Обидней всего, говорит Алексей, что эта история случилась именно с ним. С 2004 года он образцовый клиент МТС, нет ни единой задолженности. Но в июне на его номер стали сыпаться сообщения с обещаниями блокировать SIM —карту.
— Сообщали, что у меня задолженность по трем телефонным номерам. На одном — 1086 рублей, на втором — 1104, на третьем – 13 рублей, — рассказывает Алексей Тектов. — Это ваши телефоны? — Нет, не мои. Как эти номера были оформлены на мои паспортные данные, менеджер МТС мне ответить не смог.
Зато выяснилось, что со всех трех «левых» номеров кто-то совершает международные звонки и регулярно позванивает в интим по телефону.
«И ещё, что неприятно, абонент попадает в объединённую базу данных плохих должников. Дальше последствия могут быть довольно печальны — вплоть до отказа в выезде заграницу», — объясняет Сергей Потрясов, эксперт журнала о мобильной связи.
В ужасе от такой перспективы Алексей примчался в офис МТС, чтобы лично взглянуть на липовые договоры, но…
— Если вы будете запрашивать какие-то данные, вы автоматически признаете, что этот номер ваш, — безапелляционно заявляет сотрудник компании. — Что значит автоматически, я же заявление написал, что эти номера не мои. — Договор от дилера присылается нам, мы вносим данные в нашу систему, — бубнит продавец. — А если дилер предоставил недостоверные данные? Вас это не волнует? — Откуда мы знаем — достоверные данные или недостоверные?
Тупик. Китайская головоломка! Клиент не докажет, что не должник, без документов, документы не имеет права запросить, так как не он их подписывал, а если заявит, что документы — его, то он и есть должник. И таких случаев, говорят эксперты — сотни, практически у всех операторов сотовой связи.
«Вы приходите в салон связи. Если нашёлся недобросовестный работник, то на ксерокопию вашего паспорта он может сколько угодно ещё контрактов подключить», — говорит Сергей Потрясов.
Проводим эксперимент в точке продаж SIM-карт в универсаме. Обращаемся к дилеру, который обязан лично внести данные абонента в договор. Сразу говорим, что паспорта нет.
— От балды можем написать? — От балды… Хотелось бы конкретику какую-то. — Тогда записывайте: фамилия — Ульянов, имя — Владимир, отчество – Ильич.
Продавец и глазом не моргнул, он готов повесить карту любого оператора на кого угодно.
Мы еще и прописали вождя по заведомо несуществующему адресу, но никаких проверок не было, поскольку номер был благополучно активирован.
Так в базе данных МТС появился новый абонент — Владимир Ульянов из Симбирска. А что касается липовых паспортных данных, так это, как говорил Ильич, конспирация и ещё раз конспирация.
Ровно то же самое произошло и с Алексеем. Вот официальный ответ пресс-службы МТС, признавшей факт мошенничества: «В данном случае имеет место случай мошенничества со стороны недобросовестного дилера. Все номера, о которых идёт речь, были подключены в одной из торговых сетей Москвы. Дилер незаконно воспользовался паспортными данными гражданина при оформлении контракта».
При этом Алексея по-прежнему просят оплатить чужой интим по телефону. Он так ничего и не смог доказать.