США предлагали России дружить против Китая в обмен на Курилы
Как отмечает "Русский репортер", недавнее совместное вето России и Китая на резолюцию Совета Безопасности ООН по Сирии и "предвыборный" визит Владимира Путина в Китай привлекли всеобщее внимание к новому вектору российской внешней политики. Выбор Китая в качестве основного партнера России в дальневосточном регионе, возможно, подтолкнуло решение Соединенных Штатов Америки, которые 18 февраля этого года признали суверенитет Японии над четырьмя южными островами Курильской гряды. Между тем, альтернативная расстановка сил вполне могла бы быть достигнута, если бы Россия в свое время приняла предложение США заключить альянс с США, Японией и Индией для блокирования возможной китайской угрозы.
Находившийся в Москве с визитом конгрессмен Дана Рорабахер (республиканец от Калифорнии) встретился с директором департамента Азии и Тихоокеанского региона МИД Михаилом Галузиным для обсуждения Курильской проблемы.
Как следует из документа, Дана Рорабахер выразил озабоченность, что Китай в будущем может представлять общую угрозу интересам России и США. По его мнению, если этому не противодействовать, Китай продолжит оказывать поддержку странам-изгоям в разных частях планеты и в конечном итоге попытается "прибрать" Сибирь и регионы российского влияния. Он выступил за создания альянса между США, Россией, Японией и Индией против возможной китайской угрозы, и первым шагом в этом направлении должно стать улучшение двусторонних отношений России и Японии.
Рорабахер выдвинул предложение по
разрешению проблемы Курильских островов. Согласно плану, вопрос о
суверенитете откладывается на 100 лет, а на четырех островах с
прилегающими водами создаются зоны свободной торговли. Граждане России и
Японии могут свободно заниматься бизнесом или селиться на островах, а
управляться территория должна по системе кондоминиума (совместного
владения). По истечении ста лет вопрос о политическом статусе островов
должны будут решить их жители. Рорабахер указал, что хотя первым, кто
получил это предложение в письменном виде, был российский МИД, он
обсуждал эту идею с японским послом в Вашингтоне. У него также были
беседы о Китае с премьер-министром Японии Асо, который готов к
восприятию идеи совместной работы Индии, России, Японии и США над
вызовами, которые исходят из Китая.
Галузин ответил, что российское правительство считает Китай стратегическим
партнером и предпочитает работать через коллективные организации
Азиатско-Тихоокеанского региона, а не через блоки или альянсы с
ограниченным числом стран-членов. Российский дипломат отметил, что
исключение тех или иных стран из региональных структур будет выглядеть
подозрительно и навредит атмосфере сотрудничества в регионе.
Он подчеркнул, что хотя правительство России открыто для новых идей, дискуссии по этому вопросу нельзя отделить от юрисдикционных претензий. Для России острова – это не просто точки на карте, но неотъемлемая часть российской оценки итогов Второй мировой войны, которая остается чувствительным и эмоциональным вопросом.
Как известно, Япония претендует на острова в южной части Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи), мотивируя свои претензии ссылками на российско-японский Трактат о торговле и границах 1855 года, по которому указанные острова были признаны японскими, а также на то, что эти территории не входят в состав Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францисскому мирному договору 1951 года. Япония поставила в зависимость от решения территориального спора подписание мирного договора между двумя странами.Как сообщал "Росбалт", позиция российской стороны по вопросу о пограничном размежевании состоит в том, что южные Курильские острова перешли к России по итогам Второй мировой войны в соответствии с договоренностями союзных держав (Ялтинское соглашение от 11 февраля 1945 года, Потсдамская декларация от 26 июля 1945 года) и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.
Источник: www.rosbalt.ru.