Сто лет бомбардировок: что они с нами сделали?
Сто
лет назад в ноябре 1911 года мир существенно и безвозвратно изменился.
Появление воздушного бомбометания, которое первым осуществил
итальянский пилот в небе над Ливией, породило и сделало привычной войну
нового типа. Характер вооруженного конфликта трансформировался,
изменив вместе с тем правовые и нравственные системы, делавшие его
ясным и понятным.
Бомбы и ракеты были старым оружием, однако
риски военного искусства претерпели кардинальные изменения с появлением
непривычного несоответствия между теми, кто бомбит, и теми, кого
бомбят. Оружием стал сам страх. Атакующие сверху были практически
неуязвимы, а те, кого атаковали, кто находился внизу, были абсолютно
ничем не защищены. Все различия между комбатантами и некомбатантами,
между гражданским населением и военными мгновенно устарели. Мы считаем,
что появление воздушного бомбометания было не просто революцией в
военном деле. Тщательно изучив его появление и развитие, мы можем иначе
оценить историю империй, национализма и распределения человечества по
расам.
Такая воздушная техника массового истребления людей
показала миру настоящую имперскую драму. Тот мир, который она раскрыла,
демонстрировал все необходимые дарвиновские несоответствия в ценности
разных, соперничающих между собой форм жизни, обладавших отличающимися
друг от друга расовыми и культурными характеристиками. Императивы
природы с готовностью и безо всякого труда сочетались с императивами
линейной, прогрессивной истории. Вертикальные, технически
опосредованные отношения переопределили связь и столкновение между
цивилизацией и дикостью, изменив ощущение масштабов этого столкновения.
Теперь стало гораздо проще уничтожать далекие, находящиеся внизу
человеческие фигуры, которые сверху казались какими-то насекомыми или
паразитами. Критический анализ бомбардировок открывает не просто тайную
имперскую историю. Он демонстрирует сходства между этим прошлым и
современными военными интервенциями, осуществляемыми во имя свободы и
демократии. Говорят, что сегодняшние операторы автоматического
авиационного оружия называют результаты своей работы «обработкой
клоповников».
Трудно, все труднее не замечать того, как эти эпохальные события
становятся частью общих представлений, проходящих сквозь годы в наше
время, формирующих нормы и практику искусства государственного
управления, узаконивающих определенные взгляды на мир и насильственные
действия в этом мире. Воздушная война, которая не требует вызывающего
тревогу присутствия «сапог на земле», стала в последнее время привычным
репертуаром гуманитарных интервенций. И хотя людей по-прежнему
запугивают обвинениями в неполиткорректности, существует мощное
противодействие представлению о том, что расовая иерархия была
неотъемлемой составляющей применения таких механизированных технологий
убийства.
Как продемонстрировал Свен Линдквист (Sven Lindqvist) и
прочие, европейские воздушные силы доказали свою эффективность и
стратегическую ценность в колониальных конфликтах, которые
консолидировали имперскую мощь и порождали идею о том, что войны можно
вести чище, современнее, с хирургической точностью и технологично. Мысль
о том, что убивать аборигенов можно безо всяких последствий, потому
что они все равно обречены на смерть природой и историей, была доведена
до кульминационной точки.
В ходе Второй мировой войны эти
процессы получили многочисленные дополнения и расширения. Казавшаяся
неисчерпаемой изобретательность оказала свое неизгладимое влияние на
методы, позволявшие сеять смерть с небес. Сегодня названия городов
Хиросима и Нагасаки служат ключевыми словами, обозначающими эти общие
тенденции, которые систематически дорабатывались и совершенствовались в
многочисленных конфликтах на закате колониализма от Кении до Алжира.
Жизни и земли многих коренных народов отравлялись и разрушались в ходе
испытаний все более мощных и ужасных вооружений.
Иллюзии чистой
войны и сегодня не утратили своей притягательной силы. На самом деле,
милитаризация общественной и культурной жизни в чрезмерно развитых
странах постоянно ускоряется. Официальные мероприятия в Британии в
ознаменование и в знак памяти о разных исторических датах ограничиваются
узкими приоритетами, среди которых нет места колониальной истории
таких преступлений.
Вместо этого британцы снова начинают
привыкать к рокоту старых бомбардировщиков у себя над головами. В этом
году военные пропагандисты заверили своих интернет-читателей, что в
68-ю годовщину операции Chastise, когда 617-я эскадрилья участвовала в
разрушении немецких плотин в ходе Второй мировой войны, ее летчики,
базирующиеся сегодня в Кандагаре, снова «делают то, что умеют делать
лучше всего; они борются с врагом в жаркой и пыльной местности
Афганистана». А на королевском бракосочетании народ порадовали вестью о
том, что дедушки герцогини Кембриджской Питер Мидлтон (Peter
Middleton) был инструктором Королевских ВВС на канадской базе в
Калгари, где проходили подготовку британские летчики. Мы узнали, что
позже во время войны он был летчиком-истребителем, отличившимся в боях
тем, что «храбро использовал концы крыльев своего самолета Mosquito,
чтобы направлять в сторону от Лондона смертоносные немецкие
самолеты-снаряды. Мидлтон был в числе лучших летчиков Королевских ВВС,
сбивавших с курса немецкие машины».
Эти события стали важными
пропагандистскими моментами в ритуалах и торжественных церемониях,
олицетворяющих вымышленное национальное единение, цель которого –
придать ореол святости сегодняшним агрессивным авантюрам за счет их
связки с простым героическим прошлым, когда британцы становились
праведными жертвами, после чего превращались в отважных победителей.
Бомбы,
которые сбросила Британия, огненные бури, которые она начала, и весьма
своеобразная история инноваций в этой сомнительной области сегодня в
основном забыты. Вместо этого создана история об отважном народном
сопротивлении германскому блицкригу. Угасающая способность Британии
выступать не в своей весовой категории и на законном основании сидеть
за главным мировым столом каким-то образом подтверждается эпическими
легендами о неослабевающей воздушной мощи страны и
меланхолично-ностальгическими рассказами об увядшем техническом величии
ее самолетов Spitfire, Hurricane и Lancaster, которые обеспечили эту
воздушную мощь.
Критические суждения и ясная память
Важно
снова обратиться к этой истории, потому что ностальгия не только
затмевает способность к критическому суждению, но и лишает нас
возможности проводить исторические параллели через толщу времени.
Меланхолическая одержимость Второй мировой войной мешает британскому
обществу разработать более сложную и честную форму размышлений на тему
истории. Хорошим примером последнего времени стали массовые осуждения
летнего «мародерства» в британских городах. Его назвали «не британским»
явлением. Но журналист Гэвин Мортимер (Gavin Mortimer) отмечает, что во
время блицкрига мародерство также было широко распространено. В период
с сентября 1940 по май 1941 года было отмечено 4584 случая грабежей.
Лондонцы забирали себе вещи и деньги с трупов, а также крали газовые
счетчики в разбомбленных домах. Это не очень-то укладывается в
героическую картину борьбы с нацизмом и не может служить примером самых
лучших «британских ценностей». Наши взаимоотношения с прошлым
необходимо спасти от искажающего упрощенчества, которое переустраивает
мир в соответствии с опрятными манихейскими штампами.
Хроническая
проблема общественной амнезии заключается не только во
взаимоотношениях с прошлым. Скорее, часть проблемы геополитических
интервенций сегодняшнего дня, которые зачастую проводятся во имя
гуманности, состоит в том, что их представляют в отрыве от истории.
Военная мощь наших дней забывает о своем прошлом, чтобы сделать свои
нынешние операции правомерными.
Однако послеколониальной Европе
необходимо разобраться в своих былых преступлениях, а также в своих
былых страданиях. В Британии этот сложный двойной процесс можно даже
использовать для создания психологически более здорового общества,
примирившегося с собой и с миром, общества, которое помнит свое
имперское и колониальное прошлое, хотя европейцы замыслили стереть его.
Помня
об этих вопросах, мы собираемся провести в Лондоне трехдневную
конференцию, которая совпадет по времени со столетним юбилеем воздушных
бомбардировок. Конференция под названием «Шок и трепет: Сто лет
бомбардировкам с воздуха» соберет известных во всем мире критиков,
артистов, социологов, философов и историков, которые рассмотрят все
аспекты столетней истории бомбардировок. На этом мероприятии вопросы
трудной повестки, созданной на основе размышлений о прошедшем столетии,
будут обсуждаться в Лондоне. Однако дискуссии не ограничатся Британией и
лишь ее историей бомбежек. Через openDemocracy мы надеемся
инициировать глобальное обсуждение о том, что воздушные бомбардировки
говорят нам о природе военной мощи и о геополитических порядках.
Мы
приглашаем читателей делиться своим собственным опытом и местными
примерами из прошлого и настоящего. Не намереваясь ограничивать рамки
этой дискуссии, мы предлагаем начать дебаты, поставив на обсуждение три
ключевых вопроса:
- Как воздушные бомбардировки изменили взаимосвязь между законом, войной и правомерностью?
- Как бомбардировки раскрывают порядки, существующие у человечества, и как они связаны с наследием империй и расизма?
-
Как сегодняшние воздушные войны, оправдываемые потребностями
гуманитарной интервенции, соотносятся с вековой историей авиационных
бомбардировок?
Мы хотим начать разговор с прошлым, но в равной
мере задать вопрос о том, как сегодняшние бомбардировки связаны с этим
разрушительным наследием смерти с небес. В 1940 году Вирджиния Вульф
написала в своем очерке «Мысли о мире во время воздушного налета», что
мир требует демилитаризации европейской культуры. «Мы должны создать
более благородные виды деятельности для тех, кто пытается укротить в
себе воинственные инстинкты, свой подсознательный гитлеризм, Мы должны
компенсировать мужчине утрату его оружия», - резко заключает она.
Наверное, еще труднее представить себе, как можно компенсировать
сегодняшним военным машинам утрату их бомб. Возвращение дипломатии
бомбардировок в Ливию в 2011 году, где самолеты ВВС США сбрасывали вниз
бомбы во имя развития демократии, делает критический разговор о
применении воздушной мощи еще более насущным и актуальным. Достичь этих
целей невозможно, если во имя мира и правды мы не сумеем начать
сознательное созидание нового приземленного и космополитичного диалога
об ужасах прошлого. Этот диалог должен связать воедино опыт тех, кто
бомбил, и тех, кого бомбили, причем произойти это должно в
непредусмотренных формах и видах. Сделать это надо не для того, чтобы
эти истории были взаимозаменяемыми или эквивалентными, а чтобы
подтвердить их взаимную связь и связь с гуманностью и человечностью.
Об авторах
Пол
Гилрой – профессор социологии и афро-американских исследований
Йельского университета, автор книг «Between Camps» (Между лагерями),
которая в США вышла под названием «Against Race» (Против рас) и «The
Black Atlantic» (Черная Атлантика).
Ле Бэк - профессор социологии
Лондонского университета. Среди его книг «The Art of Listening»
(Искусство слушать) и «Theories of Race and Racism» (Теории рас и
расизма).
Оригинал публикации: A hundred years of bombing: what has it done to us?
Источник: inosmi.ru.