якобы в рюкзаках мертвых туристов обнаружили меха соболя и куницы, заготовки для пим, серебряные и золотые украшения. Шаман приходил с увещеваниями в их палатку, но они подняли его на смех. И тогда он «вызвал» камланием духов гор, а для большего эффекта подсыпал в чайник сушеного мухомора. Выпив подобного чайку, под звуки шаманского бубна туристы увидели древних духов Урала. И от страха разбежались вниз по склону, где, не приходя в сознание, замерзли. Ханты — в древности народ воинственный, но вряд ли они решились бы на убийство и уж тем более не стали бы об этом рассказывать всем подряд. Но придумать «страшилку» вполне могли. Хотя бы для того, чтобы туристы впредь не трогали их святынь и не обворовывали капканы. К тому же в материалах дела отмечено, что «произведенным расследованием 1 и 2 февраля 1959 года в районе высоты „1079" других людей, кроме группы туристов Дятлова, не установлено. Установлено также, что население народности манси, проживающее в 80–100 км от этого места, относится к русским дружелюбно, предоставляет туристам ночлег, оказывает им помощь и т.п. Место, где погибла группа, в зимнее время считается у манси не пригодным для охоты и оленеводства».
Другая, сыктывкарская, версия, которая была выдвинутая местным журналистом Владимиром Овчинниковым, — туристы стали жертвой загадочного природного явления — ветра «шувгей» (от коми слова шувгыны — бушевать, шуметь). В коми мифологии шувгей известен тем, что похищает людей, носит их над лесом, а похищенный в этот момент становится невидимым для всех остальных. А когда жертва шувгея через несколько дней или даже недель возвращается в мир из дремучей чащобы, куда его занес ветер, то ничего не может вспомнить из своих скитаний, заболевает эпилепсией, теряет разум или начинает заикаться. Но похищенные шувгеем не погибают и телесных повреждений (кроме комариных укусов и царапин) не имеют, поэтому сложно понять, почему автор гипотезы «унесенных ветром» решил «свалить» вину на него.
Инженер-механик из Печоры Виктор Табаринов высказал предположение, что туристы погибли под воздействием инфразвука, который мог образоваться в горах. Впрочем, до него эту версию уже неоднократно высказывали. «Ветер, огибая вершины перевала, задевает поверхность земли, заставляет вибрировать отдельные частицы грунта, — объясняет он свою версию. — Так рождается смертельный инфразвук. Он и стал убийцей туристов». Как известно, человеческое ухо воспринимает звуковые колебания с частотой от 16 до 20.000 колебаний в секунду. А то, что от «16 и меньше», — неслышимый инфразвук, который, воздействуя на организм, может вызвать слепоту, помрачение ума, беспричинный страх и — при определенных частотах — даже смерть от остановки сердца. Но эта версия не объясняет, почему у части погибших были множественные переломы и неестественный цвет кожи.
«Учитывая отсутствие наружных телесных повреждений и признаков борьбы, наличие всех ценностей группы, а также принимая во внимание заключение судебно-медицинской экспертизы о причинах смерти туристов, следует считать, что причиной гибели туристов явилась стихийная сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии», — такое заключение в мае 1959 года дали прокурор-криминалист Иванов и начальник следственного отдела Лукин. Остается только добавить, что с тех пор разгадка таинственной «стихийной силы» так и не была найдена, и ни одна из выдвинутых почти за полвека версий так и не стала общепринятой. А, значит, тайна «Горы мертвецов» еще долго будет волновать исследователей мира необычного.
Их было девять
Началась история 23 января 1959 года, когда пятеро студентов Уральского политехнического института, три инженера — выпускники того же вуза — и инструктор турбазы вышли в 22-дневный лыжный поход протяженностью триста километров высшей категории сложности. Во время похода было запланировано и восхождение на гору Отортен (в переводе — «Не ходи туда», или «Гора, откуда дует ветер»), возле которой находится Холат-Сяхыл. Первоначально на гору планировали подняться одиннадцать человек, но один из студентов остался дома из-за «хвостов», а другой участник экспедиции в последний момент сошел с трассы из-за приступа радикулита. В результате в группе остались семеро парней и две девушки. Руководил ими опытный Игорь Дятлов, в честь которого впоследствии и назвали перевал.
В ночь с 1 на 2 февраля туристы разбили лагерь на склоне горы в трехстах метрах от вершины Холат-Сяхыл и в 10 километрах от горы Отортен. Здесь и случилось то, что уже полвека не дает покоя исследователям необычного. Вечером, во время подготовки к ужину и выпуска стенгазеты «Вечерний Отортен», ребят что-то смертельно напугало. Причем так сильно, что они, разрезав палатку изнутри, в панике бросились бежать по склону вниз. Некоторые позже пытались вернуться к костру и палатке, но на обратном пути их настигла смерть.
В Свердловске долго ждали телеграммы о возвращении туристов. Когда прошли все сроки, начались поиски. 20 февраля руководством института по маршруту Дятлова была отправлена первая поисковая группа, а затем еще несколько групп. В дальнейшем поисковые работы приняли еще больший размах — в них были задействованы солдаты и офицеры МВД, самолеты и вертолеты гражданской и военной авиации. И только спустя 25 дней поисковики обнаружили разрезанную изнутри палатку со всеми вещами, одеждой и продуктами, а поодаль — пять замерзших трупов. Цепочка следов сохранилась на протяжении полукилометра. Причем некоторые убегали босыми и полураздетыми. Двое лежали в одном нижнем белье под огромным кедром возле кострища (видимо, отбежав от палатки, ребята замерзли, но вернуться почему-то не смогли, вот и развели костер), еще трое замерзли на обратном пути между кедром и палаткой. Труп Игоря Дятлова застыл полусидя-полулежа возле маленькой березки, за ствол которой он держался перед кончиной. Ближе всех к палатке лежал труп Зины Колмогоровой. Все умерли от переохлаждения, лишь у одного оказалась травма — трещина черепа.
Несколько месяцев искали остальных. И только в начале мая под толщей снега и льда на берегу реки Лозьва нашли четыре трупа. Все они оказались с серьезными переломами костей и различными травмами внутренних органов. По словам очевидцев, у некоторых трупов кожа была фиолетового или оранжевого цвета, а у девушки даже отсутствовал язык. Спецорганы предлагали родным погибших похоронить их в ближайшем к перевалу поселке, но те настояли, чтобы трупы привезли домой. Всех ребят похоронили в братской могиле на Михайловском кладбище в Свердловске, а в начале 1960-х на месте гибели туристов установили мемориальную доску с их именами и надписью «Их было девять».
Арийцы и карлики Арктиды
За полвека перевал стал настоящей «меккой» для всех любителей аномального. Несколько хорошо снабженных экспедиций пытались докопаться до истины, которая, как известно, всегда «где-то рядом». К сожалению или к счастью, я пока не успел лично побывать на перевале Дятлова. Но вот уже около двадцати лет собираю архив публикаций, посвященных этому аномальному месту. Кроме газетных заметок, в собрании есть художественные повести Анны Матвеевой «Перевал Дятлова» и Юрия Ярового «Высшей категории трудности». Начало необычной коллекции положила перепечатанная в «МС» на заре перестройки заметка из РИА «Новости»: «Туристов убило НЛО». Автор сообщала, что некие экстрасенсы, «пообщавшись с цивилизацией, расположенной вблизи Сатурна», узнали, что туристов убил загадочный «шар-смертоносец». Из других источников удалось узнать, что немногочисленные жители окрестных мест и студенты из расположившейся неподалеку другой туристической группы 1 и 2 февраля 1959 года действительно видели над «Горой мертвецов» бесшумно летающие желтые огненные шары. Только при чем тут Сатурн?
Несколько раз я общался с людьми, имеющими свои версии произошедшего в аномальной зоне. По подсчетам специалистов-"дятловедов", существует уже несколько десятков версий разной степени правдоподобности. Руководитель организации «Космопоиск» Вадим Чернобров собрал 17 версий, в моей коллекции чуть больше. Самая экзотическая из них — «арийская», согласно которой туристы случайно вышли к одному из входов в древние арийские подземные сокровищницы и были убиты его хранителями. Как вариант этой версии в романе Сергея Алексеева «Сокровища Валькирии» описана история «карликов Арктиды», также охраняющих сокровища в недрах Урала. Другие версии: туристы стали жертвой испытаний атомного, натриевого или вакуумного оружия, или, если они явились невольными свидетелями испытаний, их «зачистили» спецслужбы. В причинах гибели фигурируют также замерзание, лавина, нападение медведя, снежного человека или беглых зэков, НЛО, шаровая молния, отравление спиртом и т.д.
Ханси не виноваты
Одна из первых версий — туристов погубили местные жители — ханси (именно так недавно «скрестил» названия двух угорских народов — хантов и манси — один из известных российских исследователей аномального). Недовольство коренных обитателей Урала могло вызвать то, что свердловчане разбили лагерь в священной роще, а до этого якобы разграбили жертвоприношения в лесных кумирнях. Как вспоминает в одном из интервью первый следователь по делу о погибших туристах, «Москве требовалась приличная версия без всяких атомных взрывов и НЛО», поэтому на манси и хотели «повесить глухаря». Некоторых оленеводов тогда даже арестовали. Спас народ шаман Степан Куриков, который дошел до Свердловского обкома партии. Манси вызвали подозрение и по той причине, что недалеко от Холат-Сяхыл находились их стойбища, а сама гора для них — святыня. Кроме того, в походном дневнике «дятловцев» описаны встречи с манси.
Свою «хантыйскую» версию мне рассказал бывший журналист «МС», а ныне москвич Анатолий Саков, с которым мне довелось поработать десять лет назад. Ему, в свою очередь, эту байку поведал геолог, который, по его словам, участвовал в поиске группы Дятлова. Сам же он услышал ее от хантов — свидетелей того, что произошло в горах в феврале 1959 года. По словам оленеводов, туристы тогда совсем обнаглели — обворовывали охотничьи избушки, забирали добычу из капканов и ловушек, дошли до святотатства: грабили могильники и места священных жертвоприношений хантов. Якобы в рюкзаках мертвых туристов обнаружили меха соболя и куницы, заготовки для пим, серебряные и золотые украшения. Шаман приходил с увещеваниями в их палатку, но они подняли его на смех. И тогда он «вызвал» камланием духов гор, а для большего эффекта подсыпал в чайник сушеного мухомора. Выпив подобного чайку, под звуки шаманского бубна туристы увидели древних духов Урала. И от страха разбежались вниз по склону, где, не приходя в сознание, замерзли. Ханты — в древности народ воинственный, но вряд ли они решились бы на убийство и уж тем более не стали бы об этом рассказывать всем подряд. Но придумать «страшилку» вполне могли. Хотя бы для того, чтобы туристы впредь не трогали их святынь и не обворовывали капканы. К тому же в материалах дела отмечено, что «произведенным расследованием 1 и 2 февраля 1959 года в районе высоты „1079" других людей, кроме группы туристов Дятлова, не установлено. Установлено также, что население народности манси, проживающее в 80–100 км от этого места, относится к русским дружелюбно, предоставляет туристам ночлег, оказывает им помощь и т.п. Место, где погибла группа, в зимнее время считается у манси не пригодным для охоты и оленеводства».
Унесенные ветром, оглушенные звуком
Другая, сыктывкарская, версия, которая была выдвинутая местным журналистом Владимиром Овчинниковым, — туристы стали жертвой загадочного природного явления — ветра «шувгей» (от коми слова шувгыны — бушевать, шуметь). В коми мифологии шувгей известен тем, что похищает людей, носит их над лесом, а похищенный в этот момент становится невидимым для всех остальных. А когда жертва шувгея через несколько дней или даже недель возвращается в мир из дремучей чащобы, куда его занес ветер, то ничего не может вспомнить из своих скитаний, заболевает эпилепсией, теряет разум или начинает заикаться. Но похищенные шувгеем не погибают и телесных повреждений (кроме комариных укусов и царапин) не имеют, поэтому сложно понять, почему автор гипотезы «унесенных ветром» решил «свалить» вину на него.
Инженер-механик из Печоры Виктор Табаринов высказал предположение, что туристы погибли под воздействием инфразвука, который мог образоваться в горах. Впрочем, до него эту версию уже неоднократно высказывали. «Ветер, огибая вершины перевала, задевает поверхность земли, заставляет вибрировать отдельные частицы грунта, — объясняет он свою версию. — Так рождается смертельный инфразвук. Он и стал убийцей туристов». Как известно, человеческое ухо воспринимает звуковые колебания с частотой от 16 до 20.000 колебаний в секунду. А то, что от «16 и меньше», — неслышимый инфразвук, который, воздействуя на организм, может вызвать слепоту, помрачение ума, беспричинный страх и — при определенных частотах — даже смерть от остановки сердца. Но эта версия не объясняет, почему у части погибших были множественные переломы и неестественный цвет кожи.
Стихийная сила
«Учитывая отсутствие наружных телесных повреждений и признаков борьбы, наличие всех ценностей группы, а также принимая во внимание заключение судебно-медицинской экспертизы о причинах смерти туристов, следует считать, что причиной гибели туристов явилась стихийная сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии», — такое заключение в мае 1959 года дали прокурор-криминалист Иванов и начальник следственного отдела Лукин. Остается только добавить, что с тех пор разгадка таинственной «стихийной силы» так и не была найдена, и ни одна из выдвинутых почти за полвека версий так и не стала общепринятой. А, значит, тайна «Горы мертвецов» еще долго будет волновать исследователей мира необычного.
По материалам: trinixy.ru и ufolove.ru
 
Источник: https://earth-chronicles.ru